» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018

Автор: Балкоева Лейла Батыровна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: К вопросам управления финансами некоммерческих организаций

Статья просмотрена: 762 раз
Дата публикации: 16.07.2018

К ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Балкоева Лейла Батыровна

магистрант

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

 

Аннотация. В работе проведен анализ управления финансами в некоммерческих учреждениях. Разработаны пути совершенствования направленные на повышение эффективности функционирования финансов некоммерческих организаций.

Ключевые слова: некоммерческие учреждения, управление, финансы, организация, совершенствование.

 

Некоммерческие организации России активно сотрудничают с органами власти, общественностью, коммерческими организациями для решения актуальных социальных, экономических, экологических проблем, оказывают гражданам широкий спектр товаров и услуг [1].

Учитывая особенности деятельности некоммерческой организации, можно выделить следующие основные цели ее финансового менеджмента:

  • обеспечение ликвидности, т.е. организация должна иметь возможность выполнять свои финансовые обязательства в любой момент времени, что является последствием согласованности поступлений и выплат в рамках финансового планирования;
  • обеспечение экономической эффективности, что для некоммерческой организации означает оптимизацию использования ресурсов;
  • обеспечение надежности и снижение риска потерь.

Управление финансами в некоммерческой организации в значительной мере связано с кругооборотом денежных средств. При этом формирование денежных потоков в некоммерческой организации связано со следующими ее действиями:

  • привлечение необходимого капитала для финансирования деятельности;
  • вложение избыточного капитала (инвестирование);
  • контроль за использованием капитала и его оптимизация.

Финансирование некоммерческих организаций (НКО) осуществляется из внешних и внутренних источников (рис. 1).

Рисунок 1. Источники финансирования некоммерческих организаций [2]

Несмотря на важную роль некоммерческих организаций в удовлетворении основных общественных потребностей граждан и их групп, обеспечении устойчивого развития и формирования нового экономического механизма, стимулирование некоммерческих организаций становится насущной задачей системы управления и регулирования национальной экономики.

Целью такого экономического механизма является всесторонняя и системная поддержка деятельности некоммерческих организаций с целью обеспечения основных общественных интересов граждан и устойчивого развития общества. С институциональной точки зрения экономический механизм призван обеспечить достижения целей государства (гарантия защиты прав и свобод граждан, качественное и своевременное оказание всего спектра социальных услуг с одновременной оптимизацией расходов государства на производство и распределение таких услуг), защита интересов граждан, их социальных, территориальных групп, а также соблюдение требований устойчивого развития [1].

Эффективность выполнения этих задач зависит от того, насколько оптимальным является сочетание отдельных элементов экономического механизма и как хорошо он реализуется. Последнему способствуют не только чисто экономические меры, но и другие – административные, социальные, культурно-исторические факторы. Эффективность некоммерческих организаций и консолидация гражданского общества в значительной степени зависят от социального капитала: уровня общественного доверия, социальной активности, традиций благотворительности и соучастия, общего уровня демократизации общества [3].

Начать формирование экономического механизма стимулирования некоммерческих организаций целесообразно с определения самого понятия экономического механизма, взвесив при этом на различное толкование понятия отечественными и иностранными экономистами - учеными, что вызвано не только разной экономической и культурной традицией, условиями взаимодействия различных секторов экономики, но и принципиально отличными представлениями о самой структуре общества [4].

Следовательно, экономический механизм стимулирования деятельности некоммерческих организаций – это, прежде всего правовой институт, регулирующий порядок и условия финансирования деятельности некоммерческих организаций за счет бюджетных средств; аккумулирования и распределения бюджетных средств для поддержки деятельности некоммерческих организаций; экономического стимулирования финансирования деятельности организаций третьего сектора коммерческими организациями и физическими лицами.

Финансирование деятельности некоммерческих организаций за счет бюджетных средств может осуществляться путем прямой поддержки их жизнедеятельности (субсидии для оплаты текущих расходов), предоставление средств для реализации общественными организациями собственных программ и проектов (гранты) и оплаты некоммерческим организациям выполненных работ в соответствии с предварительно заключенным контрактам.

Кроме этого, эти механизмы финансирования НКО выполняют различные социальные функции: прямые ассигнования поддерживают сектор в целом, гранты позволяют зафиксировать общественное внимание до тех или иных насущных проблем, а с помощью системы контрактов осуществляется финансирование тех социальных услуг, актуальность которых устанавливают органы государственной власти.

Аккумулирование и распределение бюджетных средств для поддержки деятельности некоммерческих организаций предусматривает создание специального национального фонда финансирование на конкурсной основе общественных организаций для выполнения ими наиболее актуальных и важных программ, проектов и мероприятий.

Важной функцией экономического механизма стимулирования развития некоммерческих организаций является создание условий для заинтересованности предприятий, организаций и граждан в поддержке деятельности неприбыльных организаций. Специально разработанная система стимулирования частной и корпоративной благотворительной деятельности должна включать, кроме этого, механизм предоставления налоговых, кредитных и других льгот фирмам, предприятиям, корпорациям, физическим лицам, которые осуществляют отчисления в фонд поддержки некоммерческих организаций.

Прямое государственное финансирование общественных организаций и экономическое стимулирование создания среды для развития третьего сектора является особенно важным для России, где 75-85% средств общественные организации получают от иностранных и местных доноров – корпораций и благотворительных фондов, а государственные средства составляют лишь 2-3% бюджета организаций. [2]

Как справедливо замечают специалисты, «без внедрения эффективной системы государственного финансирования инициатив организаций гражданского общества развитие гражданского общества и его партнерство с государством в решении актуальных общественных проблем практически невозможны» [5].

Однако прямое финансирование некоммерческих организаций – не единственная возможность государства обеспечить его финансовую поддержку, ведь государство имеет возможность экономически стимулировать благотворительную деятельность коммерческих организаций и физических лиц.

Создание и внедрение экономического механизма стимулирования некоммерческих организаций предусматривает такую последовательную деятельность уполномоченных органов государственной власти, ученых и представителей общественности:

  • определение наиболее приоритетных сфер деятельности общественных организаций с целью максимального использования их потенциала для содействия устойчивому развитию общества;
  • разработка актуальных и общественно важных направлений деятельности, программ, проектов, для реализации которых некоммерческим организациям на конкурсной основе будет предоставляться государственное финансирование;
  • определение и утверждение требований относительно квалификационного уровня общественных организаций, способных выполнять работы по соответствующим контрактам с органами государственной власти;
  • разработка и внедрение системы аккумулирования и распределения средств для финансирования деятельности общественных организаций;
  • разработка и внедрение системы управления и подотчетности общественных организаций, которые выполняют работы за средства государства или специального фонда;
  • разработка и внедрение механизма возмещения и возврата средств государству или в специальный фонд за услуги, которые некоммерческие организации не предоставили, предоставили некачественно или не в полном объеме;
  • разработка и внедрение системы независимого мониторинга деятельности некоммерческих организаций и регулятора (специально уполномоченных для сотрудничества с общественными организациями органов власти).

Для того чтобы быть эффективным, экономический механизм должен учитывать условия и особенности функционирования некоммерческих организаций, а также реагировать на его недостатки. С экономической точки зрения некоммерческим организациям должна быть присуща низкая эффективность ввиду безвозмездности труда добровольных работников (волонтеров).

Они также страдают от хронического дефицита средств для реализации своей программной деятельности и сопротивления общественности, а также часто попадают в политическую зависимость от доноров.

Кроме нехватки внешнего финансирования, НКО сталкиваются с другими, объективно слишком сложными для неприбыльных организаций преградами: дискриминацией определенных видов организаций при распределении средств из госбюджета, непрозрачным распределением средств, непрозрачностью и сложностью процедур государственных закупок, отсутствием достаточного количества конкурсных программ финансирования проектов некоммерческих организаций, неразвитой сетью государственных консультаций.

Государство может помочь большинству этих проблем, создав благоприятную для общественных организаций законодательство, делегируя им часть своих функций, поддерживая их финансово и обеспечивая положительное отношение со стороны общества.

Для повышения эффективности НКО средства из госбюджета или специального фонда должны предоставляться таким организациям исключительно на конкурсной основе и с учетом общественного мнения относительно актуальности проектов и остроты спроса на социальные услуги. На этом пути принципиально важно сохранить максимальную независимость некоммерческих организаций от государства – по крайней мере, в части определения цели и направлений деятельности, структуры организации и ее руководящего состава, возможности иметь альтернативные источники финансирования, формирование публичной позиции организации.

Чем больше по объему и прозрачности системы распределения финансирования некоммерческих организаций, тем в большей степени государство способствует их устойчивому развитию. Особенно важно при этом учитывать потребности организаций по защите прав человека, экологических и других организаций, которые своей деятельностью оппонируют государству или интересам большого бизнеса. Зависимость таких организаций от одного источника финансирования, в том числе государственного, делает их особенно уязвимым и слабыми [3].

Важное направление совершенствования управления финансами некоммерческих организаций связано с реструктуризацией бюджетного сектора экономики. В рамках этого процесса предполагается преобразование части некоммерческих организаций, способных функционировать в рыночной среде и формировать свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в автономные учреждения [1]

При этом некоммерческие организации, не преобразованные в автономные учреждения, теряют право на самостоятельное распоряжение средствами, мобилизованными за счет внебюджетных источников, и их финансирование будет осуществляться только за счет бюджетных средств на основе принципов сметного финансирования [2].

Преобразованные некоммерческие организации, собственником которых остаются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, получили право на самостоятельное использование внебюджетных средств, им предоставлено право открытия взамен лицевых счетов в казначействе внебюджетных счетов и кредитных организациях.

Изменение организационно-правовой формы не означает отказ государства от финансирования этих организаций, однако при этом изменяются принципы предоставления бюджетных средств, что предусматривает установление собственником обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг [4].

Реализация этих принципом предполагает отказ от использования бюджетной сметы и переход к составлению финансового плана, в котором бюджетные средства не детализированы по кодам классификации расходом, и планируются единой суммой в форме субсидии. Это обеспечит большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативного управления финансовыми ресурсами.

Таким образом, преобразование некоммерческих организаций в автономные учреждения имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности организаций, а с другой - обеспечение надежной основы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.

Анализируя будущее некоммерческих организаций, следует отметить, что условия и требования к их деятельности меняются очень быстро, актуализируя общественно значимые проблемы и формируя новые задачи. В настоящее время дискуссия идет в основном вокруг того, какими должны быть отношения между государством и некоммерческими организациями, должно ли государство тратиться на развитие некоммерческого сектора и делегировать ему часть своих функций, и кто в таком случае должен определять направления деятельности НКО и регулировать его деятельность.

Однако принимая во внимание последствия мирового финансового кризиса, хронический дефицит отечественного бюджета и остроту экологических и социальных проблем в России, следует ожидать, что роль некоммерческих организаций и общественных движений в решении таких проблем, гармонизации отношений в обществе и обеспечении его устойчивого развития, безусловно, будет расти.

 



Список литературы:

  1. Гаркавенко И.С. Финансы некоммерческих организаций: особенности функционирования // Петербургский экономический журнал. – 2013. – №2. – С. 84-93.
  2. Конищева М.А., Курган О.И., Черкасова Ю.И. Финансы организаций. Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2015.
  3. Кутьева Д.А., Макарова В.А. Особенности управления финансовыми ресурсами в некоммерческой организации: монография. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014.–185 с.
  4. Муравьева Н.Н., Удалова Н.Н. Эффективное управление финансами промышленных предприятий: теоретико-методические аспекты // Финансовые исследования. – 2016. – №1 (50). – С. 100–108.
  5. Управление финансами некоммерческих организаций: учебное пособие / Ю.Е. Клишина, И.И. Глотова, О.Н. Углицких, Е.П. Томилина. – Ставрополь: Литера, 2015. – 128 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: