» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018
Автор: Перекрестова Валерия Александровна, Старший преподаватель
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Применение информационных технологий в управлении карьерой специалиста
Дата публикации: 23.02.2018
УДК 005.95:004.9
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАРЬЕРОЙ СПЕЦИАЛИСТА
Перекрестова Валерия Александровна
Московский
автомобильно-дорожный государственный технический университет, г.Москва
Аннотация. Информационные технологии являются важным и
незаменим инструментом в деятельности любого специалиста
как в его профессиональной трудовой сфере, так и при планировании и управлении
своим развитием, что является залогом построения эффективной карьеры.
Построение межличностных коммуникаций для установления новых контактов и
поддержки связи с уже существующими контактами стало более эффективным с
появлением таких информационных технологий как социальные и профессиональные
социальные сети, а процесс развития личностных, профессиональных знаний и умений
стал доступным и удобным с появлением электронных курсов обучения и технологий
проведения виртуальных конференций.
Ключевые слова: информационные технологии, карьера
специалиста, управление персоналом, профессиональные социальные сети.
Современное общество живет в век информационных
технологий. Под информационными технологиями будем понимать все, что связано с
обработкой, хранением и передачей информации [1]. В настоящее время основные
бизнес-процессы любой многих организаций автоматизированы и специалисту не
нужно прилагать большое количество усилий для того,
чтобы выполнить какое-либо действие, связанное будь то с его трудовой
деятельностью или с бытовыми ситуациями. В России информационные технологии
рассматриваются, как стратегически существенный инструмент, способствующий
росту карьеры и улучшению общения с клиентами.
Использование информационных технологий оказывает
весомое влияние на управление карьерой любого специалиста. Исходя из этого,
следует рассмотреть основные понятия и виды карьеры.
Выбор карьеры является одним из
важных решений, которые человек принимает в своей жизни, так как достижения
человека в той или иной сфере жизнедеятельности зависит от соотношения между
его личностью и характером его работы.А.Я. Кибанов
определяет карьеру следующим образом: «карьера – это поступательное продвижение
личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей,
квалифицированных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с
деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности,
достижение известности, славы, обогащения.» [2].
Принято выделять 2 основных вида карьеры:
вертикальная и горизонтальная[3].
Под вертикальной карьерой
подразумевает собой
продвижение по службе вверх. Этот вид карьеры наиболее очевидный, так как
сотрудник получает новую должность и новый уровень оплаты своего труда. Именно
вертикальная карьера неразделима с понятием «карьерная лестница». Карьерная
лестница предусматривает фиксированное время пребывания в каждой должности, после
чего работника передвигают вверх на следующую позицию. Достигнув верха
карьерного роста, работник по истечении срока не уходит сразу на пенсию, а
переходит в другое качество с понижением полномочий по принятию решений
(рисунок 1).
Рисунок 1. Карьерная лестница
Под горизонтальной карьерой подразумевают вид карьеры, который
предполагает перемещение в другую функциональную область деятельности, либо
выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого
формального закрепления в организационной структуре. Горизонтальная карьера не
означает постоянное и непременное движение вверх по организационной иерархии.
Этот вид карьерного роста включает в себя: новые обязанности и статус,
увеличение заработной платы и ответственности.
Горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую, путем
назначения на непродолжительное время предусматривает модель карьеры «Змея».
Карьера «змея» предполагает обязательные ротации перед последующими повышениями
в должности. Система ротации позволяет работнику познакомиться с различными
видами деятельности и стать специалистом широкого профиля (рисунок 2).
Рисунок 2. Модель «Змея»
Обычно применение данной модели сопровождается определением максимального
срока нахождения на руководящих должностях. Например, руководитель предприятия
в крупной компании с разветвленной филиальной сетью в регионах не может
работать на одной должности более пяти лет, а начальник цехов – более трех лет.
Поэтому их перемещают с одного завода на другой. Кроме горизонтальной и
вертикальной карьеры, так же выделяют вид карьеры связанный с передвижением в
одной или нескольких организациях: межорганизационная
и внутриорганизационная.
Под внутриорганизационной понимают, что работник в процессе
своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу,
профессиональный рост, уход на пенсию, поддержка и развитие индивидуальных
способностей. Эти все стадии работник должен проходить
по порядку в стенах одной организации. Эта карьера может быть
специализированной и неспециализированной.
Межорганизационная карьера предполагает, что работник в процессе своей профессиональной
деятельности проходит все те же стадии развития, все эти стадии работник проходит по
порядку, работая на разных должностях и на разных уровнях организации.
Можно рассмотреть возможный карьерный путь на примере профессии
программист (рисунок 3).
Рисунок 3. Карьерный путь программиста
Самая первая ступень «стажер». Обычно программисты начинают свой
профессиональный путь именно с этого, часто еще обучаясь в ВУЗе. Но нужно
учитывать то, что на входе в компанию молодым специалистам очень редко доверяют
участие на крупных проектах.
Вторая ступень «разработчик». На такую должность принимают уже с
законченным высшим образованием, нужно владеть различными методами и
инструментами анализа и проектирования. В своей профессиональной области на
этом этапе сотруднику доверяют разрабатывать программное обеспечение для
деятельности компании.
Если сотрудник хорошо себя проявляет и быстро учится, если у него хорошие
отношения в коллективе, то, скорее всего, следующей ступенью в его карьере
будет должность старший разработчик. IT-специалист, который хорошо владеет не
только профессиональными навыками и знаниями разработки, но и который обладает
потенциалом в области управления коллективом, имеющий хорошие коммуникативные
навыки и знающий специфику работы в команде, может стать уже руководителем
группы разработки.
Следующая ступень в карьерном росте программиста – это менеджер проекта. На
эту должность может претендовать сотрудник, который сочетает в себе такие
навыки, как проектно-технической деятельности, так и управленческой работы.
Далее путь менеджера проекта может зависеть только от того, в какой
области он хочет себя проявить. Он может перейти в другой проект, или стать
менеджером программы, который может руководить сразу несколькими программами. А
дальше уже можно развивать себя до должности директора по разработке и
совершенствовать себя до позиции IT-директора.
Но не нужно забывать, что вертикальный карьерный рост не единственный
вариант развития. Есть много IT-специалистов, кто оттачивает свой
профессионализм и совершенствует себя в горизонтальном направлении, расширяя
свой функционал, выполняя новые задачи, становясь универсальным работником. Как
показано на рисунке 3 программисты могут попробовать себя в архитектуре,
дизайне и даже в аналитике.
Управление карьерой дает возможность «вырастить» специалиста или
руководителя организации в ее стенах. Поэтому можно сказать, что управление
деловой карьерой является одним из важнейших направлений в управлении
персоналом организации. Как правило, в
организациях, где отсутствует управление карьерой, мотивация поведения работает
слабо, человек трудится не в полную силу и не стремится повышать
квалификацию, а рассматривает свою работу в организации как
временную [7].
Каждый сотрудник должен планировать и оценивать свою карьеру.
Планирование карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в
организацию и до увольнения с работы, нужно организовывать планомерное
горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или
рабочих мест. Развитие профессиональных и личностных знаний и навыков, что
является залогом успешной карьеры, которая требует от работника больших усилий,
которые в дальнейшем дадут ему различные преимущества.
Процесс поиска работы и общения с коллегами, приобретение
новых знаний и умений значительно упростился благодаря развитию информационных
технологий. В современных условиях, для
построения эффективной карьеры, специалисту необходимы информационные
технологии. Они помогут ему совершать различные трудовые функции где бы он не
находился, упрощать сложные и затянутые бумажные процессы, общаться с большим
количеством людей буквально одновременно. Эффективный работник тот, кто умеет
оптимизировать свои трудовые функции с помощью информационных технологий.
Удобные персональные компьютеры, мобильная связь,
интернет – все это появилось относительно недавно, но сейчас человеку сложно
себя представить без какого - либо гаджета, связывающего его с окружающим
миром.
В свою очередь, специалист должен быть в курсе различных тенденций,
происходящих в сфере информационных технологий, чтобы данное взаимодействие
было еще более продуктивным. В данное время до 65% совокупного рабочего времени
работник расходует на создание, передачу и использование информации. Новый
«информационный работник» должен обладать особой информационной культурой и
культурой в области работы с информацией. Не следует недооценивать значения
данной тенденции для построения управленческой карьеры. Новые информационные технологии способствуют
обмену знаниями, формированию умений и навыков, служат средством добычи
карьерной информации и различных вариантов самопрезентаций
и т.д [4].
Информационные технологии в управлении карьерой делятся
на (рисунок 4):
Рисунок 4. ИТ управления карьерой
Массу возможностей открывают информационные технологии
для обработки информации. Информация как ключевой ресурс развития любой
организации должна быть представлена в структурированном виде, понятна и
полезна для пользователя. Превращение необработанных, сырых фактов в структурированные
отчеты становится доступнее для более широкого круга пользователей с помощью
информационных технологий. Существует огромное количество IT- инструментов для
обработки информации: от текстовых редакторов (Например, MS Word)
до систем управления всеми ресурсами организации (ERP-системы) и различными
системами управления базами данных. Навыки применения таких
инструментов являются одними из ключевых в деятельности любого специалиста.
Таким образом сотрудники обладающие определенной
культурой в области работы с информацией и компьютерной грамотностью являются
наиболее ценными для работодателя, а следовательно могут рассчитывать на
успешный трудовой путь.
Для того, чтобы специалист соответствовал предъявляемым
требованиям, ему необходимо с определенной периодичностью проходить обучение,
повышать квалификацию, это связано с определенными трудностями: время, затраты,
отрыв от производства и т.д. В таких случаях, ситуацию спасают вебинары, онлайн-конференции, позволяющие специалисту,
находясь в любой точке города/страны/мира получать необходимую информацию,
овладевать новыми знаниями и обсуждать насущные вопросы с коллегами [5].
В последнее время актуальным становится изучение
возможностей применения информационных технологий для построения коммуникаций,
необходимых в рамках трудового пути специалиста. Открываются такие возможности
как: развитие
профессиональных знаний путем общения с более опытными специалистами, поиск и
общение с будущем
работодателем, поиск работодателя наиболее соответствующего ожиданиям кандидата,
а также достижения некоторых показателей эффективности работы для дальнейшего
успешного продвижения по службе. Например, для сотрудников, занимающихся
поиском новых партнеров и клиентов это поиск новых контактов в социальной или
профессиональной социальной сети для достижения ключевых показателей
эффективности своей трудовой деятельности, установленных в рамках его трудового
договора, а при соответствии реализованной работы установленным показателям,
производится повышение данного сотрудника по карьерной лестнице. Под термином
«профессиональная социальная сеть» для развития карьеры в области
информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский
веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт
представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться на
разнообразные темы в рамках профессиональной деятельности. Конечно, социальные
сети и профессиональные социальные сети не являются главным средством сетевого
развития карьеры, но их возможности в развитии карьеры очень велики на
сегодняшний день [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что информационные
технологии играют очень важную роль в деятельности любого человека.
Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией.
Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии
становятся одним из главных компонентов профессиональной подготовки любого
специалиста.
Список литературы:
- Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. – С.79-81
- Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
- Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – C.60-65
- Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – С.56-58
- Германова В.А., Калинина К.А. Информационные технологии в обучении персонала: Современные тенденции развития науки и технологий. № 9-2016. - С.132-134
- Вражнова М.Н., Шастина А.Е. Особенности формирования управленческих компетенций инженерно-технических специалистов. Казанская наука. №3-2013. – С.187-192
- Шастина А.Е. Потребность современного инженера в развитии организационноуправленческих компетенций. Теория и практика общественного развития. №6-2013. – С.101-104
- Атабекян А.С., Перекрестова В.А., Перекрестов А.Е. Анализ существующих профессиональных социальных сетей как инструмента в профессиональной деятельности специалиста. В сборнике: «XVI международные научные чтения (памяти шувалова и.и.)» сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С.164-169.
- Вражнова М.Н. Макаренко Е.И., Ахтеров А.В. Лезина О.В. Проектирование процессов формирования инженерно-технических кадров. В мире научных открытий. №6-2015. – С.281-290
Комментарии: