» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Мальцева Юлия Михайловна, студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Эстетическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста средствами природы
Дата публикации: 08.05.2018
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ
Мальцева Юлия Михайловна
студентка
Ставропольский государственный педагогический институт, г.Ессентуки
Аннотация. С появлением современных технологий, таких как компьютеры, смартфоны и т.д. дети стали гораздо меньше проводить время на свежем воздухе, уделять внимание природе и природным явлениям. Следовательно, эстетическое воспитание дошкольников, в большинстве случаев, не может быть эффективно на сто процентов. Заинтересованность детьми красотой природы снижается, и необходимо искать новые методы для мотивации интереса к природе и эстетике.
Статья содержит свод рекомендаций и правил, использование которых, помогут педагогам и родителям дошкольников и детей младшего школьного возраста воспитать интерес к эстетике и природе. Процесс эстетического воспитания представлен в виде постоянного напоминания ребенку о красоте окружающего мира, призыва к участию в жизни природы и ее обитателей, заботы об экологии.
Результатом использования разработанных рекомендаций является повышенный интерес ребенка к природе, красоте, чистоте и бережному отношению к окружающему миру. Даже в условиях повсеместного использования современных технологий, ребенок научится вдумчиво осмыслять, чувствовать и видеть красоту природы.
Ключевые слова: эстетика, воспитание, природа.
Эстетическая воспитанность является важнейшим элементом облика успешного
и уважаемого в обществе человека. Эстетика и красота, которая окружает людей
повсеместно, пробуждает в каждом из нас первозданное чувство восхищения и
благоговения перед такой простой, но в то же время
величественной природой. И не случайно употребляется словосочетание
«эстетическая воспитанность»; чувство любви к прекрасному,
умение видеть красоту в окружающем мире, а также обладать эстетическим вкусом - далеко не всегда являются врожденными качествами человека. Все это
постигается в процессе воспитания с самых ранних лет. В педагогике эстетическое
воспитание определяется, как развитие у человека способности воспринимать
произведения искусства, ценить красоту природы и эстетические свойства явлений
действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные с
точки зрения эстетического вкуса.
Проблема эстетического воспитания в раннем детстве и дошкольном возрасте
у детей, на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. В наш век, когда
у каждого есть смартфоны и компьютеры, детям становится трудно расставлять
приоритеты интересов и поддаваться положительному влиянию. В связи с этим,
эстетическое воспитание ребенка следует начинать с самых ранних лет, объясняя
ему всю важность красоты и эстетики вокруг нас. Окружающая природа лучше всего
подходит для раннего воспитания эстетического мировосприятия. Взаимодействуя с
эмоциональным восприятием ребенка, природа окрашивает его настроение и вызывает
к себе те или иные чувства. Допустим, если на улице нелетная погода (дождь,
сильный ветер), настроение в целом безрадостное; а если светит солнце или
появилась радуга, настроение может подниматься, лишь от одного взгляда из окна.
Научиться видеть все прекрасное, что имеет в себе окружающая природа - основополагающая задача эстетической воспитанности.
Творчество и природа неразрывно связаны друг с другом, так как развитие
творческих способностей у человека часто предопределяется влиянием природы.
Писатели и многие другие великие люди всех времен, писали о природе, как о
великом даре, данным человечеству. Писатель Паустовский К.Г. считал, что
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов
нравственности, частица мировоззрения». Американский писатель Марк Твен
высказывался о сменяемости времен года, как о прекрасной составляющей природы
«Не может страна с неизменным климатом быть особенно красивой… Страна, в
которой существуют четыре резко разграниченных времени года, всегда прекрасна и
никогда не прискучит. Истинный любитель природы приветствует каждое время года
как самое прекрасное».
Лучше всех видеть и передавать неисчерпаемую красоту природы
умеют художники. Художественное искусство теснее остальных искусств связано с природой. Именно благодаря художникам можно
увидеть, насколько природа бывает разная, безграничная и завораживающая.
Зрительное восприятие у детей развивается довольно рано, поэтому эстетическое
воспитание посредством художественных произведений, будет особенно актуально.
Говоря именно о природе, можно обратиться к творчеству великих художников пейзажистов
таких как: Шишкин И.И., Айвазовский И.К., Левитан И.И., Алексеев Ф.Я. и др.
Смотреть - не значит видеть. Очень важно научить ребенка видеть
то прекрасное, что его окружает здесь и сейчас, замечать неповторимые особенности
каждого времени года. Ощущение любви к природе достигается только при
систематическом общении с природой. Даже если семья живет в большом
индустриальном городе, вовсе не обязательно выезжать за городскую черту.
Природа окружает нас повсюду: по дороге в магазин, детский сад или школу, важно
замечать ее во всех проявлениях. Даже выглянув из окна можно увидеть множество
природных явлений и красот (звезды, облака, радуга, снег, дождь и др.). Лучше
всего воспитывать любовь к природе у ребенка примером родителей или ближайших
родственников (бабушка, дедушка, сестра, брат и др.), смотря на взрослых,
которые восхищаются утренней росой на траве, ребенок постепенно будет
осознавать это восхищение и проецировать на свое мироощущение. То же касается и
воспитания эстетического вкуса.
Подробности в описании тех или иных природных явлений имеют немаловажное
значение. Например, если просто констатировать ребенку факт заката, особого
впечатления на него закат не произведет; но если описать его подробно, говоря о
цветах и игре света на облаках, ребенок начнет понимать, почему именно данный
закат так неповторим и прекрасен. Наблюдение за небом в повседневной жизни,
является наиболее доступным элементом в созерцании прекрасного.
О систематичности и обязательной ежедневности природных наблюдений уже
говорилось выше. Соблюдая это правило, ребенок в скором времени научится
замечать эстетику природы, абсолютно не задумываясь и не прилагая усилий.
Умение видеть прекрасное вокруг себя несомненно
повлияет и на эмоциональный фон, настроение будет улучшаться от замеченных
ребенком природных красот.
Существуют различные хобби и занятия, которые способны развивать любовь
к природе и эстетически воспитывать ребенка. Можно высадить дома несколько
домашних цветов и попросить ребенка ухаживать за ними. Также можно дать задание
фотографировать все природные явления, которые ему нравятся; затем показывать
фотографии всей семье рассказывая о содержании снимков. Главной целью таких
занятий является пробуждение в ребенке эмоционального отклика и доброго
отношения к природе, как к живому, изменчивому и невероятно прекрасному
безграничному миру. Именно эмоциональное отношение к природе, сделает ребенка
внимательнее, добродушнее, а также расширит его кругозор и воспитает в нем
чувство прекрасного.
Как известно, ответственность за эстетическое воспитание ребенка лежит
не только на его родителях, но и на воспитателях и педагогах учебных
организаций. Перед педагогами стоит ряд задач направленный на совершенствование
эстетического вкуса и любви к природе у детей. Первая задача это - изучение. В процессе изучения природы формируется понимание ее огромной
значимости в жизни каждого человека.
Природа -это то, без чего невозможна жизнь; чистый воздух, регулярные
дожди для предотвращения засухи, чистые реки и водоемы и т.п. Ребенок начинает
осознавать свою ответственность по отношению к природе и ее сохранности.
Второй задачей педагогов является - наглядность. Восприятие
природы всесторонне развивает ребенка. Буквально всем телом можно ощутить
природу: зрительно - видеть цветовое разнообразие, размер и форму; слухом - шум воды в реке, пение птиц, шелест листьев, гром; осязанием - шероховатость коры дерева, нежность цветочного лепестка, тяжесть камня;
обонянием - запах сырости во время дождя, запах цветов или
скошенной травы; вкусом - сладкие ягоды, соленое море. Основоположник научной
педагогики в России считал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
Поэтому, в изоляции от природы бесполезно объяснять ребенку некоторые ощущения
словесно, необходимо дать ему возможность самому насладится ими.
Дети в раннем детстве отличаются большим стремлением к самостоятельности
в деятельности, в связи с этим, перед педагогами и воспитателями встает третья
немаловажная задача - организация активной деятельности в положительном
русле. Необходимо привить детям обязательность бережного отношения к природе, а
также способность оказывать посильную помощь окружающей среде. Строительство
скворечников, поливание цветов, уборка мусора - каждый ребенок может вносить свой вклад в облагораживание природы, что
поможет ему научиться ценить природу и ухаживать за ней.
Любая деятельность движима мотивацией, и пробудить в детях такую
мотивацию необходимо воспитателю. В качестве мотивации для строительства
скворечников, можно вывести детей на улицу, и попросить их покормить птиц.
Когда ребята увидят, какое большое количество птиц нуждаются в еде (особенно
зимой), дать им возможность помочь природе строительством скворечников.
Заставлять детей без мотивации делать скворечники, конечно, можно, но любви к
природе от такого «строительства», к сожалению, не прибавится.
В заключение всего выше сказанного по проблеме эстетического воспитания
детей раннего и дошкольного возраста средствами природы можно сделать следующие
выводы:
- Эстетическая воспитанность является неотъемлемой частью всесторонне развитой личности, и начинать эстетическое воспитание ребенка необходимо с самых ранних лет.
- Природа является самым лучшим и доступным наглядным материалом для воспитания эстетического вкуса.
- Методика воспитания основывается на собственном примере взрослого любви к природе и восхищения ей, что позволяет развивать у ребенка видение красоты и ценности природы.
- Дети обладают гибкой психикой и эмоциональный отклик к природе, как к чему-то незыблемо прекрасному, способен закрепить в привычку эстетические размышления и понимание красоты окружающего мира.
Список литературы:
- Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С. 57 – 67.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, – 1991. – С. 28 – 34.
- Дубровская Е.А., Казакова Т.Г, Юрина Н.Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», – 2012. – С. 256.
- Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки Фиолетового Леса; Детство-Пресс – Москва, – 2012. – С. 208.
- Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие; Сфера - Москва, – 2011. С. 128.
Комментарии:







