» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018
Автор: Чукштайкина Анна Александровна, студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование отношения студентов к здоровому образу жизни в условиях вуза
Дата публикации: 21.02.2018
УДК
378:796.02.2:613.4
ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ
СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Чукштайкина Анна Александровна, студентка 4 курса
Зотин В. В., ст. преподаватель
институт: инженерно-экономический Сибирский
государственный университет
науки и технологий имени академика М.
Ф. Решетнева, Россия г.
Красноярск
Аннотация. В статье дается анализ современного
состояния физической культуры среди молодежи. Сделаны выводы о том, что не смотря на активную пропаганду здорового образа жизни
и несколько большую увлеченность молодежи в физическую культуру, в этой сфере
преобладает бессистемность и отсутствие серьезного желания у молодых людей
заниматься физической культурой.
Ключевые слова: молодежь, студенты, физическая
культура
Современная
образовательная система подразумевает формирование всесторонне развитой
личности выпускника, в том числе с физической стороны. Это связано с тем, что
проблема сохранения здоровья значима на общенациональном и государственном
уровнях, поскольку от уровня здоровья студентов находятся в зависимости
перспективы развития государства, его трудовой потенциал, благосостояние её
населения, социально-психологическая защищенность.
Вместе с
этим, молодежь показывает неготовность к серьезным
занятием физической культурой. Среди населения, в том числе молодого,
преобладает гиподинамия, часто связанная с чрезмерным использованием техники
(компьютеров, ноутбуков, планшетов и т.д.).
Поэтому
неудивительно, что результаты научных исследований за последнее десятилетие
показывают значительные негативные перемены в состоянии здоровья студентов, в
том числе: нарушения позвоночника, мышц, зрения, ожирение и т.д. Нарушения
здоровья в значимой степени определяются воздействием других поведенческих
факторов риска, помимо малой активности: курения, употребления алкоголя и
наркотиков и др. Появилась необходимость в укреплении и охране здоровья
молодого поколения в условиях современной образовательной среды.
Физическая
культура выступает многомерным явлением, которое поддерживает опыт сохранения и
поддержания здоровья человека. Вместе с этим действительность, которая связана
с ухудшением экологии, кризисностью современного
мира, определяет новые перспективы данной научной отрасли. Представление о
физической культуре, с одной стороны, косвенно связано с содержанием
физиологических, биологических исследований, а с другой – с
психолого-педагогической проблематичностью понятий здоровья и здорового образа
жизни.
Физическая
культура должна в этом случае стать инструментом воспитания человека, поскольку
только человек, который сочетает в себе духовность и серьезное отношение к
своему здоровью, телу, может качественно улучшить генофонд нации.
Однако
занятия физкультурой и спортом, хоть и являются модным трендом последние годы,
носят эпизодический характер. Повсеместно выросшие фитнес-клубы, «качалки» используются молодежью в
большинстве случаев не с целью формирования навыков здорового образа жизни, а
чаще для того, чтобы «сбросить лишний вес», «немного подкачаться».
Пропаганда
здорового образа жизни за последние годы принесла свои
позитивные результаты. При этом в физическом воспитании молодежи нет
системности, которая дала бы возможность взглянуть на проблему физической
культуры, физического воспитания и физического образования как на составную
часть проблемы национальной безопасности.
В высшем
учебном заведении, несмотря на выделение физкультуры в пятерку ведущих
дисциплин, ей отведено место в вариативной части, и 328 часов полноценных
практических занятий теряют свою актуальность и значимость.
А ведь
именно в процессе занятий физической культурой закаляется воля, характер,
совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в
разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно
рисковать или воздерживаться от риска, вырабатывается смелость, сила, быстрота,
осмотрительность и умение не сдаваться.
Здоровый
образ жизни представляет собой продукт деятельности человека, его мировоззрения
и ценностей.
В связи с
этим исследование практики организации физической подготовки, сдача норм ГТО,
школьников, студентов, граждан России в последнее время является актуальным в
психолого-педагогическом ракурсе (З.И. Тюмасева, А.И.
Федоров и др.) [6; 7].
С учетом
данной проблемы, следует отметить следующие противоречия:
-
между
потребностями общества в воспитании здорового молодого поколения и недостатком
корректной педагогической стратегии, которая направлена на формирование у
школьников ценностного отношения к своему здоровью;
-
между
необходимостью научного обоснования понятия «здоровье как индивидуализированная
ценность» для осознания его важности в физической подготовке к сдаче норм ГТО;
-
между
увеличивающимся осознанием педагогическим сообществом необходимости сохранения
и укрепления здоровья и недостаточной разработанностью методического
обеспечения формирования у студентов ценностного отношения к здоровью в
процессе изучения ими физической культуры.
Анализ
последних публикаций по проблеме исследования показал, что проблема
формирования физической культуры студентов является сложной и противоречивой. С
одной стороны, это непонимание важности физического воспитания и спорта самими
учениками.
Так, в
исследованиях СМ. Королева предоставляет данные о
выполнении трех стандартов физической подготовки (потянув за перекладину на 100
м и 1 км) призывников нового призыва, то есть вчерашних учеников. Таким
образом, из 74 новобранцев для «хороших» и «отличных» управляли всего 11
человек, а 33 новобранца вообще не справлялись. Наименьшими результатами были
оценки выносливости - бег на 1 км [4]. Исследователь отмечает прямую связь
между физической подготовкой молодежи и пониманием гражданского долга,
отношения к Родине. Например, только 12 человек оценивают необходимость военной
службы в качестве своей гражданской обязанности, а 19 предметов прошли обучение
на службе. Кроме того, следует отметить, что на фоне нежелания служить в армии,
двигательная активность молодых людей уменьшается, сопротивление психостату и неопределенность возникают в возникновении
чрезвычайных ситуаций. Проведенные исследования свидетельствуют об отношении к
физической культуре в обществе в целом.
63%
респондентов не связывают свое отношение к физической культуре и спорту с
гражданством, своей гражданской позицией, но студенты, которые считают
физическую культуру и спорт как жизненно важную потребность, имеют более
высокий уровень личной ответственности, есть явно региональный патриотизм. В то
же время группа студентов с отрицательным отношением к физической культуре и
спорту демонстрирует передачу ответственности, низкий уровень святости и
региональный патриотизм [4; 6].
С другой
стороны, это ухудшение здоровья современной молодежи. Таким образом, T.A. Бережнова Н.П. Мамчик, О.В.
Клепиков отмечает ухудшение здоровья студентов во время учебы в университете [2,
c. 392]: если в 1
курсе соматических заболеваний страдают 23-30% студентов, то в прошлом году их
число увеличивается в 2,5 раза. Наиболее распространенными являются заболевания
органов пищеварения, а также оценены заболеваний опорно-двигательного аппарата.
М.Т. Зеленина, А.Б. Коротков, С.Б. Короткова считает, что основным критерием
здоровья человека является выносливость, которая определяется эффективностью кардиореспираторной системы [3, c. 339].
Результаты
исследований, проведенных учеными, свидетельствуют о снижении выносливости у юношей
и девушек [4].
Еще одна
трудность заключается в отсутствии мотивации к формированию здорового образа
жизни, красивого тела среди самих учеников. Между тем, государственные
документы об образовании ставят задачу формирования у молодых россиян
ценностного отношения к здоровому образу жизни. По словам Н.А. Красноперова, факторами
формирования позитивной мотивации к здоровому образу жизни являются знания о
здоровье и способах его сохранения, формирование внутренней картины здорового
образа жизни и ценностное отношение к ней [5, c. 124].
При этом
ключевое место в формировании ЗОЖ занимает физическая культура. Как было отмечено
выше, до 30% первокурсников имеют низкие показатели здоровья, что объясняет
рост заболеваемости и подверженности вирусным
инфекциям среди студенческой молодежи в осенне-зимний период. Кроме того,
проведенный среди первокурсников опрос выявил большое количество студентов с
вредными привычками.
И, наконец,
проблема педагогического мастерства. В работах преподавателей физической
культуры поднимается вопрос о нежелании студентов заниматься, избегании ими
занятий.
Системная
модель формирования физической культуры студенческой молодежи включает три
составляющие:
-
когнитивная – содержит знания и установки относительно занятий
физической культурой и спортом и роли физической культуры в жизни человека;
-
мотивационная
– включает мотивы занятий физической культурой и спортом, их направленность
(внешние или внутренние, нормативные или девиантные),
их устойчивость;
-
поведенческая – характеризуется конкретными действиями: систематичностью
посещений занятий физической культурой, спортивных секций, самостоятельными
занятиями.
Анализ работ, посвященных внедрению ВФСК ГТО в образовательных
организациях показал, что рассматриваемая проблема является актуальной и
многогранной.
Выявив
особенности и психофизический потенциал студентов, можно объективно оценить
степень готовности к сдаче норм ГТО, а впоследствии сформировать оптимальную
систему подготовки к успешному прохождению тестирования.
На
сегодняшний день, только 25-30% обучающихся вуза имеют
двигательный режим, который позволяет выполнять нормативы. Таким образом,
следует менять систему мотивации к занятию спортом, повысить интерес к
физкультуре у студентов.
О.В. Байгужина, П.А. Байгужин
рекомендовали интегрировать оценку здоровья студентов и результаты тестирования
в общую балльно-рейтинговую систему оценки освоения
образовательной программы [1, c. 16], иными словами приравнять результаты сдачи норм ГТО к
результатам обучения по основным предметам и признать их обязательными для всех
учащихся.
Таким
образом, реализовав принципы, которые находятся в основе комплекса ГТО, можно
достичь целей, поставленных перед системой воспитания, которую необходимо
сформировать. К этим принципам относятся: добровольность участия, ориентация на
личностный рост и оздоровление, обязательность медконтроля,
учет региональных особенностей, традиций народностей, проживающих в Российской
Федерации, а также доступность. Особая роль в реализации данной проблемы должна
отводиться преподавателю, от которого во многом зависит физическое развитие
школьников, отношение к здоровью будущих абитуриентов.
Список литературы:
- Байгужина, О.В. Балльно-рейтинговая система оценивания подготовленности студентов педагогического вуза по дисциплине «Физическая культура» / О.В. Байгужина, П.А. Байгужин // Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов: Матер. Всерос. науч.- практич. конф. с междунар. участием. - Челябинск: ЧГПУ, 2014 . - С. 14-17.
- Бережнова Т.А. Анализ состояния здоровья взрослого населения г. Воронежа / Т.А. Бережнова, Н.П. Мамчик, О.В. Клепиков // Журнал теоретической и практической медицины. - Москва, 2010. - Т. 8, № 3. - С. 391-393.
- Зеленина М.Т. Сравнительная оценка некоторых показателей выносливости у студентов медицинского вуза / М.Т. Зеленина, А.Б. Коротков, С.Б. Короткова: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. - С. 338-343.
- Королев С.М. Значимость физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания / С.М. Королев - [Режим доступа] - Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2013/270/3239
- Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента // Теория и практика физической культуры. 2005. - № 6. - С. 124-135.
- Тюмасева, З.И. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: коллективная монография / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, ГВ. Валеева, Е.С. Гладкая; под науч. ред. З.И. Тюмасевой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 290 с.
- Федоров, А.И. Отношение студентов к здоровью: поведенческие риски в аспекте социологического анализа / А.И. Федоров, И.Н. Алешин, И.П. Сивохин, Н.Б. Мамиев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 26-28.
Комментарии: