» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Козина Анна Александровна, студент 5 курса специальности "Таможенное дело"
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Ужесточение административной ответственности за незаконные валютные операции
Дата публикации: 23.03.2018
УДК 342.951
УЖЕСТОЧЕНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Козина
Анна Александровна, Погодина Ирина Владимировна
студент ВлГу им. А.Г и Н.Г. Столетовых,
к.ю.н., доцент, г.Владимир
Аннотация. Настоящая
статья посвящена исследованию изменений, произошедших в Федеральном законе
№173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Также будет проведен анализ новых принципов расчета
штрафов, взимаемых за незаконные валютные операции. Выясним, каким образом и
насколько должна ужесточится административная ответственность за незаконные
валютные операции и по каким статьям.
Ключевые
слова: валютный контроль, валютные операции, административная
ответственность, резидент, штраф.
С 14 мая 2018 года введутся
новые штрафы за незаконные валютные операции, что приведет к усилению валютного
контроля со стороны государства. Разберемся, что изменится и чего стоит
опасаться.
В частности, к незаконным
валютным операциям возможно отнести:
- проведение
расчетов на территории России между резидентами-физическими лицами и
нерезидентами наличной валютой РФ или зарубежной наличной валютой при
совершении следок купли-продажи;
- приобретение
резидентом-физическим лицом наличной валюты РФ или зарубежной наличной валюты в
дар или по праву наследования от нерезидента;
- завещание
или дарение резидентом-физическим лицом наличной валюты РФ нерезиденту;
- вывоз
физическими лицами-резидентами с таможенной территории Российского государства
наличной зарубежной валюты или валюты РФ в сумме, превосходящей установленные
валютным законодательством нормы (не более 10000 $ США);
- не
уведомление в утвержденный период налоговой организации по месту учета об
открытии счетов в банках, расположенных за границей.
14 ноября 2017 года был принят
новый Федеральный закон №325-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон
№173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в КоАП РФ.
Поправки к нему начнут действовать с 14 мая 2018 года[1].
Все изменения в законе сведем в
общую таблицу для упрощения понимания.
Таблица
1.
Изменения в Федеральном законе №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле»
Старая редакция |
Внесенное изменение |
Резиденты
должны уведомлять уполномоченные банковские учреждения о максимально
возможных сроках получения выручки, подтвержденных договором, от нерезидентов
на собственные счета в указанных банках, а также о поставках продукции от
нерезидентов в счет ранее переведенной предоплаты. Данное правило
регулируется ч. 1.1. ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании при внешнеторговой
деятельности» |
В
статье будет прописано о том, что сроки, в течение которых исполняются
обязательства обеих сторон, обязаны регламентироваться договором |
Ст.
23, а именно 5-я ее часть гласит, что уполномоченным банком может быть
отказано в проведении валютной операции, если предприниматель не предоставил
необходимые документы или они содержат ложную информацию. |
Данное
правило дополнено. Если осуществление валютной операции нарушает правила,
указанные в ст. 9, ст. 12, ст. 14 (одновременно или по отдельности)
вышеуказанного закона, то банк может также отказать в проведении процедуры. |
В проведении операции также
будет отказано в случае, если предприниматель, являющийся гражданином РФ,
отправил по просьбе банка документы, не удовлетворяющие требованиям закона «О
валютных операциях». Теперь предприниматели будут получать решение об отказе в
осуществлении валютных операций в письменной форме на протяжении следующего
рабочего дня[2].
Изменится и КоАП РФ, а именно
правила, по которым исчисляются штрафы (они прописаны в ст. 3.5 КоАП). На
данный момент размер штрафа зависит от ставки рефинансирования ЦБ, а после
вступления в силу внесенных изменений будет применяться ключевая ставка.
Правке подверглась и статья
15.25 КоАП РФ: теперь за совершение незаконных валютных операций установлен
штраф для физических и юридических лиц в размере от ¾ до полной суммы совершенной
операции. Данный принцип расчета штрафа будет неизменным для предпринимателей и
юридических лиц, а для должностных лиц размер выплаты будет равен 20-30 тыс.
рублей[3].
Принцип начисления штрафов за нарушение
правил репатриации валютной выручки и возврата из-за рубежа невостребованной
предоплаты претерпел изменения, аналогичные описанным выше. Неизменный размер
(20-30 тыс. руб.) будет для должностных лиц, а расчет на основе ключевой ставки
вместо ставки рефинансирования — для предпринимателей и юрлиц.
В кодекс будет внесена новая часть статьи
15.25 (5.1). Она будет гласить о том, что если должностное лицо совершит
правонарушения, указанные выше, повторно, то ему это будет грозить отстранением
от должности на период от полугода до 3 лет.
Примечание о том, что размер наказания для
должностных лиц используется только по отношению к ИП (части 1, 4, 4.1, 5 ст.
15.25), больше не будет иметь силу[4].
В случае привлечения к
административной ответственности следует учитывать сроки давности за соответствующие
правонарушения.
Федеральным законом от
05.04.2016 г. №89-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.5 КоАП РФ в части увеличения
срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение
валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» (вступил
в силу 16.04.2016 г.) срок давности привлечения увеличен с одного года до двух
лет.
При этом сроки исчисляются
часами, сутками, днями, месяцами, годами. А течение срока, определенного
периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления
события, которыми определено начало срока (п.1 ст.4.8 КоАП РФ).
При рассмотрении споров
необходимо разграничивать действие новой и старой редакции ст.4.5 КоАП РФ.
Расширен также и перечень
оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении
валютной операции (это, в частности, совершение запрещенных
валютных операций между резидентами, не предусмотренных операций на счетах
за рубежом и операций не
через счета в банках, а также нарушение любых актов валютного
законодательства РФ). При этом решение об отказе будет сообщено лицу в
письменной форме не позднее 1 рабочего дня со дня его вынесения.
Юридически это расширение прав
банков сформулировано в законе № 325-ФЗ в виде новой редакции абзаца четвертого
части 5 статьи 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
«Уполномоченные банки
отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой
операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14
настоящего Федерального закона, положения других актов валютного
законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение
акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой
операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов,
требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо
представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не
соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в
осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее
рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе».
Ранее уполномоченный банк мог
отказать в совершении валютной операции, если возникают подозрения, что она проводится
для легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Поправки
позволяют отказывать в совершении валютных операций, если они противоречат
требованиям соответствующего законодательства либо не предоставлены
определенные документы.
Таким образом, проанализировав все изменения, можно сделать вывод о том,
что при внесении поправок в вышеуказанные документы ужесточится контроль и
размер штрафов за незаконные валютные операции, также изменится принцип
начисления штрафов за нарушение правил репатриации валютной выручки и возврата
из-за рубежа невостребованной предоплаты.
Список литературы:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018);
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- Мельник А.Н. Осуществление таможенными органами валютного контроля как мера противодействия утечке капитала за рубеж (Правовые аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.17. - Москва, 2017. - 232 c.
Комментарии: