» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Анисимова Ксения Олеговна, магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: О вопросах реформирования контрольной и надзорной деятельности в России на современном этапе

Статья просмотрена: 368 раз
Дата публикации: 22.02.2019

УДК 34

О ВОПРОСАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Анисимова Ксения Олеговна

магистрант 2 курса

КрФ ФГБОУВО «РГУП», г. Симферополь

 

Аннотация. В статье раскрываются основные направления современного этапа реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: реформа, контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность, риск-ориентированный подход, приоритетная программа, плановая проверка, внеплановая проверка, малый бизнес.

 

На сегодняшний день в Российской Федерации созданы благоприятные условия для успешного развития предпринимательской деятельности. В последние годы заметно усилилось содействие со стороны государства в развитии бизнеса. Это касается не только предпринимательской деятельности в целом, но также малого и среднего предпринимательства. 

Развитие малого и среднего предпринимательства напрямую зависит от совершенствования государственного контроля и надзора в данной области.

Контрольная и надзорная деятельность в России уже давно требует полного и масштабного реформирования. Данная проблематика уже неоднократно обсуждалась учеными в данной области.

Правительством РФ в апреле 2016 года была утверждена «дорожная карта» реформы контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации. Целью приоритетной программы выступает «уменьшение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, не менее, чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года»[1].

Основным направлением «дорожной карты» является внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственных контрольно-надзорных мероприятий. Сущность этого направления заключается в том, что частота контрольный мероприятий, направленных на деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица зависит от того, к какой категории риска или классу опасности они определены. Определение деятельности указанных лиц к тому или иному классу опасности либо категории риска осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [2].

В настоящее время в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся сплошные контрольно-надзорные проверки в интенсивном порядке, что приводит к ненужному расходу ресурсов. В связи с большим количеством контролируемых объектов, снижается эффективность государственного контроля (надзора), так как не хватает ресурсов на обеспечение нужного уровня безопасности в данной сфере. Для устранения данной проблемы, достаточно обеспечить основной поток проверок контрольными (надзорными) органами в отношении тех объектов, которые действительно представляют угрозу охраняемым законом ценностям [3].

Министр РФ по вопросам Открытого правительства М.А. Абызов говорит о том, что риск-ориентированный подход широко используется рядом стран и эта модель имеет положительные изменения. Допустим, удалось сократить проверки контрольных органов в отношении предприятий на 30-90%, а некоторые направления бизнеса, которые не несут рисков для государства, и вовсе избавить от плановых проверок. Благодаря этому подходу можно будет сосредоточить все внимание проверяющих органов на злостных нарушителей законодательства.  В итоге это позволит сохранить проверяющим органам финансовые расходы, и в то же время обеспечить эффективную контрольно-надзорную деятельность во благо государства [4].

С 2015 года такой подход уже применяется в пяти министерствах, а в ближайшее время все контрольно-надзорные органы должны перейти на риск-ориентированный подход. 

Следующим направлением реформы контрольно-надзорной деятельности, предусмотренным дорожной картой, является приведение в порядок обязательных требований, которые необходимо соблюдать, их систематизация.

В 2016 году Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию уполномочил провести тщательный анализ действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования и  «принять меры по их оптимизации, включая отмену неэффективных и избыточных требований, а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации» [5].

Соблюдение обязательных требований зачастую для предпринимателей является сложной, а иногда и вовсе невыполнимой задачей, так как некоторые нормативно-правовые акты противоречат друг другу, нет единого реестра, в котором можно было бы получить достоверную и исчерпывающую информацию. Обязательные требования настолько раскиданы по различным нормативно-правовым актам, что иногда сами контролеры не могут сориентироваться в поисках нужной информации [6].

Если не решить данный вопрос, то реформа контрольно-надзорной деятельности не даст положительных результатов, к которым стремится наше государство. Именно поэтому приоритетной задачей на сегодняшний день является упорядочение и систематизация всех обязательных требований с выведением из действия ненужных. Для систематизации необходимо разработать единый реестр, где будет содержаться исчерпывающий перечень обязательных требований, который будет размещен в открытом доступе сети Интернет для всех пользователей.

В 2017 году рекомендации по упорядочению обязательных требований были отображены в отдельном приоритетном проекте [7].

Приведение в порядок обязательных требований ведется уже более года и на сегодняшний день оно еще не закончено, хотя на официальных сайтах контрольно-надзорных органов отображены перечни тех нормативно-правовых актов, в которых содержатся обязательные требования.

Кроме применения риск-ориентированного подхода, очень эффективным является использование проверочных листов, в которых содержится перечень контрольных вопросов для выявления факта соблюдения обязательных требований. Размещение проверочных листов на официальном сайте контрольно-надзорных органов дает возможность предпринимателям ознакомиться с ними и привести в соответствие соблюдение обязательных требований до проведения проверки контролируемых органов.

В рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности существуют некоторые сложности в определении количества и качества показателей проверок. Данная проблема возникает в связи с тем, что официально учитываются только плановые и внеплановые проверки, а такие моменты, как рейды, контрольные закупки и т.п. в официальную статистику не попадают.

Это означает, что нужно начать вести учет и всех остальных мероприятий, относящихся к контрольно-надзорным [6].

Если не изменить критерии оценки деятельности органов в контрольно-надзорной сфере, произведенная реформа будет неоконченной. Критерии оценки заключались в количестве нарушений и выписанных по ним штрафов. Инспектора в связи с этим, стремились к тому, чтобы как можно больше выявить нарушений и выписать штрафов по ним, их целью не было предотвращение нанесенного ущерба.  Исходя из этого, предлагается ввести такую систему оценивания для контрольно-надзорных органов, в которой будет предусмотрено определение эффективности проводимых мероприятий профилактического характера по предотвращению нарушений и нанесения ущерба.

Начавшееся реформирование контрольной и надзорной деятельности в России носит в основном положительные моменты, но также имеется и ряд негативных аспектов, на которые хочется обратить внимание. Допустим, увеличилось число внеплановых проверок, когда количество плановых проверок было сокращено. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки, для данной категории бизнеса ввели так называемые «надзорные каникулы».

В.П. Ермаков в своем докладе отметил: «На общем фоне увеличения давления со стороны контрольно-надзорных органов режим «надзорных каникул» для малого бизнеса. доказал свою эффективность. В целом в 2016 году, по оценкам региональных уполномоченных, в ряде регионов мораторий привел к снижению числа плановых проверок компаний малого бизнеса почти в 2 раза» [6]. Следует заметить, что уменьшение количества плановых проверок для малого бизнеса, привело к увеличению проверок среднего бизнеса. Согласно официальным данным, в Забайкальском крае количество проверок среднего бизнеса увеличилось в 4 раза [8]. В сложившейся ситуации было бы справедливо организовать «надзорные каникулы» и для среднего бизнеса в том числе.

В заключении хотелось бы отметить, что в целом проведение реформирования контрольной и надзорной деятельности в России носит положительную динамику, особенно в части сокращения количества плановых проверок, однако, проблем в этой области еще достаточно много и потребуется немало времени, чтобы их преодолеть.



Список литературы:

  1. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12). URL: http://контроль-надзор.рф/programm.
  2. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. -№ 35. - Ст. 5326
  3. Паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5). URL: Шр://контроль-надзор.рф/programm
  4. Правительство закрепило внедрение риск-ориентированного подхода в госконтроле. URL: http://open.gov.ru/events/5515398/? sphrase_id=150416
  5. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/53425
  6. Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2017. Книга жалоб и предложений российского бизнеса. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ doklad_2017.html
  7. Паспорт приоритетного проекта «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5). -URL: http://контроль-надзор.рф/programm
  8. «Надзорные каникулы» для среднего бизнеса. URL: https://ombudsmanbiz75 .ru/news-and-events/


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: