» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Комбатова Юлия Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности классификационных умений у старших дошкольников.
Дата публикации: 21.03.2018
ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Комбатова Юлия Сергеевна
студент, ПИ
ИГУ, г.Иркутск
Аннотация. В
данной работе мы рассмотрим особенности развития и становления
классификационных умений у старших дошкольников, а также важность этих умений
для дальнейшей учебной деятельности. Рассмотрим, что такое ТРИЗ-педагогика и
чем она занимается и почему она имеет особое значение для изучения нашей темы.
Ключевые
слова: классификационные умения, развитие дошкольников,
интеллектуальное развитие, ТРИЗ-педагогика, развитие, особенности развития.
Актуальность: Изучение
классификационных умений у детей дошкольного возраста все больше приобретает актуальность
в наше время. В дошкольном возрасте закладывается базис общего развития
ребенка, на котором в дальнейшем основывается его развитие и приобретение
навыков и умений, а позже и усвоение ребенком различных видов деятельности.
Развитие мышления ребенка прямо пропорционально связано с его психическим
развитием, с его интересами и чувствами, которые составляют духовный облик
ребенка. Развитие гармоничной личности –
это процесс увеличения объема и содержания знаний ребенка, это повышение уровня
его познавательных процессов, побуждение его к самостоятельному творческому
познанию.
Дошкольное воспитание и раннее
развитие – это две важнейшие отрасли
педагогической деятельности. В дошкольном возрасте формируется фундамент
способностей человека, основные качества его характера, складываются главные
черты человеческой личности. В настоящее время является неоспоримым фактом
необходимость раннего развития ребенка.
По мнению многих исследователей
(Л.Н. Винокуров, Е.В Новикова и др.) в силу различных причин, дети, имеющие
проблемы в развитии, оказываются неспособными быстро и безболезненно усвоить
систему школьных требований, включиться в учебный процесс.
Что же понимается
непосредственно под классификационными умениями?
В традиционной дидактике под
обучением детей классификационным умениям понимается объяснение ребенку
принадлежности какого-либо объекта или предмета к определенной
классификации. Например, брюки – это
одежда, а пароход – это вид транспортного средства. Для овладения классификационными навыками ребенку
необходимо, сначала, развить мыслительную деятельность, воображение, а также
познавательную активность.
Развитие науки и появление
новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что не все укладывается в традиционные
классификационные структуры, поэтому ребенку трудно самому структурировать
окружающий мир.
В соответствии с ФГОС ДО,
интеллектуальное развитие детей является одной из основных задач дошкольного
образования.
Одной из важнейших составных
частей развития интеллекта ребенка является способность классифицировать и
группировать все предметы согласно их принадлежности к определенному признаку.
Для достижения цели развития интеллекта
ребенка, необходимо развивать такие качества детей, как любознательность,
активность, а также познавательный интерес.
Познавательный интерес начинает
закладываться у ребенка тогда, когда он начинает испытывать положительные
эмоции от самого процесса познания окружающего мира. В связи с этим необходимо
обеспечивать развитие эмоциональной отзывчивости ребенка.
Старший дошкольный возраст
является периодом подъема познавательной активности ребенка, а также перехода
от простого интереса непосредственно к любознательности. Данный переход не
может произойти сам собой, а только при определенных условиях, которые
необходимо создать педагогу или родителю.
Для развития познавательной
активности ребенка нужно усвоение им общественного сенсорного опыта и овладение
способами изучения предметов и их свойств.
Основное место в развитии
восприятия у дошкольников занимает речь. Таким образом, обогащение речи ребенка
является главным фактором развития осмысленного восприятия.
Чем больше развиты
любознательность и познавательные интересы, тем шире дети используют мышление
для познания окружающего мира. Это мышление находится уже за рамками задач
практической деятельности.
Кроме того, важное условие
развития ребенка – это формирование его воображения, которое составляет основу
формирования личности вместе с познавательностью.
Ребенок старшего дошкольного
возраста в воображении уже в состоянии моделировать разные ситуации.
Воображение формируется в игре и переходит в другие виды деятельности. Способ
выйти за пределы личного опыта - неустанная работа воображения - также
важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира.
Серьезную роль в психической
деятельности ребенка играет внимание. Так, дошкольник, который занят какой-то
игрой, может продолжать свое занятие достаточно долгое время, при условии, что
данная игра является для него интересной и продуктивной. Но здесь важно
выделить то, что это связано не только с интересом к занятию.
Наилучшим образом запоминается
то, что вызывает интерес и имеет ценность для ребенка. Взрослому, развивая
интерес к познавательной деятельности у ребенка, необходимо обогащать также его
непроизвольную память. Превосходным инструментом здесь является радость
открытия, некое удивление, а также увлечение, которое подкрепляет интерес к
какому-либо объекту познания, к определенной деятельности и, которое, повышает эффективность собственно
непроизвольного запоминания. Развитие памяти обеспечивается участием ребенка в
разнообразной детской деятельности, невозможной без участия памяти, так как
память не может быть изолирована от психической деятельности в целом.
Систематически укрепляясь и
развиваясь, познавательная активность становится основой положительного
отношения к учению, познавательная активность носит (поисковый характер). Под
его влиянием у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам
постоянно и активно ищет.
При этом поисковая деятельность
дошкольника совершается увлеченным
ребенком, он испытывает не только эмоциональный подъем, но и радость от удачи.
Познавательная активность ребенка оказывает положительное влияние на процесс и
на результат его деятельности, она приводит в активацию психические процессы
дошкольника – его мышление, воображение, внимание, память, которые приобретают
целенаправленность и активность, находясь под влиянием познавательного интереса
ребенка.
Под интересом понимается форма
проявления познавательной способности, которая обеспечивает направленность
ребенка на определенную цель и стимулирует его узнавать новые факты, глубже
изучать какое-то явление или какой-то объект действительности.
Субъективное отражение интереса
– это положительное эмоциональное отношение к процессу познания, особое
внимание к объекту интереса. Дошкольнику необходимо удовлетворять интерес - он
может задавать себе новые вопросы, в результате чего у него возникает интерес в
определенном направлении его познавательной деятельности.
Таким образом, развитие ребенка
в дошкольном возрасте является наиболее важным процессом для становления
классификационных умений, так как в этот период происходит формирование и
становление его как личности.
В настоящее время существует
определенный вид педагогики, который занимается непосредственно развитием
классификационных умений у дошкольников – ТРИЗ педагогика. Основной целью
такого вида педагогики является формирование сильного мышления у ребенка, воспитание
творческой личности, а также подготовка ребенка к решению сложнейших задач в
различных областях.
Основная задача, которую ТРИЗ-педагогика
ставит перед собой – это формирование умения у детей самостоятельно
классифицировать предметы по определенным основаниям согласно решаемой задаче.
Главным механизмом формирования
такого умения являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок
самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку,
устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила
классификации на доступном для его возраста уровне. Мыслительный процесс
дихотомического плана предполагает отсечение как можно большего количества
неактуальной в данный момент информации.
Для реализации поставленных
задач необходимы следующие условия:
1.
Организовывать, пополнять и постоянно обновлять
картотеку предметных картинок для самостоятельного рассматривания детьми.
2.
Обсуждать
с детьми классификационную принадлежность объекта, изображенного на картинке.
Например, стул – рукотворный мир. Человек его делает руками, для того что бы
сидеть на нём. Стул - это мебель. Ворона – это природный мир. Она сама растёт,
кушает, летает. Ворона – птица.
А также, можно выделить этапы формирования
любого умственного действия, в том числе и операции классификации:
1) Возникновение
ориентационной основы действия;
2) Осуществление
действия в практической форме;
3) Осуществление
действия в плане громкой речи;
4) Свертывание
громкоречевого действия;
5) Действие автоматизируется и
осуществляется во внутреннем плане.
Таким образом, развитие
классификационных умений у ребенка подразумевает и идет параллельно с развитием
интеллектуальным, социальным, сенсомоторным, а также с развитие моторики, как
крупной, так и мелкой.
Можно сделать вывод о том, что
дошкольное воспитание и раннее развитие – важная отрасль педагогической
деятельности. В дошкольном детстве формируется фундамент способностей человека,
основные качества его характера, складываются главные черты человеческой
личности. В связи с этим, изучение способов развития ребенка дошкольного
возраста находится на пике популярности. В наше время все больше родителей
задумывается о раннем развитии своего ребенка, прибегая к различным методикам
дома или же отдавая детей в различные кружки развития в возрасте от 1 года.
Такая спешка является достаточно популярной в наше время. Каждый родитель в
праве выбирать сам в каком возрасте необходимо начинать развитие своего
ребенка, но неизменным является одно – необходимо развивать ребенка в старшем
дошкольном возрасте и чем раньше начнется комплексное развитие ребенка, тем
легче ему будет в подготовительной группе дошкольного обучения и в 1 классе в
том числе.
К поступлению в школу, как
правило, развитие ребенка должно находиться на достаточно высоком уровне.
Обучение в начальной школе подразумевает, что на момент поступления школу у
ребенка уже сформирован определенный багаж знаний и в первую очередь развиты
классификационные умения.
Список литературы:
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – Спб. : Союз, 2007. – 370 с.
- Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л. В. Омельченко. // Логопед. 2008. № 4. С. 102 -115.
- Подьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Подъяков. - М. : Педагогика, 2007. – 360 с.
- Сидорчук, Т. А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. Технология ТРИЗ [Текст] Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. – М. : АРКТИ, 2015. – 76 с.
- Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 16-21.
Комментарии: