» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Завальный Игорь Владимирович, магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Cпецифичность оснований привлечения к административной ответственности должностных лиц

Статья просмотрена: 613 раз
Дата публикации: 22.02.2019

УДК 342.9

СПЕЦИФИЧНОСТЬ ОСНОВАНИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Завальный Игорь Владимирович

магистрант 2 курса

КрФ ФГБОУВО «РГУП», г. Симферополь

 

Аннотация. В научной статье рассмотрено понятие правовой ответственности, в частности раскрыта сущность административного ответственности, которая наступает в результате совершения административного проступка. Рассмотрены виды оснований привлечения к административной ответственности, которые чаще всего встречаются в теории административного права.

Ключевые слова: административная ответственность, основание привлечения к ответственности, правонарушение, административное правонарушение, должностные лица.

 

Первостепенной задачей любого государства, является защита прав и свобод граждан. В частности в Российской Федерации обязанность по обеспечению прав возложена именно на государство, что регламентировано Конституцией Российской Федерации [1].

В случае если было совершенно какое-либо правонарушение, государство обязано гарантировать, что за совершенное действие виновное лицо понесет правовую ответственность. Одним из видов правовой ответственности является административная, которая по своей сути является одним из приоритетных направлений деятельности государства.

Законодатель устанавливает административную ответственность за определенные деяния, которые являются противоправными, тем самым подтверждая, что оно представляет собой общественную вредность. В том числе, законодатель дает юридическую оценку противоправному деянию, осуждает виновное лицо и само деяние.

Именно с этим связанна актуальность поставленного вопроса о том, каковы же все-таки основания привлечения лица, совершившего правонарушение, к административной ответственности.

Актуальность вопроса вызвана также на основе того факта, что Российское законодательство не стоит на месте, издаются новые законодательные акты, в том числе усовершенствуются и дополняются существующие ранее, некоторые теряют свою законную силу, а некоторые только вступают в нее. А также появляются новые составы административных правонарушений в действующем законодательстве.

Таким образом, административная ответственность – вид юридической ответственности, которая наступает в результате совершения лицом противоправных действий, нарушающих нормы действующего законодательства, которые в частности предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях[2] и законами субъектов Российской Федерации.

Как же тогда выражается административная ответственность? Это происходит за счет применения к виновному лицу, то есть к тому, кто совершил противоправное правонарушение, противоречащее нормам действующего законодательства, наказания. Что воплощается непосредственно компетентными государственными органами и должностными лицами. Стоит отметить, что административная ответственность, помимо собственной нормативной базы, имеет собственный субъектный состав, правовые последствия, а также, что немало важно, основания ее наступления.

И здесь возникает вопрос, каковы основания привлечения лица к административной ответственности? Ответ на данный вопрос можно найти непосредственно в нормах действующего законодательства (гл. 2 КоАП РФ). Однако, анализируя юридическую литературу в области административного права, мы пришли к заключению, что принято выделять такие виды оснований привлечения к административной ответственности, как:

-                     юридическое (нормативное),

-                     фактическое,

-                     процессуальное.

Юридическое основание подразумевает под собой тот факт, что административную ответственность устанавливает наличие норм или групп норм, иными словами, в законодательстве должно быть закреплены определенные правила поведения, которых должен придерживаться гражданин, и в случае, если данные правила не будут соблюдены, то есть будут нарушены, то за это последует наказание. Отсюда следует, что в случае отсутствия в законодательстве какой-либо нормы, которая запрещает определенное поведение или деяние, то, следовательно, и административная ответственность не может наступить, несмотря даже на то, что действие может вызывать негодование со стороны общественности. Отсюда возникает множества споров и коллизий между специалистами, правоведами в области административного права, по поводу расширения круга норм и правил поведения, при нарушении которых лицо может быть привлечено к административной ответственности, то есть деяние может быть признано противоправным.

Фактическое основание подразумевает под собой, что конкретное взятый субъект совершил деяние (действие или бездействие), которое нарушило нормы, закрепленные административно-правовыми санкциями.

Что же касается процессуального основания, то под ним понимаются акты компетентных субъектов административной юрисдикции, о том, что на виновное лицо, совершившее определенное административное правонарушение, было наложено административное наказание.

Тем не менее, главное основание привлечения к административной ответственности - совершение административного правонарушения. Анализируя нормы административного законодательства, а в частности статью 2.1 КоАП РФ, приходим к заключению, что административным правонарушением является противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое и предусмотрена административная ответственность.

Анализируя нормы административного законодательства, мы пришли к заключению, что оно определяет огромное число административных правонарушений, субъектами которых могут стать органы управления, а также должностные лица.

В связи с этим особое внимание необходимо обратить на институт административной ответственности должностных лиц. Помимо вышесказанных оснований привлечения к административной ответственности, специалисты в области административного права выделяют также ряд условий, в случае свершения которых, может наступить административная ответственность. Так, И. Ш. Килясханов выделяет следующие условия:

Во-первых, когда было совершенно конкретное действие, а в результате данного действия произошло прямое нарушение административных правил или правил поведения в обществе.

Во-вторых, когда издаются такие приказы или распоряжения, или уже указания, которые сами по себе нарушают установленные ранее положения об общеобязательных правилах, иными словами, не соответствуют тому, что в них закреплено.

И, в-третьих, когда должностное лицо фактически не выполняет свои прямые обязанности по контролю за соблюдением общеобязательных правил поведения подчиненными лицами [3, с. 56].

Иными словами, в случае, если должностное лицо не исполняет свои служебные обязанности, которые были на него возложены, либо же делает это ненадлежащее, то тогда данной лицо будет привлечено к административной ответственности, о чем гласит КоАП РФ. При этом, рассматривая основания привлечения к административной ответственности должностных лиц, необходимо опираться непосредственно на ст. 2.4 КоАП РФ.

Стоит отметить, что помимо ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, административная ответственность может наступить также как следствие противоправного бездействия, так как мы и говори ранее, должностное лицо уклоняется от исполнения своих должностных обязанностей, в результате чего могут возникнуть общественно опасные последствий.

Подведя итоги, можно утверждать, что в связи с тем, что должностные лица обладают правом совершать действия властного характера, то и основания привлечения их  к административной ответственности имеют свои особенности. Так, помимо нарушения должностными лицами своими действиями установленных законодательством правил, административная ответственность может наступить по причине того, что должностное лицо давало своим подчиненным такие указания, которые идут вразрез с требованиями, установленными все теми же правилами. А также, если должностное лицо не приняло каких-либо определенных мер, если это входит в круг его обязанностей, чтобы обеспечить возможность подчиненному соблюдать данные правила, которые установлены действующим законодательством. А, следовательно, данный вопрос требует детального рассмотрения и анализа, не только в теории, но и на практике.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2018) // Собрание законодательств РФ. – 07.01.2002.- № 1 (часть I).- Ст. 1.
  3. Административная ответственность: учебное пособие / Под редакцией И. Ш. Килясханова, А. И. Стахова. Москва: Юнити-Дана, 2015. – 144 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: