» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 (17) 2018

Автор: Храян Шушаник Размиковна, преподаватель, кафедра иностранных языков
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Социально-экологическая идентичность и социальные представления как предмет изучения психологии окружающей среды

Статья просмотрена: 422 раз
Дата публикации: 10.08.2018

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Храян   Шушаник Размиковна

ппреподаватель, кафедра иностранных языков

Есаян Гаянэ Маисовна

ппреподаватель, кафедра иностранных языков

Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна,

Республика Армения, г.Ереван

 

Аннотация. В статье социально-экологическая идентичность и социальные представления рассматриваются как базовые параметры человеческого взаимодействия, подвергаются анализу теоретические модели социально-экологической идентичности. Описываются феномены привязанности к месту, чувства места, чувства безопасности.

Ключевые слова: психология окружающей среды, социально-экологическая идентичность, социальные предсавление, чувство места, чувство безопасности.

 

В статье социально-экологическая идентичность и социальные представления рассматриваются как базовые параметры человеческого взаимодействия, подвергаются анализу теоретические модели социально-экологической идентичности. Описываются феномены привязанности к месту, чувства места, чувства безопасности.

Термин окружающая среда представляет собой совокупность определенных элементов (природных и антропогенных), которые окружают конкретную личность или вид. В ряде словарей окружающая среда рассматривается как совокупность естественных условий (физических, химических, биологических) и культурных факторов, явлений, процессов, которые могут повлиять на жизнедеятельность живых организмов и человека [7, с.11]. Из этого определения следует, что окружающая среда – внешняя (экстерьерная) среда человека, которая сопровождается исторически сформировавшимися, социально-культурными ориентирами. Действительно, с этой точки зрения человек более не зависим только от физических элементов среды, в процессе обработки знаний об окружающей среде он может выступать в качестве главного актора.

В 50-ых годах XX века ряд психологов поняли, что существовавшая до этого экспериментальная психология не может давать полноценного представления о поведении человека в «реальном мире». Наконец, в 80-ых годах XX века отдельные исследования о психологических аспектах человеческого взаимодействия с окружающей средой были объединены в новое направление, которое получило название психология окружающей среды (environmental psychology).

Социокультурная парадигма окружающей среды рассматривает субъекта не как изолированную личность, а как социального актора, который ищет и создает смысли, которые находятся с ним в постоянном взаимодействии. Эти смыслы не строятся искусственно, они трансформируются посредством культуры и социальной принадлежности.

Таким образом, предметы окружающей среды трансформируются в социальное – в соответствии со своими все более  важными социальными и политическими целями. Психология окружающей среды получила вдохновение из подхода социальной психологии разработана также прикладная отрасль по экологической тематике окружающей среды. 

Этот подход социальной психологии основывается на идее, согласно которой человеческая деятельность в значительной степени находится в зависимости о места, где она проявляется. Воспоминания нашего прошлого, ощущения, чувства, эмоции, как и наше настоящее связаны с нашим пережитым опытом, который, в свою очередь, обусловлен местами, где мы существуем. Окружающая среда включает такие смыслы, которые являются составной частью познавательного и поведенческого функционирования.

Отношения с данным пространством зависят не только от нашего настоящего, но и прошлого и будущего. Контекст окружающей среды – как объект восприятия, отношения и поведения, проявляется в полном смысле с отсылкой на временное измерение. В этом смысле предметом изучения психологии окружающей среды являются взаимоотношения между человеком и физической средой (с территориальностью и общинной идентификацией) – со ссылкой на временные и пространственные измерения [11].

В социальной психологии разработаны 2 основных подхода: социально-экологическая идентичность, социальные представления о социальной среде, которые позволяют еще лучше понимать взаимоотношения людей с окружающей средой в различных сферах жизни. Эти 2 подхода вытекают из классических теорий социальной психологии и претендуют на применение в сфере психологии окружающей среды.

Социальные отношения подвергаются воздействиям групповой принадлежности – верования, ценности, нормы, которые оказывают большое влияние на поведение, демонстрируемое в окружающей среде. Отсюда вытекает, что для нас общими могут быть не только действия, но и место. Исходя из социальных и физических характеристик, мы можем сказать, что с этими местами можно иметь и слабые, и сильные связи, которые могут оказать значительное влияние на социальном и чувственном мире. Таким образом, установленные нами отношения с конкретными местами могут оказать большое влияние как на качество наших социальных отношений, так и на наше поведение, познание и чувства [1].

Например, если мы предпочитаем какое-то место, оцениваем его позитивно или негативно, все это способствует формированию сильной территориальной идентичности [2]. Отсюда можно сделать вывод, что одновременно присутствует мощное эмоциональное осознание принадлежности к какому-либо месту или группе [5, с.172]. Это измерение широко применяется в рамках трансактного подхода, согласно которому личность и окружающая среда формируют систему, которой присущи взаимность и продолжительный обмен. Общность исследований касательно взаимоотношений между человеком и окружающей средой заключается в том, что придается важность эмоциональному измерению, в частности концепция привязанности к месту предполагает субъективную связь, которая позволит оценить, как человек или группа проявляют себя в окружающей среде.

Действительно, привязанность к месту относится к эмоциональной вовлеченности в указанном месте. Это предполагает позитивную эмоциональную связь между человеком и его окружением. Привязанность к месту способствует формированию территориальной идентичности [11]. Предложенное Прошански понятие ‹‹identity›› понимается как самоопределение по отношению к физической среде – посредством системы идей, убеждений, предпочтений, чувств, ценностей, целей, стремлений и поведенческих навыков, что тесно связано с конкретной средой [13]. Эрик Пол и Сержи Валера предложили понятие социально-территориальной идентичности – как вариант социальной идентичности [15]. Для этих авторов социальная идентичность человека может зависеть от чувства принадлежности к конкретной среде. Милграм также заключил, что социальная идентичность человека тесно связана с районом его проживания, а также с социальной коннотацией последнего [9].

Таким образом, привязанность к месту является эмоциональным измерением социально-экологической идентичности. Привязанность к месту или чувство места стала предметом изучения социальной психологии и психологии окружающей среды особенно в последние два десятилетия. Обобщения и анализы, нашедшие место в исследовательской литературе в этой сфере, показывают, что эти понятия не имеют единых толкований и определений. Исследователи при изучении этих явлений обращали большое внимание чувству удовлетворенности местом проживания. Их больше всего интересовала степень удовлетворенности или недовольства человека окружающей средой.

В этом плане удовлетворенные люди больше склонны считать своим место, где они проживают, и рассматривать данное пространство как родную и близкую среду – в отличие от людей, которые место своего проживания считают чужим, неродным [11]. Удовлетворенность местом проживания обусловлено привязанностью к месту, в частности длительностью проживания жителей на этом месте, обстоятельством ощущения безопасности среди соседей [6]. В противовес всему этому, отсутствие безопасности и преступность – наиболее часто упоминаемые причины всеми желающими переехать. Чувство безопасности возникает, когда мы питаем чувство родства с окружающей средой, в то время как чувство небезопасности и уязвимости могут объясняться существованием предполагаемых угроз и по причине рисков контроля окружающей среды [10]. В свою очередь, потеря чувства контроля окружающей среды частично зависит от восприятия плотности населения, свойственными толпе скоплениями отдельными личностями.

Наконец, когда говорим о привязанности к месту, а также о социально-экологической идентичности, следует учесть еще одно обстоятельство: социальную привязанность и отношения с соседями. Кстати, соседство рассматривается как чувство формирования социальных связей и социального участия, а также безопасности и социального благополучия. В деле построения отношений соседства придавалась важность идее физической близости. Между тем, последние исследования показали, что социальные связи коренным образом изменяются, ослабевая в близкой среде – в отличие от физически далекой среды, где эти отношения могут стать более сильными и тесными [11].

Результаты исследований свидетельствуют, что факт ощущения себя в безопасности прямо пропорционален чувству построения социальных связей и принадлежности к городской общине. Таким образом, этот подход демонстрирует, что социальная идентичность обусловлена опытом среды, данной нами оценкой физической и социальной среде, а также нашим жизненным опытом. Преимущество этого подхода состоит в том, что он не различает социальные измерения в социальной жизни и повседневном жизненном опыте. В преддверии третьего тысячелетия рассмотрение социально-экологических явлений дает повод думать, как можно достичь оптимального качества жизни. Существуют разнообразные подходы решения проблемы. Уведомление об окружающей среде может стать первым шагом, который позволит обеспечить гармонию в контексте отношений человек-общество-окружающая среда и может выступать необходимым условием для развития средств улучшения жизненных условий на планете.

Перед собой мы поставили следующие задачи: изучить социальные представления об окружающей среде и сформировать соответствующие линии поведения. Теория представлений об окружающей среде берет начало из области социальной психологии и имеет собственное содержание [10]. Социальные представления были предметом многочисленных исследований как для психологии, так и для социологии. Как упоминают Думас и Жандро [4, с. 164], существуют различные подходы, которые обусловлены функционированием этих предметов в различных практических сферах. Относительно социальных представлений часто нам представляются различные толкования. Жоделе отмечает, что для определения социальных представлений в первую очередь необходимо понять, что есть представление.

Согласно данному им простейшему определению, представление – форма практичного знания, которая соединяет субъект с объектом [8]. Для уточнения этой идеи Абрик добавляет, что любое представление – не только единый и всеобщий образ объекта, но и субъекта. Это представление трансформирует реальность, чтобы одновременно обеспечить интеграцию объективных характеристик объекта – предыдущий опыт субъекта и систему его поведения, норм [3, с. 13].

Для восприятия динамики взаимоотношений между человеком, социальной группой и окружающей средой полезно рассмотреть представления об окружающей среде.

Десятилетиями окружающая среда была в центре внимания многочисленных исследований. Личные представления трансформируются в социально-познавательные, посему необходимо признать консолидирующую роль социально-познавательных систем в восприятии хода жизни. Все это позволяет выйти из личного уровня и достичь коллективного уровня познания и мышления. 

Посему можно доказать, что восприятие места проживания носит на себе воздействие социального познания [1], что находится в тесной связи с социально-культурной принадлежностью. С другой стороны, если принимать феноменологическую версию построения реальности, можно рассматривать предметы окружающей среды как социальные предметные объекты. 

Таким образом окружающая среда становится социальным предметом, цели которого более важны, поскольку эксплуатация определенных мест приводит к реальным социальным столкновениям. Кроме того, в современном мире стоящие перед планетой вызовы призывают охранять окружающую среду, а также природные ресурсы, необходимые для жизни нынешнего и будущих обществ. Социальные представления являются формами мысли, которые принимаются соответствующей социальной группой.

В литературе социальные представления являются фундаментальными понятиями, которые позволяют понимать, как группы, сталкиваясь с культурными ценностями и многочисленными препятствиями, относятся к своим территориям, жизненным условиям [2].

В этом подходе социальные представления, которые мы используем для характеристики окружающей среды, представляются нам в двух возможных толкованиях: с одной стороны окружающую среду и ее компоненты (места, природные ресурсы, проблемы) рассматриваем как предметы представлений, с другой стороны – окружающая среда является одним из условий формирования социальных представлений.

В исследованиях преобладает мнение, что окружающая среда является предметом представлений (под окружающей средой подразумеваем либо само понятие окружающей среды, либо предметы окружающей среды (территория, места, город, район) либо экологические проблемы (загрязненность, экологические риски)). Этот подход позволяет проанализировать социальные представления касательно различных связанных с социальными представлениями предметов, исходя из  концепции окружающей среды как понятия, пройтись отраслями городской жизни – до актуальных проблем окружающей среды (глобальное потепление планеты, бедствия, загрязнение и пр.).

Второй путь исследования создает связь между окружающей средой и социальными представлениями, рассматривает окружающую среду как круг формирования социальных представлений, что играет также различающую роль социального опыта. По Рукету [14], социальное представление присуще населению, а также отдельному объекту. Здесь большую важность приобретает также контекст, то есть социальные и исторические предусловия формирования и выражения социальных представлений, принимая, что окружающая среда состоит из социально-исторического критерия физического, а также человеческого опыта.

Таким образом, хотя и в литературе и исследованиях не очень четко разграничены эти 2 подхода, тем не менее, авторы проявляют интерес к различным социальным предметам окружающей среды (небезопасность, насилие), в частности к городской роли. Другие авторы, исходя из положения психологии окружающей среды, пытаются установить связь между социальными представлениями об различных предметах окружающей среды и психоэкологическими  переменными (как например, привязанность к месту, территориальная идентичность или чувство контроля).   

В любом случае, в контексте окружающей среды подход относительно применения социальных представлений является очень плодотворным, предоставляя в этой сфере различные возможности анализа понятия окружающей среды. На наш взгляд, это может стать преобладающим подходом в ближайшем будущем, если, конечно, социальная психология придет к согласию вокруг данного вопроса – как следует понимать и определять понятие «окружающая среда».

 



Список литературы:

  1. Микляева А. В., Румянцева П. В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска. СПб., 2011. C. 29.
  2. Патырбаева К.В. Идентичность: социально-психологические и социальнофилософские аспекты: коллективная монография / К.В.Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т, Пермь, 2012. – 250 с
  3. Abric, J.C. Pratiques sociales et représentations. Coll. Psychologie sociale,: Presses universitaires de France. Paris, 1994
  4. Dumas, B. & Gendron, C. Culture écologique: étude exploratoire de la participation de médias québécois à la construction de représentations sociales de problèmes écologique. Sociologie et sociétés, XXIII(1),1991, pp.163-167
  5. Félonneau, M-L. Les représentations sociales dans le champ de l′environnement. In G. Moser & K. Weiss (Eds.), Espaces de vie: Aspects de la relation homme-environnement. Armand Colin,Paris, 2003, pp. 145-176.
  6. Fleury-Bahi, G. Histoire, identité résidentielle et attachement au quartier actuel: étude sur les habitants de la ville de Paris. Psychologie Française, 42(2), 1997, pp.183-184.
  7. Flüchiger, M., & Klaue, K. La perception de l′environnement. Neuchâtel: Delachaux et Niestlé. 1991
  8. Jodelet, D. Les représentations sociales. Coll. Sociologie d’aujourd’hui, Presses universitaires de France, Paris. 1989
  9. Milgram, S. The esperienceof living in cities. Sciences, 167, 1976.
  10. Moser, G. Attribution causale et sentiment d′insécurité de victimes de différents types de vols. Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale, 39(3),1998, pp. 43-52
  11. Moser, G. (2009). Psychologie Environnementale: La relation homme-environnement. De Boech, Bruxelles, 2009.
  12. Palmonari, A. & Doise, W. L’étude des représentations sociales. Coll. Textes de base en psychologie, Delachaux & Niestlé, Paris, 1986
  13. Proshansky, H. The city and self-identity. Environment and Behavior, 10, 1979, pp.147-169
  14. Rouquette, M.-L. Que hay de social en las representaciones sociales? Revista de Psicologia Universiad de Antioquia, 3(1), 2011, pp. 95-101.
  15. Valera, S., & Pol, E. El concepto de identidad social urbana: una apromaxión entre la psicologia social y la psicologia ambiental. Anuario de Psicologia, 62(3), 1994, pp. 5-24.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: