» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017
Автор: Семкина Галина Александровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка
УДК:378.147
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Семкина Галина
Александровна
Студентка 4
курса
Федеральное
государственное бюджетное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«Кубанский
государственный университет»
Россия, г. Краснодар
Аннотация. В статье представлены и структурированы средства формирования
навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка на
основе анализа психолого-педагогической литературы. Представлены теоретические
и практические результаты исследования по выявлению и повышению уровня
самостоятельной работы младших школьников. Эмпирическая база статьи -
естественный педагогический эксперимент по формированию самостоятельной работы
младших школьников на уроках русского языка, наблюдение, тестирование,
анкетирование.
Ключевые
слова: самостоятельная работа, навык,
навыки самостоятельной работы, виды самостоятельной работы.
Актуальность
исследования определяется потребностью современного общества в
самостоятельных личностях, владеющих навыками самостоятельной работы, способных
планировать, организовывать и оценивать собственную деятельность.
Гипотеза
исследования: при создании на уроках русского языка таких педагогических
условий как:
-
систематическое использование
разнообразных видов самостоятельной работы;
-
систематическое применение
самооценки и взаимооценки самостоятельной работы
учащихся.
В ходе исследования были проанализированы понятия «самостоятельная
работа», «навыки» и «формировать» в трактовках различных авторов. И в рамках
нашего исследования мы придерживаемся понятия самостоятельная работа по П.И. Пидкасистого: «самостоятельная работа – это процесс
вовлечения учащихся в самостоятельно познавательную деятельность, средство её
логической и психологической организации» [1].
Понятие «навыки» по А.Н. Леонтьеву - это «действие, сформированное
путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием
поэлементной сознательной регуляции и контроля» [2].
По А.В. Хуторскому:
«формировать - придавать определённую форму, законченность, порождать;
создавать, составлять, организовывать» [3].
В последние годы
заметно возрос интерес к самостоятельной работе учащихся. Увеличилась роль
самостоятельных работ в учебном процессе, яснее обозначились методика и
дидактические средства их эффективной организации [4]. А.И. Высоцкий выделяет следующие признаки
самостоятельности:
-
выполнение субъектом посильной
деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и
подсказок выполнить учебное, трудовое задание);
-
умение самому найти себе занятие и
организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя,
найти способ отдохнуть и т.д.);
-
умение отстоять своё мнение, не
проявляя при этом упрямства, если не прав;
-
умение соблюдать выработанные
привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности [5].
Выдающийся
ученый-педагог Б.П. Есипов писал: «Известно, что всякое качество личности
развивается в процессе деятельности. Самостоятельность может развиваться у
учащихся лишь в процессе самостоятельных работ» [6].
Сформированные
навыки самостоятельной работы повышают и самооценку школьников [7]. Осознавая
уровень своей успешности в учебной деятельности, ребёнок без побуждения или
принуждения извне обращается за помощью или с предложениями взаимодействия к
учителю и одноклассникам, т.е. инициативно выходит за пределы организуемой
учителем деятельности. Осуществив контроль и оценив результаты (как
положительные, так и отрицательные), не останавливается на достигнутом,
а продолжает деятельность.
Для подтверждения гипотезы был проведен естественный
педагогический эксперимент. В процессе констатирующего этапа эксперимента
использовались методики: «Диагностические методики
исходного уровня навыков самостоятельной работы учащихся, уровня
самостоятельности, познавательного интереса и самооценки успешности младших
школьников по русскому языку».
Рисунок 1
Рисунок – сформированность
навыков самостоятельной работы со словарными словами учащихся
экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе
экспериментальной работы.
Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной
работы со словарными словами экспериментального 3«В» класса на констатирующем
этапе экспериментальной работы.
Подбор словарных слов по теме сформирован у 58% – 14 человек,
навык подбора и составление занимательного материала сформирован у 40% – 7
человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со
словарными словами сформирован у 23% – 5 человек, навык составление словариков
37 – 7 человек .
Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной
работы со словарными словами контрольного 3«А» класса на констатирующем этапе
экспериментальной работы
Подбор словарных слов по теме сформирован у 62% – 14 человек,
навык подбора и составление занимательного материала сформирован у 45% – 7
человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со
словарными словами сформирован у 23% – 5 человек, навык составление словариков
43 – 7 человек.
Рисунок 2. Навык подбора источников
информации экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе
экспериментальной работы.
Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной
работы учащихся 3«В» класса на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Навык подбора источников информации по теме сформирован у 56% – 14
человек, навык объяснения понятий сформирован у 61% – 7 человек, навык подбора упражнений по теме сформирован
у 59% – 5 человек, навык взаимооценки сформирован
у 48% – 7 человек ,
навык подбора текстов для взаимодиктантов и самодиктантов сформирован у 56% – 7 человек.
Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной
работы 3«А» класса на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Навык подбора источников информации по теме сформирован у 56% – 14
человек, навык объяснения понятий сформирован у 61% – 7 человек, навык подбора упражнений по теме сформирован
у 59% – 5 человек, навык взаимооценки сформирован
у 48% – 7 человек ,
навык подбора текстов для взаимодиктантов и самодиктантов сформирован у 56% – 7 человек.
Таблица 1. Самостоятельная
работа на уроках русского языка
Навыки самостоятельной работы на уроке русского языка |
Вид самостоятельной работы |
Форма самостоятельной работы |
1. Подбор словарных слов по
теме. 2. Подбор или составление
занимательного материала (кроссворды, загадки, пословицы, стихи). 3. Взаимное составление и
выполнение в паре заданий со словарными словами (фонетических, лексических,
синтаксических). 4. Составление ״Словариков״. |
Самостоятельная работа со
словарными словами. |
1) Классный уголок ״Словарёнок״ 2) Индивидуальный ״Словарик״(״Словарик имён״, тематические
словари – ״Посуда״, ״Транспорт״, ״Овощи״ и т.д.) |
В рамках контрольного этапа эксперимента были повторно
применены те же диагностические методики
для определения динамики уровня
самостоятельной работы на уроках русского языка в младшей школе.
Рисунок 3
Из диаграммы
видно, что в экспериментальном 3«В» классе подбор словарных
слов по теме сформирован у 67% – 18 человек, навык подбора и составление
занимательного материала сформирован у 56% – 12 человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со словарными словами
сформирован у 59% – 13 человек, навык составление словариков 54% – 13 человек.
Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной
работы со словарными словами контрольного 3«А» класса на контрольном этапе
экспериментальной работы
Подбор словарных слов по теме сформирован у 58% – 14 человек,
навык подбора и составление занимательного материала сформирован у 40% – 7
человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со
словарными словами сформирован у 23% – 5 человек, навык составление словариков
37 – 7 человек .
Рисунок 4
Рисунок – навык подбора источников информации
экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе
экспериментальной работы.
Результаты
диагностики сформированности навыков самостоятельной работы учащихся
экспериментального 3«В» класса на контрольном этапе экспериментальной работы.
Соблюдение норм письменных работ сформировано у 69% – 14 человек,
навык объяснения понятий сформирован 55% – 13 человек, навык подбора упражнений
по теме сформирован у 47% – 15 человек, навык взаимооценки
сформирован у 43% – 11 человек .
Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной
работы учащихся контрольного 3«А» класса на контрольном этапе экспериментальной
работы
Соблюдение норм письменных работ сформировано у 62% – 14 человек,
навык объяснения понятий сформирован 45% – 7 человек, навык подбора упражнений по теме сформирован
25% – 5 человек, навык взаимооценки сформирован
у 43 – 7 человек .
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента уровень
сформированности навыков самостоятельностой работы по
русскому языку у учащихся экспериментального класса выше, чем у учащихся
контрольного класса.
Гипотеза о том, что при создании на уроках русского языка таких
педагогических условий как: применение оригинальных, занимательных форм
организации самостоятельной работы учащихся, систематическое использование
разнообразных видов самостоятельной работы, систематическое применение
самооценки и взаимооценки самостоятельной работы
учащихся возможно формирование навыков самостоятельной работы младших
школьников, что в свою очередь вероятно, будет способствовать становлению
самостоятельности, познавательного интереса и адекватной самооценки успешности
по русскому языку у учащихся начальных классов
подтвердилась.
Список литературы:
1.
Адрианова А.Е. Индивидуальная
самостоятельная работа над ошибками / А.Е. Адрианова // Начальная школа. 1986.
– №2. – С. 16–20.
2.
Алексеева Л.Л. Планируемые
результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л.
Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с. – ISBN 5-2500-0345-1.
3.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное
развитие младших школьников на уроках русского языка: 1–3 классы / Г.А.
Бакулина. – М.: Владос, 2005. – 234 с. – ISBN 5-3456-0345-1.
4.
Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся / В.И. Боричевская // Начальная школа. – 1992. – №1. – С. 2–3.
5.
Буряк В.К. Самостоятельная работа
учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 1984. – С.56. – ISBN 4-2345-3445-1.
Комментарии: