» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017
Автор: Криворучко Светлана Павловна, преподаватель отделения СПО
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Актуализация понятий компетенция, компетентность, компетентностный подход в условиях интеграции науки и образования
УДК 377.5
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ»,
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ», КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ
ПОДХОД» В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Криворучко Светлана Павловна
преподаватель отделения
СПО Сургутского института нефти и газа,
филиал Тюменского
индустриального университета в г. Сургуте, Россия
Аннотация. В научной статье рассматривается проблема
формирования образовательных (ключевых) компетенций у обучающихся, представлена
попытка поспособствовать повышению качества образования и решению проблемы
подготовки высококвалифицированного специалиста, соответствующего международным
стандартам.
Ключевые слова: компетенция;
компетентность; компетентностный подход; ключевые
компетенции; коммуникативная компетенция.
В современном образовании
последнего десятилетия обрели большую популярность понятия такие, как
«компетенция», «компетентность», «компетентностный
подход». Данные термины рассматриваются с различных позиций, поэтому не имеют
однозначного толкования.
Проанализировав различные
источники можно сказать, что одни исследователи рассматривают понятия
«компетенция» и «компетентность» как синонимичные, или как взаимообусловленные
и взаимодополняемые понятия, другие же – различают их
как два самостоятельных понятия. Согласно первой точке зрения: понятие
«компетенция» (от лат. – способный,
знающий, осведомленный, авторитетный) означает позитивную оценку, некое знание
и умение, вызывающее доверие к специалисту, уровню его профессиональной
подготовленности. Отсюда термины «компетенция» и «компетентность» понимаются
как: способность делать что-либо эффективно; соответствие требованиям при
трудоустройстве; способность выполнять профессиональные функции.
Согласно второй точке зрения
термин «компетентность» – это социально-профессиональная деятельность человека,
основанная на знаниях, т. е. компетенциях (Дж. Равен). По
мнению А.В. Хуторского, данные понятия разделяются следующим образом:
компетенция – совокупность взаимосвязан ных
качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),
сформированных в пределах каких-либо предметов (процессов) и необходимых для
качественной продуктивной деятельности. А компетентность – это владение
человеком соответ ствующей компетенцией, включающей
его личностное отношение к ней и предмету деятельности [1, c.
35].
Следует отметить большой вклад
в раз работку проблем, связанных с изучением и использованием понятий
«компетенция» и «компетентность», российских и зарубежных исследователей
Л.А. Петровской, Т.Г. Бариновой, А.Г. Бермус, Е.А. Быстровой, О.Е.
Лебедева, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Дж. Равен, Д.Е.
Дэвидсона и др.
На сегодняшний день всем
понятно, что обществу нужны специалисты с багажом знаний, умений и навыков,
соответствующих требованиям рынка труда, имеющие способности решать задачи в
практической деятельности. В связи с этим мы согласны с мнением Г.К. Селевко о том, что термины компетенция и компетентность
разграничиваются: компетенция есть образовательный ресурс, выражающийся в
подготовленности выпускника. Компетентность есть интегративное качество личности,
проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на
знаниях и опыте [2, с. 163].
М.В. Рыжаков отмечает, что быть
компетентным означает способность мобилизовать в данной ситуации полученные
знания и опыт [3, с. 12-24]. По мнению Ж.Х. Салхановой,
компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она
тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения,
настроенные на условия конкретной деятельности. Компетенция не сводится ни к
знаниям, ни к умениям. Часто можно встретить людей, обладающих обширными
знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный
момент. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Таким
образом, компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и
действием в человеческой практике. Связь эта очевидна: без знаний нет
компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как
компетенция [4, c. 83-84].
Компетентность – это готовность
и способность личности реализовать свою образованность в условиях практической
деятельности. Соответственно профессиональная компетентность включает в себя
собственно профессиональное образование человека, опыт работы по специальности,
постоянное повышение уровня образования и квалификации, его социальную зрелость
(ответственное отношение к работе, проявление инициативности, креативности, толерантности и др.). Все эти моменты должны
учитываться в структуре и содержании образования на всех его уровнях (М.Ж. Джадрина, К.Т. Арынов, Г.З. Байжасарова, Д.Н. Кулибаева, С.Д.
Муканова, Ж.Х. Салханова и
др.).
В данной работе мы используем
термины компетенция и компетентность как понятия, неразрывно связанные друг с
другом: формирование определенных знаний, умений и навыков (компетенции),
которыми нужно владеть, а уровень сформированности определенных знаний, умений
и навыков определяет уровень владения ими (компетентность). Компетентность
в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности, т. е. овладение
обучающимся рядом социально необходимых компетенций (названных в науке
ключевыми), которые позволят субъекту действовать адекватно в незнакомой
ситуации.
Коммуникативный подход.
Конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от
его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые
могут использоваться в его практической деятельности. В современных условиях
уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решать
проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Соответственно
в педагогической среде акцентируется внимание на компетентностном
подходе в преподавании, конечным результатом которого является моделирование
специалиста – компетентного человека, т. е. специалиста с развитыми
компетенциями в различных сферах деятельности (О.Е. Лебедев, Т.Г. Баринова,
Д.Е. Дэвидсон, Э.Ф. Зеер,
М.Ж. Джадрина, В.А. Болотов,
В.В. Сериков и др.).
Таким образом, компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения
целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных
результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
1)
смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно
решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования
социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
2) содержание образования
представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения
познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
3)
смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для
формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных,
организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание
образования;
4) оценка образовательных
результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения (О.Е. Лебедев, Д.Е.
Дэвидсон, Э.Ф. Зеер, А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, Е.В. Зеленская,
А.В. Хуторской и др.). Образовательный процесс при компетентностном
подходе выполняет роль основного средства
целенаправленной подготовки студентов к самообразованию, благодаря чему
обучающийся научится самостоятельно проектировать и двигаться к осуществлению своих
жизненных и профессиональных задач.
Следовательно, как утверждает Ж.Х. Салханова,
современный качественный результат образования представляет собой
предварительно выделенный состав определенных компетенций, отраженный в компетентностной модели образования и модели выпускника как
соответствующей заказу потребителя, социальному заказу. Соответственно
модель специалиста и является не только основным показателем качества и
результата образования, но и системообразующим
фактором для определения качественных характеристик как всего категориального
состава системы компетентностного образования, так и
характеристик составляющих его компонентов: стратегии, цели, содержания,
методов, технологий, средств обучения, форм контроля и оценки и т. д. [4, с.
83].
Таким образом, совокупность определенных знаний, умений и
навыков, называемые компетенциями, должна быть конкретно обозначена в
программах, силлабусах как ожидаемые результаты,
которыми обучающемуся нужно овладеть.
Изучение научно-методической литературы по развитию ключевых
компетенций в разных странах (см. систему образования
в Нидерландах, Австрии, Британии) убеждает в том, что ключевые компетенции –
это необходимое условие повышения качества высшего и среднего профессионального
образования, это совокупность компетенций, позволяющих вести себя уверенно и
адекватно той или иной ситуации.
По словам А.Г. Бермус,
формулировки ключевых компетенций представляют наибольший разброс мнений; при
этом используются как европейская система ключевых компетенций, так и
классификации российских и казахстанских ученых, в составе которых представлены
от 3 до 39 различных видов компетенций. Для разных типов деятельности ученые
выделяют различные виды компетентности. Наиболее общими среди
них можно выделить следующие компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная,
информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенции
личностного самосовершенствования [5].
Таким образом, основываясь на вышеуказанных классификациях
ключевых компетенций, предлагаем выделить следующие Общепрофессиональные
науки (применительно к специальным дисциплинам по профессии нефтегазовой
отрасли) образовательные компетенции: коммуникативная компетенция,
информационная компетенция, социально-культурная компетенция, предметная компетенция,
учебно-профессиональная компетенция. Ведущей из ключевых компетенций является
коммуникативная компетенция, формирование которой непосредственно ведется в
процессе обучения общеобразовательным дисциплинам. При этом формирование
профессиональной коммуникативной компетенции осуществляется в пределах системы
высшего образования. Отсюда понятно, что роль языковых дисциплин в вузе еще
больше повышается, это требование времени, современного рынка труда. В этой
связи требуется совершенствовать программы, конкретизировать цели, задачи и
конечные результаты (компетенции), внедрять современные эффективные формы и методы
работы в учебный процесс.
Объективная необходимость модернизации современной системы
обучения в Сургуте нашла свое выражение в уровневой организации учебного процесса,
во внедрении кредитной технологии обучения. На наш взгляд, это способствует
повышению качества образования.
Уровневое обучение специальным дисциплинам как важному
элементу общей и профессиональной культуры и средству профессионального общения
приобрело особую актуальность [4, 8].
С целью осуществления компетентностного
подхода разработаны и внедрены новые стандарты и новые дисциплины. Так, для
студентов вузов изучение дисциплины «Бурение нефтяных и газовых скважин» / «Эксплуатация
нефтепроводов» / «Сбор и подготовка скважинной продукции» – это не только
средство овладения будущей специальностью, но и возможность осуществлять в
будущем компетентное профессиональное общение, что позволит легко
адаптироваться к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности.
Список литературы:
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003.№ 2. С. 58-64.
- Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3.
- Салханова Ж.Х. Компетентность и компетенции. Алматы, 2013.
- Рыжаков М.В. Ключевые компетенции для Европы // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. URL: //www.eidos.ru/jornal/2002/0423.htm (дата обращения: 10.04.2017).
- Туманова А. Б. Журнал Вестник Тамбовского университета. Выпуск № 1 (1) , 2015.
Комментарии: