» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Козлова Анастасия Вячеславовна , студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Перспективы развития фирм газелей в Российской Федерации

Статья просмотрена: 448 раз
Дата публикации: 5.03.2019

УДК 334.7

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИРМ ГАЗЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Козлова Анастасия Вячеславовна

студент

Научный руководитель: Поздеева Ольга Генадьевна

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Целью исследования являлось изучение факторов и условий развития фирм-газелей в Российской Федерации.  Проанализированы особенности фирм-газелей и возможности их развития в России. Сделан вывод об оптимистических перспективах развития «компаний-газелей», так как их появление и рост обусловлены не столько внешними экономическими факторами, сколько общим  видением будущего развития рынка первыми лицами фирмы.

Ключевые слова: компании – газели, экономический рост, факторы роста, конкуренция, лидерство

 

Термин «газели» по отношению к быстрорастущим компаниям в 1980-х годах ввел в научный оборот  американский экономист Дэвид Берч, изучавший средний и малый бизнес. Он поделил все компании на четыре основных группы [15,38].

Первая – «слоны» – крупные компании, в том числе и с госучастием, которые в силу своей величины не могут показать большую динамику.

Вторая группа – «львы». Эти компании, как и «цари зверей» в природе, живут за счет того, что поглощают более слабых соперников.

К третьей группе Берч отнес «газелей» – новые быстроразвивающиеся компании. Газели умеют не только быстро бегать, но и держать на длинных дистанциях высокую скорость.

Четвертая группа компаний – это «мыши» – все мелкие игроки рынка, коих подавляющее большинство в бизнес-сообществе. Несмотря на большое количество, их совокупный вклад в ВВП и в будущее экономики очень невелик.

Способность устойчиво генерировать поток инноваций на протяжении нескольких лет проявляют немногие фирмы - их называют газелями. Благодаря новаторским идеям они не приспосабливаются к спросу, а формируют его, воплощают новые идеи в продукте, развиваются на основе инноваций, подчас разрушают стереотипы управления [5, с. 36].

Сильный лидер - стержень стратегии газели. А дальше развитие идет благодаря команде, с ее позиций. Когда правильно набраны топ-менеджеры, когда они разделяют ценности, цели и видение, тогда они сами становятся предпринимателями.

Фирма-газель - это предприятие, способное к длительному быстрому росту. Длительность быстрого роста им действительно свойственна, но, как показала эмпирика, механизм ее иной, чем предполагалось.

Еще несколько факторов роста фирм-газелей. Первый из них - сокращение издержек бесхозяйственности быстрого роста. Дело в том, что при всех своих достоинствах быстрый рост обычно в некоторой степени расслабляет фирму. Фирма не так жестко следит за издержками, как следовало бы, не увольняет тех, кого надо, лояльно относится к ошибкам руководителей, умеющих обеспечить главное - быстрый рост.

Например, массовый характер имеет  избавление от балласта среди

Второй -  экономия на издержках поддержания быстрого роста. Этот тип издержек газелей с бесхозяйственностью не связан. Существование в режиме быстрого роста объективно требует инвестиционных заделов, больших складских запасов сырья и готовой продукции. Поэтому в момент кризиса газели пожертвовали скоростью роста в пользу большей устойчивости компании. Их продажи упали, но финансовое бремя сокращения доходов было самортизировано возможностью проедать скопившиеся запасы, почти не делая внешних платежей. И все же ради сокращения издержек газели не собирались подрывать свои ключевые компетенции [4, с. 25].

Оценивая столь неоднозначное явление, как «неортодоксальные» фирмы-«газели», можно сказать о положительном балансе их влияния на экономику.

По мнению российских специалистов, высокие темпы роста часто демонстрируют два типа фирм: входящие в состав крупных бизнес-групп или имеющие доступ к административному ресурсу.

Сильная сторона дочерних компаний в условиях неблагоприятного инвестиционного климата и высоких процентных ставок - поддержка материнских структур. Независимые «газели», не имеющие такой поддержки, часто не могут преодолеть высокие барьеры на пути к росту. Быстрое развитие аффилированных БРК обусловлено не извлечением ренты, а перераспределением ресурсов, которые материнская компания сначала должна была получить, то есть явлением в своей основе рыночным.

Количество  «фирм-газелей» на тысячу жителей в России - семь. Впрочем, как и доля работающих в сфере «фирм-газелей» от экономически активного населения - 1,2 % [7].

Высок индекс предпринимательской активности - 0,90, и индекс потенциала по созданию рабочих мест - 0,66[7]. 

Таблица 1.   Распределение «фирм-газелей» по отраслям экономики  в России (2017 г., %)[7].

Отрасль

Удельный вес

промышленность

14,7

сельское хозяйство

1,1

транспорт и связь

2,13

строительство

16,7

торговля и общественное питание

42,7

общая коммерческая деятельность по обеспечению

функционирования рынка

4,8

наука и научное обслуживание

5,6

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

1,3

прочие

10,7

 

Одними из самых заполненных «компаниями- газелями» ниш можно считать строительный бизнес и торговлю. В России более тридцати  тысяч различных строительных фирм и почти семьсот тысяч предпринимателей, занятых в сфере торговли, 16000 предприятий, оказывающих бытовые услуги населению.

Далее представим Топ-5 самых быстрорастущих компаний России

1)  ООО «Славянск ЭКО» владеет мини-НПЗ, который был построен в 2013-2016 годах в городе Славянск-на-Кубани. Как сообщали СМИ, в одноименный холдинг входят 12 предприятий, занимающихся добычей и переработкой нефти, продажей нефтепродуктов. СМИ связывают «Славянск ЭКО» с депутатом Заксобрания Краснодарского края Робертом Паранянцем. По данным СПАРКа, 81,9% уставного капитала принадлежит ООО «Фарвартер» и 18,1% – Валерию Паранянцу.

2)  АО «Уфаойл» является независимым трейдером «среднего размера», занимается оптовой торговлей моторным топливом, включая авиационный бензин, работает в 77 регионах РФ, ведет экспорт. В 2017 году АО значится, в частности, как поставщик ОАО «РЖД», Росгвардии, «Росэнергоатома» и других крупных компаний. Входит в группу «Уфаойл-Оптан», которую в 1997 году создал 22-летний выпускник Башкирского государственного университета Рустем Абдулманов.

3)  ООО «Рэйальянс» (Москва) специализируется на поставках комплектующих для ОАО «РЖД». В частности, в 2015 году компании заключили контракт на 2,68 млрд рублей, в 2016 году – на 2,3 млрд рублей. В число покупателей «Рэйлальянса» входят также Московский метрополитен, «Метровагонмаш», Брянский машиностроительный завод, Тверской вагоностроительный завод, «ЕВРАЗ НТМК». Принадлежит кипрской Measurestep Enterprises Limited.

4)  ООО «Дормет» (Санкт-Петербург) занимается строительством дорог, аэродромов и спортивных сооружений. Поставщик дирекции капитального ремонта департамента капремонта Москвы (контракт на 2017 год на 938,9 млн рублей), ФГУП «АТЭКС» (контракт на 2016 год на 8,35 млн рублей), ГКУ Москвы по капремонту многоквартирных домов «Укрис» (контракт на 2016 год 2,04 млрд рублей). С октября 2017 года находится в стадии ликвидации.

5)  ООО «Прайм Топ Индастри» (Москва) занимается производством и реализацией лакокрасочных материалов для рулонной окраски, эмалей, грунтовок, металлопроката с покрытием. Чтобы гарантировать высокое качество продукции, сырье компания закупает у авторитетных мировых производителей. Владелец – гражданин Швеции Лукас Марек Кубицкий.

Вывод. На первый взгляд, вклад «газелей» в экономический рост России выглядит весьма скромным – около 1% в совокупной выручке.

К секторам материального производства относятся менее половины «газелей», но они обеспечивают почти 80% чистой прибыли всех быстрорастущих компаний страны.

Направления деятельности в сфере поддержки «компаний-газелей»:

  • определение вектора деятельности по поддержке «компаний-газелей»;
  • укрепление позиций по поддержке «компаний-газелей» в органах власти и деловом сообществе как консолидирующей площадки, обеспечивающей представление и защиту интересов среднего бизнеса;
  • повышение доли активных и заинтересованных предпринимателей, регулярно участвующих в мероприятиях по поддержке «компаний-газелей», распространение предпринимательских инициатив.

Таким образом, в настоящее время можно сделать вывод об оптимистических перспективах развития «компаний-газелей», так как их появление и рост обусловлены не столько экономическими, сколько общим  видением будущего развития рынка первыми лицами фирмы. Высокую значимость имеют контакты топ-менеджмента с клиентами, принимается во внимание и аналитическая работа менеджеров фирмы.



Список литературы:

  1. Волков В. В. (2002). Силовое предпринимательство. [Текст]: М: Летний сад [Volkov V. V. (2002). Violent entrepreneur ship. Moscow: Letniy Sad. (In Russian).] – 24с.
  2. Медовников Д., Оганесян Т., Розмирович С. (2017). Кандидаты в чемпионы: средние быстрорастущие компании и программы их поддержки // [Текст]:Вопросы экономики. № 9. – 50 с.
  3. Становая Т. (2017). Трансформация путинских элит: 2014-2024. М: Московский центр Карнеги. [Электронный ресурс]:, Режим доступа: http://carnegie.ru/2017/07/26/ru-pub-72625 [Stanovaya Т. (2017). ,свободный.
  4. Российские компании - газели: Лидеры среднего бизнеса РФ . [Электронный ресурс]:, Режим доступа: expert.ru/dossier/story/fastest-growing-companies-gazelles/,свободный.
  5. Феномен компаний-»Газелей» в мире и в России [Электронный ресурс]:, Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kompaniy-gazeley-v-mire-i-v-rossii,свободный.
  6. Не как все: об управленческой практике фирм-газелей[Электронный ресурс]:, Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ne-kak-vse-ob-upravlencheskoy-praktike-firm-gazeley,свободный.
  7. Бизнес-модель развития фирм-газелей | Экономика и Жизнь [Электронный ресурс]:, Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/132227/,свободный.
  8. А.Ю. Юданов http: «Фирмы-газели как агенты роста в неустойчивой экономике»[Электронный ресурс]:, Режим доступа: //www.yudanov.ru/,свободный.
  9. Статистическая информация по предпринимательству в России (по субъектам Российской Федерации). // [Электронный ресурс]:, Режим доступа: http://www.rcsme.ru/,свободный.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: