» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна, учитель русского языка и литературы
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организация обучения в школе во время карантина

Статья просмотрена: 381 раз
Дата публикации: 19.02.2019

УДК 371.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВО ВРЕМЯ КАРАНТИНА

Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна

учитель русского языка и литературы

Гущина Тамара Николаевна

учитель русского языка и литературы

Идрисова Румия Мансоровна

учитель истории и обществознания

Коноплева Марина Михайловна

учитель русского языка и литературы,

Шипилова Лариса Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ сасыколи им. Г. Г. Коноплёва», с. Сасыколи

 

Аннотация. В данной статье исследуется вопрос об организации обучения в школе во время карантина. Проведен анализ законодательной базы основ деятельности образовательной организации в период карантина. Рассматривается дистанционное обучение как форма организации учебного процесса в данный период.

Ключевые слова: карантин, дистанционное обучение, обучение, форма организации.

 

К сожалению, зимний период обучения в школе часто связан с таким понятием как карантин. Для учителей – это головная боль. Связано это с тем, что школы в это время переходят на особый режим, когда ведение занятий требует организации проведения занятий на расстоянии в формате дистанционного образования.

Каранти́н (итал. quarantena, от quaranta giorni сорок дней) – комплекс ограниченных административных и медико-санитарных мероприятий, проведение которых позволяет предупреждать занос и распространение карантинных (конвенционных) болезней. Карантин в школе предусматривает особый режим деятельности, включающий в себя целый комплекс мер, направленных на нераспространение инфекции.

В различных организациях комплекс таких мероприятий может разнится, в связи с спецификой деятельности. Для школ данный комплекс мер условно можно разделить на вариативную часть и инвариантную.

Инвариантная часть прописана в законодательной базе, касающейся карантина в образовательных организациях:

  1. ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации»
  2. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении».
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  4. Постановление «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 июня 2018 г. N 38 г. Москва «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2018 - 2019 годов»
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2014 г. № 06–381 «Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ».

Проанализировав законодательную базу выделим инвариантный модуль поведения школ при введения карантинного положения. Начнем с того, что любая образовательная организация может ограничить посещение, вверенных ей зданий или по всей школе или отдельных подразделений. В роли подразделений могут выступать даже отдельные классы. В последнем случае классный руководитель, проинформировав администрацию школы должен подтвердить необходимость карантина справками из медицинских учреждений. Причем все диагнозы должны соответствовать перечню инфекционных заболеваний, установленных санитарными правилами согласно статье 31 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

В образовательной организации карантин может быть объявлен в отдельных подразделениях, а может охватывать всю школу, после установления наличия инфекционного заболевания. На карантин могут закрывать не только школу, но и отдельные классы, классный руководитель информирует администрацию о количестве заболевших детей, что должно быть подтверждено справками. Порядок осуществления ограничительных мероприятий и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе распространения которых вводится карантин, устанавливаются санитарными правилами (ст.31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Итак, в период увеличения случаев заболеваемости гриппом и ОРВИ администрация школы обязана обеспечить своевременное введение ограничительных мероприятий. Это касается и приостановлении учебного процесса. В таких случаях директор образовательной организации приостанавливает или ограничивает учебно-воспитательный процесс соответствующим приказом. Учебный процесс следует организовывать в особом карантинном режиме. Во всех видах общеобразовательных организаций организуется работа по профилактике и предупреждению инфекционных заболеваний.

После принятия соответствующего приказа директора школы в связи с карантином о применении ограничительных мероприятий, школьный медицинский работник составляет системный комплекс ограничительных мероприятий, который должен приостановить распространение инфекционного заболевания.

В дальнейшем администрация образовательной организации следит за соблюдением карантинного режима в школе, устанавливает режим и форму работы образовательного учреждения во время карантина. Медицинскому работнику следует заготовить журнал медосмотра контактных детей, журнал инструктажа работников и обучающихся в условиях карантина, лист медицинского наблюдения за детьми.

Учащиеся школы не посещают образовательное организацию во время карантина, но учебный процесс не приостанавливается. Учащиеся во время ограничительных мер выполняют задания учителей, за что получают оценки. Ошибкой будет полагать, что карантин является каникулярным временем. Каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком. В настоящее время школьные каникулы регламентируются Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 11 ч. 1 ст. 34) и соответствующими локальными актами образовательных организаций.

Учителя образовательного учреждения во время карантина находятся на рабочем месте согласно графику работы, подтвержденным приказом директора школы о применении ограничительных мероприятий.

Находясь в школе, учителя применяют методы дистанционного обучения и самостоятельной работы. Образовательные учреждения вправе согласно с положениями Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования.

Применение ЭО и ДОТ - это индивидуализированный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, происходящий при опосредствованном или не полностью опосредованном взаимодействии удаленных один от других участников обучения в специализированной среде, созданной на основе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий. В процессе обучения используются дистанционные курсы – информационные продукты, являющиеся достаточными для получения знаний по отдельным образовательным программам.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Если говорить про организация дистанционного школьного обучения, то выполнение учебного процесса в этом случае выстраивается по традиционной модели. Данная модель предполагает, что обучающиеся общаются с преподавателем средствами информационных технологий, выполняют задания, следуют рекомендациям, задают вопросы учителю и наоборот, отвечают на вопросы учителя.

Не трудно догадаться о том, что организация учебного процесса в виде дистанционного сопряжена с рядом трудностей:

  • информация, предоставляемая учащемуся, несет самостоятельный характер: ребенок должен сам разобрать, сам осмыслить;
  • контроль педагогического состава по дистанционной форме обучения на время карантина;
  • уменьшение возможностей для учительской импровизации, так как последовательность действий представления новых знаний продумывается заранее;
  • низкая мотивация учащихся;
  • потеря внимания при самостоятельном изучении нового материала: данный фактор оказывает негативное влияние на успеваемость и знания учащихся;
  • доступ к информационным системам всех учащихся, задействованных в образовательном процессе

Это лишь небольшой диапазон проблем, с которыми приходится столкнуться при организации учебного процесса в период карантина, представленного дистанционной формой обучения. Тем не менее, решение данных проблем может значительно повысить эффективность обучения. Это подтверждают и различные исследования в сфере эффективности дистанционного образования. Стоит заметить, что разный начальный уровень учащихся, различные формы организации и индивидуальные маршруты занятий приводят к тому, что в результате у учеников уровень знаний часто ниже, чем у детей, обучающихся традиционно.

Так что нужно делать для того, чтобы добиться хороших результатов при дистанционном обучении школьников?

Условия повышения эффективности дистанционного обучения в школе[2]:

  • организация единой электронной образовательной среды: это будет обеспечивать: взаимодействие всех пользователей при помощи дистанционных технологий;
  • мониторинг дистанционного учебного процесса и его эффективности;
  • учебный процесс должен реализовываться на основе адаптированных корректировочных;
  • тщательный отбор учебно-методических материалов;
  • учет индивидуальных особенностей каждого учащегося;
  • учебный процесс должен быть реализован в различных формах: online, когда учебные мероприятия и общение с педагогом проводятся в реальном времени с использованием ИКТ; в асинхронном формате, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время;
  • учебный процесс с использованием информационных технологий обучения детей должен обеспечиваться высококвалифицированным педагогическим коллективом.

Вышеперечисленные условия – это основа для успешной организации дистанционного обучения в период карантина. Исполнение каждого из них по отдельности не даст хороший результат, но в комплексе они составляют прочную базу для построения продуктивного учебного процесса в начальной и средней школе[2].



Список литературы:

  1. ФЗ РФ ст. 16 от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. https://edunews.ru/onlajn/info/distacionoe-obuchenit-v-schole.html


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: