» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Миронова Анна Сергеевна, Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Разграничение смежных составов административных правонарушений и преступлений.
Дата публикации: 4.12.2018
УДК
342
РАЗГРАНИЧЕНИЕ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Миронова Анна Сергеевна
студентка
Научный руководитель: Кононенко Данил
Валерьевич
кандидат наук, доцент
Волгоградского Государственного
Университета, г.Волгоград
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о взаимосвязи
административных правонарушений и преступлений. Проведены сравнения между
старыми и ныне действующими УК и КоАП. С различных позиций рассмотрены мнения
авторов по данному вопросу.
Ключевые слова: Преступление, правонарушение, статья, смежный
состав, общественная опасность.
Вопрос,
касающийся взаимосвязи между преступлениями и административными
правонарушениями, давно уже является одним из самых актуальных в юридической
сфере деятельности [1]. Данная тема имеет важное как практическое значение, так
и теоретическое, поскольку часто одно и то же деяние с первоначальной точки
зрения может казаться с одной стороны административным правонарушением, а с
другой стороны уголовным преступлением. Четко понять к чему относится тот или
иной проступок можно только при полном и конструктивном его изучении.
Начать
нужно с того, что и преступление и административное правонарушение имеют одну
явно схожую черту - социальное отклонение. То есть и
то и другое представляет собой неправомерное поведение, за которое может
наступить различной степени наказание. Помимо этого часто эти два вида
правонарушения имеют общий объект посягательств и представляют собой опасность
для общества.
В
Уголовном Кодексе РФ и в Кодексе об Административных правонарушениях, а также в
региональных кодексах об административной ответственности содержится огромное
количество норм, которые устанавливают ответственность за смежные
правонарушения. Галахова А.В. обнаружила аналогичные с административными
правонарушениями преступления в десяти из девятнадцати глав Особенной части УК
[2]. По мнению других авторов в КоАП РФ содержатся около 100 таких смежных
составов.
Для
того чтобы понять разграничения правонарушений, необходимо четко разобраться в их
значениях. УК РФ закрепляет в себе понятие преступления. Преступлением
признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ
под угрозой наказания [3]. В свою очередь КоАП РФ закрепляет, что
административное правонарушение-это противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или другими
законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена
административная ответственность [4].
В
советское время критерием разделения преступления и административного проступка
являлась повторность совершенного деяния. То есть за первое правонарушение,
которое имеет смежный состав, лицо наказывалось по КоАП РСФСР, а за повторное
совершение этого же деяние уже применялась уголовная ответственность. Применение такого вида санкций объяснялось
тем, что, во-первых, при повторном нарушении общественного порядка лицо наносит
более существенный вред обществу, а во-вторых, применение к нему
административной ответственности не помогло понять, что совершение таких
поступков является незаконным. Например, в УК РСФСР были несколько статей
посвящённые незаконной охоте без отягчающих обстоятельств, а именно ст. 166
[5]. Такой вид правонарушения мог считаться преступлением только в том случае,
если до этого к лицу была применена административная санкция, касающаяся такой
охоты, например ст. 296 КоАП РСФСР «Порядок исполнения постановления о лишении права охоты» [6].
На
сегодняшний момент самым лучшим разграничением административного правонарушения
и преступления является степень их общественной опасности, а именно степень
нанесенного ущерба и вреда или возможность такового. Особенность преступления в том, что степень
его общественной опасности гораздо выше, чем у административного
правонарушения. Для того чтобы точно разграничить данные виды правонарушений
нужно понять, есть ли в нем такой признак как тяжкие (в некоторых случаях
средней тяжести) последствия. Для примера можно взять нарушение правил
дорожного движения. Если в результате данного правонарушения не наступила
смерть лица или же другое тяжкое последствие, то оно будет рассматриваться как
административное правонарушение, в иных случаях как преступление [7]. Порой достаточно лишь возможности наступления
тяжких последствий для того, чтобы правонарушение стало классифицироваться как
преступление.
Анализируя
все вышесказанное, приходим к выводу, что административное правонарушение и
преступление можно разграничить только лишь по степени их общественной
опасности, поскольку даже сопоставление санкций может показать, что порой
административное правонарушение наказывается строже преступление (например,
различной величины штрафы). Поэтому нужно знакомиться с фактическими материалами
дела, т. к. именно так становится видно, содержит ли то или иное деяние признаков
преступления или его будут рассматривать как административное правонарушение.
Список литературы:
- Учебно-Методический комплекс по спецкурсу «Административная ответственность» Ильгова Е.В., Конин Н.М., Соколов А.Ю., Шевчук Г.А
- Галахова А.В. О юридической технике и судебном толковании смежных преступлений и административных правонарушений// Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы
- "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018), ст. 15
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2018), ст.2.1
- «Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)
- "Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (ред. от 20.03.2001)
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.08.2018) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
Комментарии: