» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Ворожейкин Александр Дмитриевич, магистрант кафедры уголовного права
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Cистема наказаний за преступления против здоровья населения
Дата публикации: 08.05.2018
СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Ворожейкин Александр Дмитриевич
магистрант кафедры уголовного права
Приволжский Филиал Российского Государственного Университета Правосудия
г.Нижний Новгород
Аннотация. В статье анализируется система наказаний за
преступления против здоровья населения, а также методы предупреждения и
профилактики преступлений. Рассматриваются принципы построения системы
наказаний, а также тенденции развития законодательства в этой области,
совершенствование правоприменительной практики.
Ключевые слова: преступления против здоровья
населения, наказание, система наказаний.
Основным
методом предупреждения и профилактики преступлений, связанных со здоровьем
населения, являются меры, направленные на обеспечение полноты выявления этих
преступлений. Также на их установление и раскрытие. В течение многих лет
созданы более двадцати философских обоснований, которые подтверждают право
государства наказывать преступников. Неоднократно писал об этом и классик
уголовного права Чезаре Беккариа, например, в работе «О преступлениях и
наказаниях». Он утверждал, что «Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного
наказания, производит всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более
жестоким, но сопровождаемым надеждой на безнаказанность»[1].
Законодателем
для достижения цели наказания, установлены определенные виды этих наказаний.
Система наказания - это установленный уголовным законом и обязательный для суда
закрытый перечень в порядке от менее к более тяжким. Иерархический порядок дает
возможность суду не только определять более или менее суровое наказание, но и
смягчать его, изменять приговор в апелляционной инстанции. В учебной литературе
под системой наказаний понимается установленный уголовным законом исчерпывающий
и целостный перечень видов наказаний, которые строго обязательны для суда и
расположены в определенной, иерархически заданной последовательности, в
зависимости от их функционального назначения, а также характера и сравнительной
тяжести[3].
Согласно
общепринятой современной отечественно-правовой науке система наказаний
объективно существует вне зависимости от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического
обоснования в юридической науке[4]. Однако, по наблюдению Д.С. Дядькина, в
концепции уголовного права доминирует «перечневый» подход к определению данного
понятия[2]. Но простой перечень не является системой. Во всех предлагаемых
определениях понятия наказания принципы различаются лишь признаками,
характеризующими понятие наказания и определение их содержания. Уголовное
законодательство не содержит понятия системы уголовных наказаний, их виды
перечислены в ст. 44 УК РФ. В литературе принято выделять такие признаки
системы наказаний как:
·
закрытый перечень;
·
последовательность расположения от менее к более
строгим;
·
обязательность установленных в законе наказаний
для суда
Они
применимы и к Главе 25 УК РФ в полной мере. В то же время охраняемым объектом в
ст. ст. 228-239 УК РФ является здоровье населения. Поэтому, и понимание системы
наказаний двоякое: как перечня наказаний, расположенных в порядке от менее к
более тяжким (что применимо ко всем видам преступлений) и как наказания в сфере
одного охраняемого объекта. Возникает вопрос, как следует применять системный
подход в Главе 25 УК РФ. В литературе последних десятилетий не случайно
неоднократно предлагается выделять преступления против здоровья населения в
самостоятельную группу. В УК РФ законодателем определены отдельные виды
наказаний за преступления против здоровья населения, которые он вынес их в
Главу 25 УК РФ. За преступления против здоровья населения предусмотрены: штраф,
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, ограничение свободы,
лишение свободы. УК РФ к этой категории преступлений относит деяния,
предусмотренные следующими статьями:
·
«незаконные приобретение, хранение, перевозка,
изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их
аналогов и т. д. (ст. 228 УК РФ);
·
незаконные производство, сбыт или пересылка
наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и т. д. (ст.
228¹УК РФ);
·
нарушение правил оборота наркотических средств
или психотропных веществ и т. д. (ст. 228² УК РФ);
·
незаконные
приобретение, хранение или перевозка прекурсоров и т. д. (ст. 2283
УК РФ);
·
незаконные
производство, сбыт или пересылка прекурсоров и т. д. (ст. 2284 УК РФ);
·
хищение либо вымогательство наркотических средств или
психотропных веществ и т. д. (ст. 229);
·
контрабанда
наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или
аналогов, растений, содержащих наркотические средства, и т. д. (ст.
2291 УК РФ);
·
склонение к потреблению наркотических средств
или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ);
·
незаконное культивирование растений, содержащих
наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК
РФ);
·
организация либо содержание притонов для
потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ);
·
незаконная выдача либо подделка рецептов или
иных документов, дающих право на получение наркотических средств или
психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);
·
незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых
веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ);
·
незаконный оборот новых потенциально опасных
психоактивных веществ (ст. 2341 УК РФ);
·
незаконное занятие частной медицинской практикой
или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ);
·
незаконное производство лекарственных средств и
медицинских изделий (ст.
2351 УК РФ);
·
нарушение санитарно-эпидемиологических правил
(ст. 236 УК РФ);
·
сокрытие информации об обстоятельствах,
создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ);
·
производство, хранение, перевозка либо сбыт
товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих
требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ);
·
обращение
фальсифицированных, недоброкачественныхи
незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот
фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 2381 УК РФ);
·
организация объединения, посягающего на личность
и права граждан (ст. 239 УК РФ)».
Представленная
нами в структурированном виде система наказаний показывает их большую
вариативность. Исходя из альтернативности наказания, строения санкций, признаки
системности можно усмотреть в возможности для суда выбора меры наказания,
выхода за пределы санкции и назначения более мягкого наказания или суммирования
наказаний, что сможет обеспечить справедливость при назначении наказания.
Несомненно,
принципы построения системы наказаний - это те принципы, лежащие в основе
уголовной законности: гуманизма, справедливости, целесообразности и
многообразия мер наказания. Следовательно, конкретные ситуации решаются по
усмотрению суда, которое в деле индивидуализации наказания трудно чем-то
заменить. Законодательство не фиксирует точные границы наказания, и оставляет
право за судьей установить наказание в рамках санкции статьи с учетом
конкретных обстоятельств дела.
В
России в настоящее время существует ряд проблем, относительно того ужесточать
или смягчить наказания за преступления против здоровья населения. Требует
решения главный вопрос: какими средствами государство собирается добиваться
поставленных целей - с помощью административных запретов, уголовных наказаний
или ограничений. В соответствии с мировой практикой, при формировании
эффективной уголовной политики противодействия преступлениям, связанным со здоровьем
населения недопустима либерализация этих преступных посягательств, т.е.
противодействие этим преступлениям возможно только мерами репрессивного
значения, которые могут стать одним из важных условий борьбы с данными
преступлениями.
Немаловажное
значение в борьбе с указанной преступностью имеет проблема, связанная с
дальнейшей корректировкой санкций преступлений против здоровья населения.
Поэтому для справедливого назначения наказания, учитывая потребности времени и
общественное мнение, следовало бы привести в соответствие и санкции статей,
предусматривающих ответственность за преступления против здоровья населения.
Следовательно, и система наказаний за указанные преступления требует
усовершенствования.
Например,
следует в уголовное законодательство ввести такие понятия, как средний,
значительный, крупный и особо крупный и оптовый размер наркотиков, утвердив тем
самым список их основных видов с четким определением градации веса, по которой
будет исчисляться и срок наказания. А за преступления, направленные на
получение материальной выгоды, нужно предусмотреть штрафы, которые
соответствовали бы прибыльности наркобизнеса, и, внося соответствующие
изменения в ст. 46 УК РФ, увеличить размер штрафа, используемого в качестве
наказания.
На
основании проведенного исследования, необходимо отметить, что действия,
непосредственно связанные с содержанием либо организацией притонов для
потребления наркотиков, являются одними из наиболее опасных форм. Однако
санкции за данные деяния не соответствуют тяжести совершаемого деяния. Наиболее
правильным было бы наказания, предусмотренные УК РФ за указанные преступления
ужесточить, и уголовную ответственность повысить, увеличив минимальный срок
лишения свободы до пяти лет со штрафом до одного миллиона рублей по первой
части и до пяти миллионов рублей организованной группой.
Склонение
к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ),
является разновидностью их распространения преступниками, занимающимися
незаконным оборотом. В связи с тем, что данное деяние осуществляется в
отношении большого количества лиц, в частности среди молодежи и
несовершеннолетних, представляет повышенную общественную опасность.
Современное
законодательство в настоящее время предусматривает административную и уголовную
ответственности за правонарушения и преступления в сфере оборота товаров
(продукции, работ или услуг), которые не соответствуют стандартам безопасности
или санитарным требованиям для здоровья и жизни потребителей. Но закон не
фиксирует четких отграничений уголовно-наказуемых деяний от административных
правонарушений. В связи с этим деяния предусмотренные ч. 2 ст. 238 УК РФ
представляют повышенную общественную опасность, потому что они совершаются
организованной группой и в отношении заведомо несовершеннолетних детей (скажем,
изготовление детского питания), необходимо исключить штрафные санкции в
качестве вида наказания.
Список литературы:
- Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 308-309.
- Дядькин Д.С. Система и виды наказаний применительно к теории их назначения// Вестник ОГУ. 2016. №3 (Март). С. 67.
- Уголовное право Российской Федерации: Общая часть: Учебник.- 2-е изд., испр. и доп./ под ред. профессора Л,В, Иногамовой – Хегай. М.: ИНФРА, М, 2016. С. 231.
- Уголовное право. Общая часть: Учебник/ Под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И. Рарога. М., 1994. С. 361 – 362
Комментарии:







