» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Криворучко Светлана Павловна, преподаватель отделения СПО
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Актуализация понятий компетенция, компетентность, компетентностный подход в условиях интеграции науки и образования

Статья просмотрена: 1103 раз

УДК 377.5

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ», «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»,  КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД» В УСЛОВИЯХ

ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Криворучко Светлана Павловна

преподаватель отделения СПО Сургутского института нефти и газа,

филиал Тюменского индустриального университета в г. Сургуте, Россия

 

Аннотация. В научной статье рассматривается проблема формирования образовательных (ключевых) компетенций у обучающихся, представлена попытка поспособствовать повышению качества образования и решению проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста, соответствующего международным стандартам.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; компетентностный подход; ключевые компетенции; коммуникативная компетенция.

 

В современном образовании последнего десятилетия обрели большую популярность понятия такие, как «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход». Данные термины рассматриваются с различных позиций, поэтому не имеют однозначного толкования.

Проанализировав различные источники можно сказать, что одни исследователи рассматривают понятия «компетенция» и «компетентность» как синонимичные, или как взаимообусловленные и взаимодополняемые понятия, другие же – различают их как два самостоятельных понятия. Согласно первой точке зрения: понятие «компетенция» (от лат.способный, знающий, осведомленный, авторитетный) означает позитивную оценку, некое знание и умение, вызывающее доверие к специалисту, уровню его профессиональной подготовленности. Отсюда термины «компетенция» и «компетентность» понимаются как: способность делать что-либо эффективно; соответствие требованиям при трудоустройстве; способность выполнять профессиональные функции.

Согласно второй точке зрения термин «компетентность» – это социально-профессиональная деятельность человека, основанная на знаниях, т. е. компетенциях (Дж. Равен). По мнению А.В. Хуторского, данные понятия разделяются следующим образом: компетенция – совокупность взаимосвязан ных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), сформированных в пределах каких-либо предметов (процессов) и необходимых для качественной продуктивной деятельности. А компетентность – это владение человеком соответ ствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [1, c. 35].

Следует отметить большой вклад в раз работку проблем, связанных с изучением и использованием понятий «компетенция» и «компетентность», российских и зарубежных исследователей Л.А.  Петровской, Т.Г. Бариновой, А.Г. Бермус, Е.А. Быстровой, О.Е. Лебедева, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Дж. Равен, Д.Е. Дэвидсона и др.

На сегодняшний день всем понятно, что обществу нужны специалисты с багажом знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям рынка труда, имеющие способности решать задачи в практической деятельности. В связи с этим мы согласны с мнением Г.К. Селевко о том, что термины компетенция и компетентность разграничиваются: компетенция есть образовательный ресурс, выражающийся в подготовленности выпускника. Компетентность есть интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте [2, с. 163].

М.В. Рыжаков отмечает, что быть компетентным означает способность мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт [3, с. 12-24]. По мнению Ж.Х. Салхановой, компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенные на условия конкретной деятельности. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к умениям. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Таким образом, компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Связь эта очевидна: без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция [4, c. 83-84].

Компетентность – это готовность и способность личности реализовать свою образованность в условиях практической деятельности. Соответственно профессиональная компетентность включает в себя собственно профессиональное образование человека, опыт работы по специальности, постоянное повышение уровня образования и квалификации, его социальную зрелость (ответственное отношение к работе, проявление инициативности, креативности, толерантности и др.). Все эти моменты должны учитываться в структуре и содержании образования на всех его уровнях (М.Ж. Джадрина, К.Т. Арынов, Г.З. Байжасарова, Д.Н. Кулибаева, С.Д. Муканова, Ж.Х. Салханова и др.).

В данной работе мы используем термины компетенция и компетентность как понятия, неразрывно связанные друг с другом: формирование определенных знаний, умений и навыков (компетенции), которыми нужно владеть, а уровень сформированности определенных знаний, умений и навыков определяет уровень владения ими (компетентность). Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности, т. е. овладение обучающимся рядом социально необходимых компетенций (названных в науке ключевыми), которые позволят субъекту действовать адекватно в незнакомой ситуации.

Коммуникативный подход. Конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться в его практической деятельности. В современных условиях уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Соответственно в педагогической среде акцентируется внимание на компетентностном подходе в преподавании, конечным результатом которого является моделирование специалиста – компетентного человека, т. е. специалиста с развитыми компетенциями в различных сферах деятельности (О.Е. Лебедев, Т.Г. Баринова, Д.Е. Дэвидсон, Э.Ф. Зеер, М.Ж. Джадрина, В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.).

Таким образом, компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

1) смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

2) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

3) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

4) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения (О.Е. Лебедев, Д.Е. Дэвидсон, Э.Ф. Зеер, А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, Е.В. Зеленская, А.В. Хуторской и др.). Образовательный процесс при компетентностном подходе выполняет роль основного средства целенаправленной подготовки студентов к самообразованию, благодаря чему обучающийся научится самостоятельно проектировать и двигаться к осуществлению своих жизненных и профессиональных задач.

Следовательно, как утверждает Ж.Х. Салханова, современный качественный результат образования представляет собой предварительно выделенный состав определенных компетенций, отраженный в компетентностной модели образования и модели выпускника как соответствующей заказу потребителя, социальному заказу. Соответственно модель специалиста и является не только основным показателем качества и результата образования, но и системообразующим фактором для определения качественных характеристик как всего категориального состава системы компетентностного образования, так и характеристик составляющих его компонентов: стратегии, цели, содержания, методов, технологий, средств обучения, форм контроля и оценки и т. д. [4, с. 83].

Таким образом, совокупность определенных знаний, умений и навыков, называемые компетенциями, должна быть конкретно обозначена в программах, силлабусах как ожидаемые результаты, которыми обучающемуся нужно овладеть.

Изучение научно-методической литературы по развитию ключевых компетенций в разных странах (см. систему образования в Нидерландах, Австрии, Британии) убеждает в том, что ключевые компетенции – это необходимое условие повышения качества высшего и среднего профессионального образования, это совокупность компетенций, позволяющих вести себя уверенно и адекватно той или иной ситуации.

По словам А.Г. Бермус, формулировки ключевых компетенций представляют наибольший разброс мнений; при этом используются как европейская система ключевых компетенций, так и классификации российских и казахстанских ученых, в составе которых представлены от 3 до 39 различных видов компетенций. Для разных типов деятельности ученые выделяют различные виды компетентности. Наиболее общими среди них можно выделить следующие компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенции личностного самосовершенствования [5].

Таким образом, основываясь на вышеуказанных классификациях ключевых компетенций, предлагаем выделить следующие Общепрофессиональные науки (применительно к специальным дисциплинам по профессии нефтегазовой отрасли) образовательные компетенции: коммуникативная компетенция, информационная компетенция, социально-культурная компетенция, предметная компетенция, учебно-профессиональная компетенция. Ведущей из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, формирование которой непосредственно ведется в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам. При этом формирование профессиональной коммуникативной компетенции осуществляется в пределах системы высшего образования. Отсюда понятно, что роль языковых дисциплин в вузе еще больше повышается, это требование времени, современного рынка труда. В этой связи требуется совершенствовать программы, конкретизировать цели, задачи и конечные результаты (компетенции), внедрять современные эффективные формы и методы работы в учебный процесс.

Объективная необходимость модернизации современной системы обучения в Сургуте нашла свое выражение в уровневой организации учебного процесса, во внедрении кредитной технологии обучения. На наш взгляд, это способствует повышению качества образования.

Уровневое обучение специальным дисциплинам как важному элементу общей и профессиональной культуры и средству профессионального общения приобрело особую актуальность [4, 8].

С целью осуществления компетентностного подхода разработаны и внедрены новые стандарты и новые дисциплины. Так, для студентов вузов изучение дисциплины «Бурение нефтяных и газовых скважин» / «Эксплуатация нефтепроводов» / «Сбор и подготовка скважинной продукции» – это не только средство овладения будущей специальностью, но и возможность осуществлять в будущем компетентное профессиональное общение, что позволит легко адаптироваться к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности.

 

Список литературы:

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003.№ 2. С. 58-64.
  2. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3.
  3. Салханова Ж.Х. Компетентность и компетенции. Алматы, 2013.
  4. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции для Европы // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2.
  5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. URL: //www.eidos.ru/jornal/2002/0423.htm (дата обращения: 10.04.2017).
  6. Туманова А. Б. Журнал Вестник Тамбовского университета. Выпуск № 1 (1) , 2015.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: