» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Мальцева Юлия Михайловна, студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Эстетическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста средствами природы

Статья просмотрена: 562 раз
Дата публикации: 08.05.2018

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ

Мальцева Юлия Михайловна

студентка

Ставропольский государственный педагогический институт, гссентуки

 

Аннотация. С появлением современных технологий, таких как компьютеры, смартфоны и т.д. дети стали гораздо меньше проводить время на свежем воздухе, уделять внимание природе и природным явлениям. Следовательно, эстетическое воспитание дошкольников, в большинстве случаев, не может быть эффективно на сто процентов. Заинтересованность детьми красотой природы снижается, и необходимо искать новые методы для мотивации интереса к природе и эстетике.

Статья содержит свод рекомендаций и правил, использование которых, помогут педагогам и родителям дошкольников и детей младшего школьного возраста воспитать интерес к эстетике и природе. Процесс эстетического воспитания представлен в виде постоянного напоминания ребенку о красоте окружающего мира, призыва к участию в жизни природы и ее обитателей, заботы об экологии.

Результатом использования разработанных рекомендаций является повышенный интерес ребенка к природе, красоте, чистоте и бережному отношению к окружающему миру. Даже в условиях повсеместного использования современных технологий, ребенок научится вдумчиво осмыслять, чувствовать и видеть красоту природы.

Ключевые слова: эстетика, воспитание, природа.

 

Эстетическая воспитанность является важнейшим элементом облика успешного и уважаемого в обществе человека. Эстетика и красота, которая окружает людей повсеместно, пробуждает в каждом из нас первозданное чувство восхищения и благоговения перед такой простой, но в то же время величественной природой. И не случайно употребляется словосочетание «эстетическая воспитанность»; чувство любви к прекрасному, умение видеть красоту в окружающем мире, а также обладать эстетическим вкусом - далеко не всегда являются врожденными качествами человека. Все это постигается в процессе воспитания с самых ранних лет. В педагогике эстетическое воспитание определяется, как развитие у человека способности воспринимать произведения искусства, ценить красоту природы и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные с точки зрения эстетического вкуса.

Проблема эстетического воспитания в раннем детстве и дошкольном возрасте у детей, на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. В наш век, когда у каждого есть смартфоны и компьютеры, детям становится трудно расставлять приоритеты интересов и поддаваться положительному влиянию. В связи с этим, эстетическое воспитание ребенка следует начинать с самых ранних лет, объясняя ему всю важность красоты и эстетики вокруг нас. Окружающая природа лучше всего подходит для раннего воспитания эстетического мировосприятия. Взаимодействуя с эмоциональным восприятием ребенка, природа окрашивает его настроение и вызывает к себе те или иные чувства. Допустим, если на улице нелетная погода (дождь, сильный ветер), настроение в целом безрадостное; а если светит солнце или появилась радуга, настроение может подниматься, лишь от одного взгляда из окна. Научиться видеть все прекрасное, что имеет в себе окружающая природа - основополагающая задача эстетической воспитанности.

Творчество и природа неразрывно связаны друг с другом, так как развитие творческих способностей у человека часто предопределяется влиянием природы. Писатели и многие другие великие люди всех времен, писали о природе, как о великом даре, данным человечеству. Писатель Паустовский К.Г. считал, что «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения». Американский писатель Марк Твен высказывался о сменяемости времен года, как о прекрасной составляющей природы «Не может страна с неизменным климатом быть особенно красивой… Страна, в которой существуют четыре резко разграниченных времени года, всегда прекрасна и никогда не прискучит. Истинный любитель природы приветствует каждое время года как самое прекрасное».

Лучше всех видеть и передавать неисчерпаемую красоту природы умеют художники. Художественное искусство теснее остальных искусств связано с природой. Именно благодаря художникам можно увидеть, насколько природа бывает разная, безграничная и завораживающая. Зрительное восприятие у детей развивается довольно рано, поэтому эстетическое воспитание посредством художественных произведений, будет особенно актуально. Говоря именно о природе, можно обратиться к творчеству великих художников пейзажистов таких как: Шишкин И.И., Айвазовский И.К., Левитан И.И., Алексеев Ф.Я. и др.

Смотреть - не значит видеть. Очень важно научить ребенка видеть то прекрасное, что его окружает здесь и сейчас, замечать неповторимые особенности каждого времени года. Ощущение любви к природе достигается только при систематическом общении с природой. Даже если семья живет в большом индустриальном городе, вовсе не обязательно выезжать за городскую черту. Природа окружает нас повсюду: по дороге в магазин, детский сад или школу, важно замечать ее во всех проявлениях. Даже выглянув из окна можно увидеть множество природных явлений и красот (звезды, облака, радуга, снег, дождь и др.). Лучше всего воспитывать любовь к природе у ребенка примером родителей или ближайших родственников (бабушка, дедушка, сестра, брат и др.), смотря на взрослых, которые восхищаются утренней росой на траве, ребенок постепенно будет осознавать это восхищение и проецировать на свое мироощущение. То же касается и воспитания эстетического вкуса.

Подробности в описании тех или иных природных явлений имеют немаловажное значение. Например, если просто констатировать ребенку факт заката, особого впечатления на него закат не произведет; но если описать его подробно, говоря о цветах и игре света на облаках, ребенок начнет понимать, почему именно данный закат так неповторим и прекрасен. Наблюдение за небом в повседневной жизни, является наиболее доступным элементом в созерцании прекрасного.

О систематичности и обязательной ежедневности природных наблюдений уже говорилось выше. Соблюдая это правило, ребенок в скором времени научится замечать эстетику природы, абсолютно не задумываясь и не прилагая усилий. Умение видеть прекрасное вокруг себя несомненно повлияет и на эмоциональный фон, настроение будет улучшаться от замеченных ребенком природных красот.

Существуют различные хобби и занятия, которые способны развивать любовь к природе и эстетически воспитывать ребенка. Можно высадить дома несколько домашних цветов и попросить ребенка ухаживать за ними. Также можно дать задание фотографировать все природные явления, которые ему нравятся; затем показывать фотографии всей семье рассказывая о содержании снимков. Главной целью таких занятий является пробуждение в ребенке эмоционального отклика и доброго отношения к природе, как к живому, изменчивому и невероятно прекрасному безграничному миру. Именно эмоциональное отношение к природе, сделает ребенка внимательнее, добродушнее, а также расширит его кругозор и воспитает в нем чувство прекрасного.

Как известно, ответственность за эстетическое воспитание ребенка лежит не только на его родителях, но и на воспитателях и педагогах учебных организаций. Перед педагогами стоит ряд задач направленный на совершенствование эстетического вкуса и любви к природе у детей. Первая задача это - изучение. В процессе изучения природы формируется понимание ее огромной значимости  в жизни каждого человека. Природа -это то, без чего невозможна жизнь; чистый воздух, регулярные дожди для предотвращения засухи, чистые реки и водоемы и т.п. Ребенок начинает осознавать свою ответственность по отношению к природе и ее сохранности.

Второй задачей педагогов является - наглядность. Восприятие природы всесторонне развивает ребенка. Буквально всем телом можно ощутить природу: зрительно - видеть цветовое разнообразие, размер и форму; слухом - шум воды в реке, пение птиц, шелест листьев, гром; осязанием - шероховатость коры дерева, нежность цветочного лепестка, тяжесть камня; обонянием - запах сырости во время дождя, запах цветов или скошенной травы; вкусом - сладкие ягоды, соленое море. Основоположник научной педагогики в России считал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Поэтому, в изоляции от природы бесполезно объяснять ребенку некоторые ощущения словесно, необходимо дать ему возможность самому насладится ими.

Дети в раннем детстве отличаются большим стремлением к самостоятельности в деятельности, в связи с этим, перед педагогами и воспитателями встает третья немаловажная задача - организация активной деятельности в положительном русле. Необходимо привить детям обязательность бережного отношения к природе, а также способность оказывать посильную помощь окружающей среде. Строительство скворечников, поливание цветов, уборка мусора - каждый ребенок может вносить свой вклад в облагораживание природы, что поможет ему научиться ценить природу и ухаживать за ней.

Любая деятельность движима мотивацией, и пробудить в детях такую мотивацию необходимо воспитателю. В качестве мотивации для строительства скворечников, можно вывести детей на улицу, и попросить их покормить птиц. Когда ребята увидят, какое большое количество птиц нуждаются в еде (особенно зимой), дать им возможность помочь природе строительством скворечников. Заставлять детей без мотивации делать скворечники, конечно, можно, но любви к природе от такого «строительства», к сожалению, не прибавится.

В заключение всего выше сказанного по проблеме эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста средствами природы можно сделать следующие выводы:

  1. Эстетическая воспитанность является неотъемлемой частью всесторонне развитой личности, и начинать эстетическое воспитание ребенка необходимо с самых ранних лет.
  2. Природа является самым лучшим и доступным наглядным материалом для воспитания эстетического вкуса.
  3. Методика воспитания основывается на собственном примере взрослого любви к природе и восхищения ей, что позволяет развивать у ребенка видение красоты и ценности природы.
  4. Дети обладают гибкой психикой и эмоциональный отклик к природе, как к чему-то незыблемо прекрасному, способен закрепить в привычку эстетические размышления и понимание красоты окружающего мира.

 

Список литературы:

  1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С. 57 – 67.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, – 1991. – С. 28 – 34.
  3. Дубровская Е.А., Казакова Т.Г, Юрина Н.Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», – 2012. – С. 256.
  4. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки Фиолетового Леса; Детство-Пресс – Москва, – 2012. – С. 208.
  5. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие; Сфера - Москва, – 2011. С. 128.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: