» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Килина Наталья Владимировна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методика развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 18-20 лет
Дата публикации: 28.11.2018
УДК
1174
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 18-20 ЛЕТ
Килина
Наталья Владимировна
студент
Сибирский
государственный университет, г. Красноярск
Аннотация. В статье проанализирована методика, разработанной автором,
которая позволит увеличить уровень развития скоростно-силовых способностей у
детей 18-20 лет.
Цель
работы: изучение
эффективности методики, разработанной автором для развития скоростно-силовых
способностей баскетболистов 18-20 лет.
Задачи:
- Изучить специфику методик развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 18-20 лет.
- Разработать и экспериментально обосновать программу совершенствования скоростно-силовых качеств у баскетболистов 18-20 лет.
- Определить уровень развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 19-20 лет.
- Определить эффективность разработанной методики.
Ключевые
слова: методика,
скоростно-силовые способности, баскетбол, исследования, прыгучесть, ловкость.
Введение
Современный баскетбол
характеризуется высокой двигательной активностью, которая обусловлена
увеличением удельного веса, быстрого прорыва и прессинга, увеличением
технических возможностей игроков при максимальной быстроте действий и большой
физической нагрузке. Физическая подготовленность определяется не только
специальной выносливостью, но и скоростно-силовыми качествами. . Множество методов и разнообразие средств, предлагаемых
разными авторами, делает проблематичным выбор методики и средств для развития
скоростно-силовых качеств баскетболистов. Поэтому, определяемые наиболее
эффективные методы и средства позволяют улучшить процесс учебно-тренировочных
занятий и может быть рекомендована для широкого
использования в практической работе учителями физической культуры и тренерами
спортивных школ. Актуальность проблемы обусловлена
поиском новых методических подходов к
совершенствованию скоростно-силовых качеств баскетболистов на этапе спортивного
совершенствования.
Организация
и методы исследования
Исследование проводилось в
«Сибирском государственном университете науки и технологий» на выборке,
состоящей из 26 человек в возрасте 18-20 лет. В экспериментальную группу вошли
учащиеся 1-2 курсов в количестве 13 человек. В контрольной группе также 13 человек,
занимающихся баскетболом. Занятия в контрольной и экспериментальной группе
проводилось три раза в неделю. Исследование проводилось в течение 3 месяцев. В
начале и в конце эксперимента было проведено тестирование, по 4 тестам: прыжок
в длину с места с двух ног, выпрыгивание, метание набивного мяча из-за головы и
челночный бег 3x10.
Рис. 1. Средние значения прыжка в длину экспериментальной
и контрольной групп до и после эксперимента.
По
средним значениям прыжка в длину мы видим, что результаты до исследования в
контрольной и экспериментальной группах незначительно
ниже результатов, полученных после внедрения авторской методики. Прирост результата прыжка в длину с места с двух ног в экспериментальной
группе, выше, чем в контрольной на 0,6%. Относительно начальных данных, в
контрольной группе, результат также увеличился на 0,4% и составил 240,3 см. Это
можно объяснить тем, что методика, разработанная автором, эффективнее, хотя и
результаты выросли незначительно, относительно контрольной группы. Можно
предположить, что при более длительной работе по авторской методике, результаты
будут гораздо выше начальных исходных.
Рис. 2. Средние
значения выпрыгивания экспериментальной
и контрольной групп до и после эксперимента.
По средним значениям выпрыгивания (рис. 2) мы
отчётливо видим, что результаты экспериментальной группы после применения
методики, значительно выше остальных результатов. Он увеличился на 5% и
составил 28,1 см. По-нашему мнению, выпрыгивание, является одним из важных
составляющих в борьбе за мяч в баскетболе, ведь без такого технического
элемента, как подбор под своим и чужим кольцом, невозможно выиграть встречу.
Поэтому и нужно, особое внимание уделить на развитие такого качества, как
выпрыгивание. Что касается результатов контрольной группы, как до так и после эксперимента, значения выпрыгивания ниже, чем
у экспериментальной группы до внедрения авторской методики. До исследования
результат составлял 26,6 см, а после 26,4 см. Наблюдаем, что после трёх месяцев
работы, результаты контрольной группы снизились, пусть и незначительно. Это
можно объяснить тем, что у баскетболистов наблюдался небольшой эмоциональный спад,
конец сезона, большую роль в котором играет накопленная усталость.
Рис.
3. Средние значения метания экспериментальной
и контрольной групп до и после эксперимента.
Мы видим, что результаты экспериментальной группы
до, ниже результатов той же группы после работы по методике. Результат
экспериментальной группы вырос на 0,7% и составил 846,1 см. Здесь укажем на то,
что для увеличения мышечной силы, которая важна для любого спортсмена, мы
использовали физические упражнения с отягощениями, набивными мячами, весом 2 и
3 кг, групповые упражнения с партнёрами по тренировочному процессу, а для
поддержания общего тонуса мышц, занятия в тренажёрном зале. Увеличение
результатов метания говорит о правильно подобранных физических упражнениях и
времени уделённому развитию этого качества. В контрольной же группе, результаты
снова снизились. Если до эксперимента составляли 841,5 см, то после 839,2 см.
Рис.
4. Средние значения челночного бега экспериментальной
и контрольной групп до и после эксперимента. Примечание: здесь значимость
отличий * – p>0,05.
На нём мы видим, что результаты в обеих группах до и
после эксперимента, выросли. Но результат экспериментальной
группы уже до эксперимента был на 0,1 с выше, чем у контрольной и составлял 6,3
с. После работы по авторской методике, результат составил 6,2 с ±0,3. У контрольной группы,
как и у экспериментальной, результат стал выше на 0,1 с. Данные результаты
говорят о хорошем функциональном состоянии, координации движений, о высокой
стартовой скорости. Все эти составляющие важны для баскетболистов и достижения
ими максимальных результатов. Достоверно значимые различия (при t=4,36 и p>0,05)
Группа |
Прыжок см |
Выпрыгивание см |
Метание см |
Челночный сек |
Экспериментальная |
240,6 |
26,8 |
840,7 |
6,3 |
Контрольная |
239,5 |
26,6 |
841,5 |
6,4 |
Экспериментальная |
242,1 |
28,1 |
846,1 |
6,2 |
Контрольная |
240,3 |
26,4 |
839,2 |
6,3 |
- Одним из основных физических качеств необходимых для успешного вы¬ступления на соревнованиях по баскетболу является прыгучесть. Анализ ли¬тературы показал, что основными формами проявления скоростно-силовых качеств являются прыжки и метания. Большинство авторов рекомендуют использовать в тренировке интервальный и повторной методы.
- Была разработана и экспериментально обоснована программа совершенствования скоростно-силовых качеств у баскетболистов 18-20 лет. В неё входят упражнения на развитие ловкости, стартовой скорости, прыжковые упражнения на скамейке, со скакалкой, упражнения с отягоще¬нием и на координацию движений.
- Уровень развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 18-20 лет находится на уровне выше среднего, чему свидетельствуют полученные результаты.
- Методика, разработанная автором, оказалась эффективнее тренерской программы. Результаты тестов, выбранных автором, после проведения эксперимента, увеличились более существенно, относительно контрольной группы.
Список литературы:
- Насильников В. С. Развитие скоростно-силовых качеств у студентов средних специальных учебных заведений. //Теория и практика физиче¬ского воспитания [Текст] / В.С. Насильников. - 1974.-№ 6, стр. 60.
- Оценка уровня специальной физической подготовленности баскетболи¬стов высокой квалификации. - Методические указания. //Под общей ре¬дакцией Пономарева Н. А. [Текст] / Н.А. Пономарева. - Ленинград. 1988.
- Перспективное планирование тренировки легкоатлетов. //Под общей ре¬дакцией Филина В.П. [Текст] / В.П. Филина. - М.: Физкультура и Спорт.-1967.
- Проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спорт¬сменов. // Под общей редакцией заслуженного мастера спорта Кузнецова В. В. [Текст] / В.В. Кузнецова. - М.: Физкультура и Спорт.-1971.
- Семкин А. А., Взаимосвязь антропометрических признаков с некоторы¬ми специфическими тестами при исследовании баскетболистов. Теория и практика физического воспитания. [Текст] / А.А. Семкин. -1975.-№ 7, стр. 41.
- Скоростно-силовая подготовка спортсменов. //Под общей редак¬цией Филина В.П. [Текст] / В.П. Филин. - М.: Физкультура и Спорт.-1968.
Комментарии: