» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Долганова Евгения Владимировна, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Анализ структуры нормативного регулирования экологического менеджмента
Дата публикации: 12.04.2018
УДК 002.304
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ
НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Долганова
Евгения Владимировна
студентка
2 курса
магистратуры
Сергеев
Артём Леонидович
к.ю.н., ст. преподаватель
института права Башкирского
государственного университета, г. Уфа
Аннотация. в
данной статье проведен краткий анализ структуры нормативного регулирования
системы экологического менеджмента. Рассмотрена история становления правовой
системы экологического менеджмента зарубежных стран, а также России. Затронута
проблема современного природоохранного законодательства в области
экологического управления.
Ключевые
слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды,
устойчивое развитие, экологическое управление, экологический менеджмент,
стандарты.
Экологическая
политика, а точнее ее задачи, решаются и осуществляются с целью
государственного регулирования и контроля воздействия хозяйственной и иной
деятельности на отдельные компоненты и окружающую среду в целом. Такой контроль
дает гарантии сохранения благоприятных условий окружающей среды, а также
обеспечивает высокий уровень экологической безопасности.
В
современном мире одной из концепций, поддерживаемых мировым сообществом,
является концепция «устойчивого развития». Она направлена на
функционирование экологически безопасной экономики, структурно-технологический
уровень которой обеспечивает рациональное использование и потребление ресурсов
и минимизацию интегрального экологического воздействия процессов производства и
потребления товаров и услуг в расчете на единицу совокупного общественного
продукта.
В настоящее
время Россия взаимодействует и расширяет свое взаимодействие с большинством
зарубежных стран, которые заинтересованы в сотрудничестве только с теми
представителями, которые имею развитую систему защиты окружающей среды или
предпринимают попытки внедрения наилучших доступных технологий для снижения
негативного воздействия. Для того, чтобы добиться успехов в природоохранной
деятельности и обеспечении экологической безопасности всей страны в целом,
нужно начать с системы управления охраной окружающей среды на территориях
крупных и мелких промышленных предприятий, которые будут соответствовать
международным требованиям и национальному экологическому законодательству.
Одним из
эффективных экологических инструментов экологического управления является
система экологического менеджмента (EMS). Это отдельная часть
общей системы менеджмента, представляющая собой инициативную и
результативную деятельность
экономических субъектов, направленную на достижение их собственных
экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов
экоэффективности и экосправедливости.
Основополагающий
нормативно-правовой акт в природоохранном и природоресурсном законодательстве,
а именно Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды»(в редакции от 31.12.2017) не содержит в
себе нормы, которые бы определяли правовой статус экологического менеджмента, а
также самого определения данного термина. Правовые основы, определение, задачи
и цели экологического менеджмента заложены в серии международных экологических
стандартов ISO 14000,
разработанные Международной организацией по стандартизации в соответствии с
требованиями ООН в области охраны окружающей среды и частично принятыми в
качестве национальных стандартов в Российской Федерации.
Основным документов стандарта
принято считать ISO 14001 –
«Спецификации и руководство по использованию систем экологического
менеджмента». Требования данного документа направлены на установление с высокой
степенью определенности соответствия/несоответствия субъекта экономики
экологическим требованиям. Остальные документы стандарта относятся к
вспомогательным и содержат в себе руководство по созданию системы
экоменеджмента, принципы аудита EMS,
методологию оценки экологических воздействий.
Серия международных
стандартов ISO 14000 содержит 21 документ:
1)
система управления окружающей средой (ISO 14001,
14004);
2)
оценка экологической эффективности (ISO 14015,
14031);
3)
экологический аудит (ISO 14010, 14011, 14012,
14015).
4)
оценка жизненного цикла (ISO 14040, 14041,
14043);
5)
экологическая маркировка (ISO 14020, 14021,
14022, 14023, 14024);
6)
экологические аспекты в стандартах на продукцию
(ISO 14060).
Рассмотренные международные
стандарты носят добровольный характер применения и не заменяют требований,
установленных национальным экологическим законодательством, но предлагают
подход к обеспечению экологической безопасности при оказании негативного
воздействия на окружающую среду.
В настоящее время Европейские
страны пытаются создать жесткую систему экологического законодательства и
полного контроля и надзора за выполнением всех природоохранных требований.
Основоположником данной концепции и активным новатором в области экологического
менеджмента стала Великобритания, которая в 1990 году издала «Экологический
акт» (Environmental Act). Далее Британский институт Стандартизации в 1992 году
подготовил и выпустил Стандарт в области систем экологического менеджмента BS
7750 (Specification for Environmental Management System). Но данный документ не
является регламентирующим и не определяет требований к природоохранной
деятельности предприятий и организаций.
Изначально Великобритания
применяла стандарт BS 7750 на добровольной основе, но чуть позже его стали
применять другие государства и данный стандарт стал основой для разработки
международных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Стандарт BS 7750,
использованный Великобританией оказался очень гармоничным и сбалансированным
документом, поэтому большинство стран стали применять этот документ в качестве
собственного внутреннего документа. Это такие страны, как Швеция, Финляндия,
Голландия и др. Но некоторые страны предпочли применять общеевропейские
регламентирующие документы в области экологической безопасности, а именно экологического
управления (менеджмента).
В это время в России
развивалась концепция устойчивого развития, принятая после создания программных
документов на Конференции ООН по окружающей среде и развитию
(Риоде-Жанейро,1992 г.), на основе которого был издан Указ Президента РФ от 1
апреля
Помимо этого, еще с
Таблица
1.
Группы стандартов ГОСТ 17.0.01-76
Наименование |
Номер группы |
Количество стандартов
в группе |
Примечание |
Организационно-методические
стандарты системы стандартов охраны природы |
0 |
4 |
Стандарты
определяют основные положения, термины, определения, классификации, методы
определения параметров состояния природных объектов и интенсивности
хозяйственных воздействий |
Стандарты
в области охраны и рационального использования вод |
1 |
22 |
Стандарты
определяют нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов,
показатели интенсивности использования водных ресурсов, правила охраны вод и
рационального использования водных ресурсов, методы определения параметров
состояния водных объектов, требования к средствам контроля и измерений
состояния окружающей водной среды |
Стандарты
в области защиты атмосферы |
2 |
23 |
Стандарты
определяют основные положения, термины, определения, классификации, нормы и
методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов (двигателей автомобилей,
самолетов, сельхозтехники), правила охраны атмосферы, методы определения
параметров состояния атмосферы населенных пунктов, требования к устройствам,
аппаратам и сооружениям по защите атмосферы среды от загрязнений |
Стандарты
в области охраны и рационального использования почв |
4 |
7 |
Стандарты
определяют термины и определения химического загрязнения, показатели
санитарного состояния почв, общие требования к отбору проб, методы
определения загрязняющих веществ |
Стандарты
в области улучшения использования земель |
5 |
15 |
Стандарты
определяют показатели пригодности нарушенного плодородного слоя почв для
землевания, требования к охране плодородного слоя почвы при производстве
земляных работ, требования к сточным водам и их осадкам для орошения и
удобрения, методы определения потенциальной опасности эрозии, порядок
рекультивации |
Стандарты
в области охраны флоры |
6 |
12 |
Стандарты
определяют требования к охране лесов и плодородных земельных угодий |
Стандарты
в области охраны и преобразования ландшафтов |
7 |
2 |
Определяет
термины, определения и классификацию ландшафтов |
Стандарты
в области охраны и рационального использования недр |
8 |
- |
В настоящее
время отсутствуют |
Главной задачей вышеупомянутых
документов стало снижение негативного воздействия, рисков в результате
деятельности промышленного сектора экономики, которые оказывают воздействие на
здоровье и жизнь людей. Такое снижение достигалось при установлении
природоохранных процедур, нормативов и регламентов. Такие мероприятия дали
существенный толчок развитию системы экологического менеджмента в России.
Наряду со стандартами серии ГОСТ 17.0.01-76 появлялись и другие документы,
такие как ГОСТ 24525.4-80, введенные в период с 1980 по 1985 гг. в рамках
госстандартов ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением и
промышленным предприятием». Все эти документы стали предшественниками
национальной серии ISO 14000.
Чуть позже промышленными
предприятиями предпринимались попытки внедрения системы экологического
управления, применяя международные стандарты ISO серии 9000 и ISO серии 14000 в
совокупности.
С одной стороны, серия этих
стандартов была очень эффективной и прогрессивной, но на практике представители
промышленного сектора России с осторожностью и не доверием применяли их, что
привело к институциональному закреплению полноценных интегрированных систем
менеджмента.
В 1998 году в России началось
приведение в соответствие международных и национальных стандартов ISO 14000.
Этот процесс дал жизнь первой серии национальных стандартов:
·
ГОСТ Р ИСО 14001–98;
·
ГОСТ Р ИСО 14010–98;
·
ГОСT Р ИСО 14011–98;
·
ГОСТ Р ИСО 14012–98.
В настоящее время Государственные стандарты
России серии ISO 14000
в области экологического менеджмента представлены следующими стандартами:
1)
ИСО 14001:2017 «Системы экологического
менеджмента. Требования и руководство по применению»;
2)
ИСО 14004:2007 «Системы экологического
менеджмента. Общее руководство по принципам обеспечения функционирования»;
3)
ИСО 14015:2007 «Экологический менеджмент.
Экологическая оценка участков и организаций»;
4)
ИСО 14031:2013 «Управление окружающей средой.
Оценивание экологической эффективности. Общие требования»;
5)
ИСО 14040:2010 «ЭМ. Оценка жизненного цикла.
Требования и руководство»;
6)
ИСО 14044:2006 «ЭМ. Оценка жизненного цикла.
Интерпретация жизненного цикла»;
7)
ИСО/ТО 14047:2003 «ЭМ. Оценка жизненного цикла.
Примеры применения ИСО 14042»;
8)
ИСО/ТО 14049:2000 «ЭМ. Оценка жизненного цикла.
Примеры применения ИСО 14041 для определения целей, области применения и
инвентаризационного анализа»;
9)
ИСО/ТО 14061:1998 «Информация в помощь
организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов для
систем экологического менеджмента ИСО 14001и ИСО 14004»;
10)
ИСО/ТО 14062:2002 «ЭМ. Интеграция экологических
аспектов в процесс проектирования и разработки продукции ИСО 14063:2007 ЭМ.
Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры».
Таким образом, невозможность
полноценного внедрения и применения системы экологического менеджмента на
предприятиях России связано с несовершенной и противоречивой действующей
системой нормативно-правовой базы, с недоработкой стандартов, что вызывает
недоверие промышленного сектора к внедрению системы экологического управления.
Исходя из изложенного,
необходимо законодательно закрепить статус экологического менеджмента,
например, приняв Федеральный закон, который будет содержать не только
определение, но и задачи, цели и общие положения данной системы управления.
Кроме того, на основе передового опыта зарубежных стран нужно разработать
принципы построения рыночной экономики, которые бы гармонично соотносились с
принципами охраны окружающей среды и природопользования.
Список литературы:
- Струкова, М.Н. Экологический менеджмент и аудит : [учеб. пособие] / М. Н. Струкова, Л. В. Струкова ; [науч. ред. М. Г. Шишов] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.;
- Синченко К.О. «Правовые основы экономического менеджмента»// Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. С. 307-309;
- Ратнер С.В., Алмастян Н.А. «Экологический менеджмент в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития»// Сборник научных трудов «Угрозы и безопасность». Кубанский государственный университет, 2014. с. 39.
Комментарии: