» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018
Автор: Нагуманова Ольга Мунировна, студент магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Применение программно-целевых методов стратегического планирования в отечественной и мировой практике
Дата публикации: 14.07.2018
УДК: 353
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
Нагуманова Ольга Мунировна
студент магистрант
Уральский
государственный экономический университет, г.Нефтеюганск
Аннотация. В
статье рассматривается система долгосрочного прогнозирования и планирования
социально-экономического развития
Ключевые слова: программно-целевой метод, планирование, прогнозирование, экономическое
развитие
В
течение последних 50 лет широкое распространение во всем мире получил
программно-целевой подход в планировании и управлении самыми разнообразными
социально-экономическими объектами и процессами. Разработка и реализация
целевых комплексных программ стала действенным способом решения острых проблем,
требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации
используемых средств, согласованности целереализующих
действий. В советской экономике государственные целевые комплексные программы
разрабатывались в дополнение к годовым и пятилетним планам и носили директивно-распорядительный
характер. Некоторые из этих программ позволили решить крупные экономические
проблемы, способствовали научно-техническим и технологическим прорывам. Десятилетия
их применения дали возможность отработать методологию и организацию составления
социально-экономических и научно-технических программ на макроэкономическом
уровне [7, с.3].
Основной начальной вехой программного
планирования принято считать план ГОЭЛРО (Государственная комиссия по
электрификации России), разработку которого относят к концу 1920 г. На основе
этой комиссии в 1921 г. был создан главный плановый орган страны —
Государственная плановая комиссия (Госплан). План ГОЭЛРО правомерно считается
первой в истории долгосрочной комплексной программой, всецело ориентированной
на подъем народного хозяйства и повышение эффективности производства. Этому
плану присущи основные признаки программно - целевого подхода:
целенаправленность, соподчиненность целей, главная из которых состояла в
создании и укреплении промышленных предприятий государственного сектора,
преобразование деревни на новой технической базе, преодоление отсталости
окраинных районов страны [7, с.86].
В процессе становления народнохозяйственного
планирования программный подход и программы становились его органической частью.
Еще при отсутствии единых общегосударственных пятилетних и годовых планов
разрабатывались отраслевые программы производственного характера. Так, при
разработке плана развития промышленности на 1923— 1924 гг. Госплан рассмотрел
28 отраслевых программ и принял из них 19. Первый пятилетний план стал
конкретным воплощением идей перспективности и программности,
заложенных в плане ГОЭЛРО. Стержневой частью, ядром первой пятилетки стала
программа индустриализации. Целевая установка программы заключалась в создании
индустриальной базы, которая должна превратить страну, ввозящую машины и
оборудование, в производящую страну [7, с.87].
Региональная политика в советский период
представляла собой часть государственного планового развития, а планирование на
местном уровне было включено в вертикальную систему планов с увязкой планов по
срокам, объемам государственных капиталовложений в экономическую и социальную
сферу. Для городов разрабатывались генеральные планы сроком на 15-20 лет,
которые служили определенными ориентирами развития. Однако в дальнейшем
эффективность плановых расчетов снижалась. С начала 90-х годов
в СССР разработка пятилетних планов, а затем в постсоветских странах
была прекращена. Региональное планирование в той или иной форме существовало в
России с 1992 г., преобладали тактические решения, не всегда даже обозначался
горизонт планирования. С 1994 г. в регионах начали реализовываться федеральные
программы развития отдельных территорий. Позже появились федеральные программы
развития целых регионов. [5, c.106].
В 1990-х гг. с появлением Федерального закона №
115 от 20.07.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально -
экономического развития Российской Федерации» стала возрождаться система
долгосрочного прогнозирования и планирования социально-экономического развития.
Центром стратегических разработок в 2000 г. был сформирован проект «Стратегия
развития РФ до 2010 года». Первый в России стратегический план (г. Санкт-Петербурга) был принят в конце 1997 г. Он получил
широкую известность и стимулировал многие города и субъекты РФ к началу
подобных разработок. Дополнительным фактором, способствующим развитию планирования,
стало формирование рынка консалтинговых услуг в области стратегического
управления развитием регионов и муниципалитетов. В
настоящее время процесс разработки стратегических документов
социально-экономического развития территории имеет стандартную структуру и
последовательность разработки. В соответствии со структурным подходом, при
разработке стратегии социально-экономического развития, администрация региона
исходит из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития
региона целям и приоритетам федерального Правительства, определенным в
стратегических документах. При этом, субъекты
Федерации и федеральный округ как их объединение имеют собственные цели и
интересы развития, которые должны быть согласованы при определении перспектив
Российской Федерации, однако в основу ставится приоритет общенациональных целей
и задач социально-экономического развития, в этой связи перспективы развития
региона оцениваются в контексте развития Российской Федерации в целом [5,c.102].
Программно-целевой подход используется на
протяжении многих лет в большинстве развитых стран мира. В их числе Канада,
Япония, Южная Корея, Австрия, Германия, Франция, Финляндия, США и др.
Механизмы, форма программно-целевых инструментов в этих странах сильно
отличаются и во многом зависят от исторически сложившихся социально-экономических
условий [12].
Во Франции переход к программно-целевому методу
планирования бюджета произошел в 2001 году. Согласно принятому тогда
конституционному закону о государственных финансах, бюджетные расходы страны
теперь распределяются по трехуровневой структуре. На первом уровне определены
34 миссии (ориентиры), демонстрирующие основные приоритеты государственной
политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На уровне миссии
утверждает бюджет парламент Франции. Ответственность за выполнение какой-либо
миссии возлагается на несколько министерств. Второй
уровень состоит из около 140 программ, которые включают в себя комплекс
мероприятий, направленных на реализацию миссии. Контролировать ход реализации
программы возлагается на одно их министерств. На третьем уровне программы
подразделяются на подпрограммы. Данный уровень состоит из 500 подпрограмм и
направлений, в соответствии с установленными целями программы, к которым они
относятся. Лицо, ответственное за реализацию подпрограммы, имеет право
перераспределять средства и переносить их на следующий бюджетный год. Несмотря
на финансовую гибкость, данное лицо обязано отчитываться руководителям проекта
о соответствии мероприятий поставленным целям и предоставлять
им отчет об эффективности использования бюджетных средств [11].
Как во Франции, так и в России, направления
программ складываются из текущих стратегических целей страны. Программно-целевой
метод в данных странах используется с целью поддержания баланса во всех сферах
государственного регулирования народного хозяйства [11].
В Японии программно-целевой метод применяется
только для стимулирования наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника,
информационные системы. За счет внедрения программно-целевого метода, Япония в
начале 2000-х стала одним из лидеров в области производства
высокотехнологичного производственного оборудования и на потребительском рынке
В Европейском Союзе программно-целевой метод
получил широкое распространение с конца 80-х годов - начала 90-х годов XX века.
Программно-целевой метод в ЕС был направлен на решение проблем асимметрии
экономического развития регионов, реконверсии промышленности, поддержки местных
инициатив в малых районах промышленных, сельских, городских и приграничных
территориях. Для осуществления мониторинга за ходом реализации проектов создана
компьютерная система, предоставляющая отчет о
выполнении проектов каждые полгода. На стадиях формирования, реализации и уже
после завершения программы происходит постоянный сбор оценок независимыми
экспертами, осуществляющими контроль за ходом
реализации мероприятий. Также в ЕС практикуется государственное стимулирование
интеграции компаний и исследовательских центров, путем объединения их в
стратегические альянсы. К примеру, программа «Эврика», которая включает себя
более 2 тысяч участников. Основной целью данной альянса является сокращение
отставания западноевропейских стран от США и Японии в научно-технической сфере
[11].
Для разработки целевых программ по социально-экономическому
развитию субъектов страны в США на уровне городов и штатов учреждены
специальные комиссии и агентства по экономическому развитию, входящие в состав
территориальных исполнительных органов власти, целью которых является повышения
уровня и качества жизни населения и конкурентоспособности штата. В США также
используется Program Assessment
Rating Tool (PART) (система
рейтинговой оценки программ) − инструмент, направленный на повышение
эффективности государственных программ. PART основывается на профессиональном
оценивании и изучении программ с помощью широкого спектра факторов-показателей,
представляющих собой группу тематических вопросов [11].
Но до сих пор нет единогласного мнения насчет
целесообразности разработки государственного планирования. Если в Японии видят
программно-целевое планирование, как ориентир для стабильного развития страны,
то в таких странах, как США и Россия, не видят необходимости в определении долгосрочных
приоритетов и склоняются к варианту гармоничного развития страны
[12].
Список литературы:
- Акмаева Р.И.. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент [Текст]Учебное пособие. – М.: 2007. – 82 с.
- Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: [Текст] Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 260 с.
- Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А., Кантор Е. Л. Стратегическое планирование. [Текст] — СПб.: Вектор, 2006. - 160 с.
- Иванова, Ю.Н. Стратегическое планирование трансрегиональных корпораций: [Текст]Учебное пособие / Ю.Н. Иванова. – М.: Инфра-М;2017. – 84 с.
- Корунов С.М. Эволюция и направления совершенствования стратегического планирования развития территорий / С. М. Корунов, Д. А. Шишкин // [Текст] История науки и техники в современной системе знаний : Шестая ежегодная конференция кафедры Истории науки и техники, 8 февраля 2016. — Екатеринбург : УМЦ УПИ, 2016. — С. 100-105.
- Орешин В.П.. Регулирование региональной экономики: специфика и альтернативы: [Текст] Лекции по спецкурсу. - М.: МАКС Пресс, 2001.-520 с.
- Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: [Текст] Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.— 428 с.
- Стратегический менеджмент: [Текст] Учебно-методическое пособие. – М.: Международная академия предпринимательства, 2005.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент/ [Текст] 8-е изд., испр. и доп. Р.А.Фатхутдинов. – М.: Дело, 2007. – 448 с
- Александрова О.Г.. Роль программно-целевого планирования в реализации стратегии социально-экономического развития региона. [Текст] Вестник Чувашского университета. Издательство: Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, №1., 2010.
- Мозгоев А.М., Пайзулаев С.С. Отечественный и зарубежный опыт программно-целевого планирования [Текст] Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление •2016’1 (16) – С 87-92
- Теплицкая А. А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 188-192.
- Хмелева Г.А., Семёнычев В.К. Региональное управление и территориальное планирование:Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 224 с.+ Доп. Материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/10665.
- Черняга Р.Ю., Программно-целевое планирование как инструмент реализации государственной экономической политики [Текст] Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".Изд-во «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» / Экономика и право № 12., 2013
Комментарии: