» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017
Автор: Рожков Юрий Григориевич , ассистент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование профессиональной компетенции студентов высших аграрных заведений
УДК 811.161.2.373.46
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN STUDENTS OF
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS MAJORING IN AGRARIAN SCIENCES
Рожков
Юрий Григориевич
асистент кафедры романо-германских языков и
перевода
НУБиП Украины
Аннотация. Рассмотрено
проблему значения понятия профессиональной компетентности, проанализировано
такие понятия, как «компетентность» и «компетенция». В результате проведенного
анализа было сделано вывод, что компетенция является производным понятием от
компетентности и имеет значение сферы деятельности, в которой человек
использует свои знания. Установлено, что формирование будущего специалиста
агропромышленного комплекса непосредственно зависит от развития значимых
личностных качеств, приобретения научных,
специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения
профессиональных обязанностей. В связи с этим особенное значение приобретает
ориентация учебно-воспитательного процесса аграрного высшего учебного заведения
на гуманистические концепциии, так как лишенная гуманистических ориентиров
профессиональная деятельность аграрника может стать для общества катастрофой.
Ключевые
слова: агропромышленный комплекс, компетенция, профессионализм,
аграрное образование, профессиональная подготовка.
Актуальность темы обусловлена объективной необходимостью нового философско-педагогического
осмысления сущности процесса реформирования образования, что отражено в
основных положениях Конституции Украины, Национальной доктрине развития
образования, Законах Украины «Об образовании», «О высшем образовании» и других
законодательных документах. Динамические преобразования в политической,
социальной, экономической и духовной сферах украинского государства, изменения
в образовательных приоритетах усиливают внимание к личности, обладающей высоким
уровнем профессионализма, компетентности, профессиональной культуры, творческой
активности.Современное общество испытывает большую потребность в
высокообразованных профессионалах. Особое внимание уделяется подготовке будущих
аграриев, поскольку дальнейшее развитие цивилизации невозможно без
сельскохозяйственного производства, составляет основу существования человека.
Становления будущего специалиста агропромышленного комплекса напрямую зависит
от формирования значимых личностных качеств, овладение научным
профессиональными знаниями, умениями и навыками необходимыми для выполнения
профессиональных обязанностей. В связи с этим особое значение приобретает
ориентация учебно-воспитательного процесса аграрного вуза на гуманистических
началах, поскольку, лишенная гуманистических ориентиров, профессиональная
деятельность агрария может стать для общества катастрофой.Процесс перехода к
рыночным формам хозяйствования, создание многоуровневой экономики и переоценка
ценностей в духовной сфере требует соответствующего кадрового обеспечения и
существенных изменений в подготовке будущих специалистов-аграрников. Итак,
насущным для настоящего времени является решение проблем, связанных с
профессиональной подготовкой конкурентоспособных выпускников аграрных высших
учебных заведений Украины.
Цель
исследования - определить и охарактеризовать проблемы
формирования профессиональной компетентности студентов аграрных вузов,
проанализировать понятие компетенция и компетентность, определить разницу между
ними.
Анализ
последних исследований и публикаций. Проблема формирования
профессиональной компетентности студентов аграрных вузов широко освещается в
трудах С. А. Исаенко, А. И. Щербакова. Среди ученых, которые рассматривали
вопросы профессиональной компетентности можно выделить Р. Бернса, Т. Г. Браже,
А. К. Маркову, В. Г. Леонтьева.Изложения
основного материала исследования. Реформирование высшего аграрного
образования будет способствовать изменению статуса агрария, его
профессиональных функций и обязанностей, будут также изменяться требования к
уровню его профессионализма и профессиональной компетентности. Таким образом,
важным является изучение такого феномена как «компетентность специалиста» или
«профессиональная компетентность». Анализ научных исследований позволил сделать
вывод, что нет однозначного определения этих понятий. Собственно для понимания
и осознания целесообразности использования в научной литературе выше
обозначенных терминов, считаем необходимым обратиться к понятиям, которые
определяют способность личности заниматься профессиональной деятельностью.
Прежде всего речь идет о таких терминах как «профессиональность» и
«квалификация».Термин «профессионализм» означает определенное качество
специалиста, свидетельствует о высоком уровне овладения умениями и навыками,
необходимыми для выполнения своих профессиональных обязанностей, об освоении им
научно-теоретических и практических знаний, которые гарантируют в будущем
эффективное решение профессиональных задач. Поэтому профессионализм - это
качественная характеристика специалиста, которая органично соединяет
профессиональную деятельность с личностными качествами специалиста. Профессиональная подготовка будущих аграриев
осуществляется в процессе обучения в аграрном вузе. Известный украинский
педагог С. В. Гончаренко определяет учебный процесс как систему организации
учебно-воспитательной деятельности, в основе которой - органичное единство и
взаимосвязь преподавания и учения; направленной на достижение целей обучения и
воспитания. Очерченный процесс определяется учебными планами, учебными
программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных
заведений, включая все виды обязательных учебных занятий (лекции, семинары,
лабораторные занятия, учебную и производственную практику), а также
внеаудиторную работу студентов. Учебный процесс в каждом учебном заведении
имеет специфические особенности и организуется в соответствии с его типом,
профилем, формой обучения (дневной, вечерней, заочной и др.). [1, с. 223].Профессиональная
подготовка будущих аграриев включает как обучение, так и воспитания. По мнению
многих исследователей, специфика воспитания в учебном заведении состоит в том,
что этот процесс не активируется самим индивидом, а предлагается учащимся
извне. Воспитание в качестве внешнего воздействия на личность большинством,
студентов осознается как неприемлемое, унижающее их достоинство. Новые
моральные и духовные принципы, ценности возникают у студентов только в процессе
убеждения, добровольного осознания. Профессиональную подготовку в высшем
учебном заведении исследователи определяют как специально организованную
деятельность профессорско-преподавательского состава и сотрудников этого
заведения, направленную на формирование у студентов системы научных и
профессиональных знаний, умений, навыков, мировоззренческих убеждений,
моральных норм и общекультурных качеств, предусмотренных образованием, которое
студент приобретает.Таким образом, учитывая, что по своей сути и трактовке
конструкта профессиональная подготовка является многомерным и
многофункциональным явлением. Современными исследователями профессиональная
подготовка определяется как: система, комплекс воздействия и взаимодействия,
ценностей. В широком социальном и педагогическом смысле профессиональная
подготовка — это процесс
овладения будущим специалистом научными основами и технологией выбранной
специальности, привитие специальных практических навыков и умений, формирование
психологических и нравственных качеств личности, важных для работы в
определенной сфере человеческой деятельности [1, 275].Профессиональная
подготовка будущих аграриев — неотъемлемая составляющая
системы высшего образования Украины. Логическое сочетание обучения и воспитания
в процессе профессиональной подготовки и профессионального становления является
основой обновления мировоззренческих, нравственных и духовных ценностей
студенческой молодежи. Профессиональная подготовка и становления будущих
аграриев обусловлено многочисленными субъективными и объективными факторами,
среди которых важную роль играют результаты процессов воспитания личности в
семье, общеобразовательной школе, где закладываются основы личности молодого
человека, его будущее профессиональное направление, мотивации поведения в
будущем . Учебная и воспитательная деятельность аграрного вуза имеет тесную
взаимосвязь, а также способствует эффективной профессиональной подготовке
будущих специалистов для агропромышленного комплекса страны. Профессиональная
подготовка предусматривает формирование профессиональной компетентности, в
которую входят: научное мировоззрение, правовая и экономическая грамотность,
национальное самосознание, патриотизм, социальная активность, высокая
нравственность и духовность, общая культура, основанная на достижениях украинской
и мировой культуры. В то же время изучение энциклопедических, философских,
экономических, педагогических и других источников свидетельствует о
существовании различных подходов к пониманию содержания и сущности понятия
"компетентность". Поэтому считаем необходимым рассмотреть основные
позиции исследователей и сформулировать собственное понимание этого понятия.
Прежде всего, содержание исследуемого понятия анализируем в словарях. Так, в
"словаре иностранных языков и выражений", "Большом толковом
словаре русского языка", "Новом толковом словаре украинского
языка" и других находим, что компетентный (лат. сompetens - надлежащий,
соответствующий от competo - взаимно хочу, отвечаю, подхожу) —
это тот: кто обладает достаточными знаниями, который с чем-либо хорошо
осведомлен, толковый [2, 261]; осведомлен в определенной области, знающий,
который по своим знаниям имеет право делать, решать что-нибудь [3, 305];
знающий, авторитетный в определенной области [4, 446] компетентна; обладающего
необходимой информацией [5, 541].В современной научной литературе часто
встречается паронимический термин "компетенция" - (лат. Competentia -
надлежащий к праву, от competere -достигать, стремиться, отвечать), что
трактуется как круг полномочий какой-либо организации, учреждения или лица;
круг вопросов, в которых данное лицо имеет определенные полномочия, знания,
опыт [6, 112]. Анализ определенных научных источников позволяет сделать вывод,
что компетенция является производным понятием от компетентности и означает
сферу, в которой человек применяет свои знания, умения и навыки. В то же время
компетентность – это семантически
первичная категория, представляющая знания, умения и навыки, совокупность
которых составляет так называемый "умственный багаж" человека,
который она применяет к личному опыту.
Предлагаем таблицу, отражающую наше представление о сопоставления
содержательного наполнения двух понятий "компетенция" и
"компетентность".
Таблица
1.
Понятие |
Значение (ключевое слово) |
В чем находит отобразжение |
Как определяется |
Компетенця |
Круг полномочий |
Нормативно-правовой документ (диплом, приказ и т.
д.) |
Согласно занимаемой должности, роду занятия |
Компетентность |
Способность |
Знания, умения, навыки |
В процессе деятельности |
Анализируя
психолого-педагогическую литературу, находим, что профессиональная
компетентность интерпретируется как:
- Система знаний, умений и
навыков, которыми обладает специалист определенной отрасли, необходимых для
решения на практике профессиональных задач [7, 114];
- Система знаний и умений, на
основе которых формируется творческий потенциал специалиста и строится его
деятельность [8, 90];
- Система знаний и умений,
адекватных структуре и содержанию профессиональной деятельности [9, 85],
культура профессиональной деятельности, профессиональные ценности и стереотипы
[10, 112].
Мы считаем, что профессионализм
— это качественная характеристика
субъекта деятельности, которая отражает, насколько данный представитель своей
профессии обладает современными средствами решения профессиональных задач,
продуктивными способами. Исследователи (Кузьмина Н. В., Бернс Р., Браже Т. Г.,
Маркова А. К., Леонтьев В. Г.) предлагают общую структуру субъективных свойств
компетентного специалиста, охватывает три основных компонента: личностный,
индивидуальный, а также профессиональные знания и умения, то есть
профессиональная компетентность определяется по специальности специалиста и по
уровню его саморазвития. Таким образом, анализ литературных источников позволил
установить, что профессиональная компетентность специалиста является
необходимым условием профессионально результативного выполнения функциональных
обязанностей, творческой деятельности и инновационных подходов к организации
учебно-воспитательного процесса, формирования личности студента.
Выводы
из проведенного исследования. На основе анализа материала
статьи можно сделать вывод, что профессиональная компетентность определяется
как некий интеллектуальное, мотивационное и психическое состояние, позволяющее
действовать самостоятельно и ответственно, как способность и умение человека
выполнять определенные профессиональные функции. Профессиональная компетентность
характеризует осведомленность определенного специалиста в профессиональных
областях знаний, его профессиональные умения и навыки, личный опыт и
образованность, что в совокупности позволяет говорить о специалисте,
нацеленного на перспективу в своей работе, обогащение собственной культуры,
уверенного в себе и способного достичь высоких результатов в профессиональной
деятельности. Перспективы дальнейших
исследований. Обстоятельный анализ исследований известных ученых позволил
сделать вывод, что определение сущности понятия "профессиональная
компетенция" не является полностью исчерпывающим, поскольку было сделано
лишь попытки найти "формулу компетентности" (М. А. Чошанов),
охарактеризовать качества профессиональной компетенции (И. Колесникова) и
критерии профессионализма (И. Зязюн).
Определение понятия
профессиональной компетентности и компетенции на сегодняшний день рассмотрено
многими учеными, однако четко не очерчена разница между этими понятиями,
требует дальнейшего изучения данной проблемы.
Список литературы:
1.
Гончаренко С. Український педагогічний словник.
– Київ: Либідь, 1997. – 376 с
2.
Словарь иностранных слов и выражений. - Минск:
Современный литератор, 1999. – 575с.
3.
Новий тлумачний словник української мови у 4-х
томах. - К.: Аконіт, 1999. – Т. 2. – 910с.
4.
Большой толковый словарь русского языка. -
Санкт-Петербург: Норинт, 1998. – 1535с.
5.
Словник іншомовних слів /С. М.Морозов, Л. М.
Шкарапута. – К.: Наукова думка, 2000, – 680 с.
6.
Словник-довідник педагогічних і психологічних
термінів /за ред. Кузьмінського А. І. – Черкаси, 2002. – 112с.
7.
Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической
деятельности. - Л., 1970. – 114с.
8.
Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала
учителя //Советская педагогика. - 1989. - №8. - С. 89-94
9.
Актуальні проблеми безперервного підвищення
кваліфікації педагогічних кадрів України в умовах становлення національної
школи. – К., 1992. – 85с.
10.
Фишман Л.И. Модели образовательного менеджмента:
обзорный анализ и школьные технологии.
- 1999. - №1-2. – С. 112-120
Комментарии: