» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Тлявсин Ильмир Булатович, учитель технологии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Дисциплина – основа образования

Статья просмотрена: 542 раз
Дата публикации: 12.03.2019

УДК 371.5

ДИСЦИПЛИНА – ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ

Тлявсин Ильмир Булатович

учитель технологии 

МБОУ «СШ № 20», г. Норильск

 

Аннотация. Статья посвящена педагогической проблеме обучения учащихся в современной школе, а именно понятию «дисциплина». Подробно рассматривается особенности поведенческой, воспитательной, образовательной дисциплины. В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к укреплению дисциплины, а также факторы, влияющие на её состояние.

Ключевые слова: дисциплина, самодисциплина, устав учреждения, культура поведения.

 

Дисциплина играет немаловажную роль в системе образования. По сути, дисциплина – это один из фундаментов образования. Ведь без её усвоения осваивать учебную дисциплину было бы просто невозможным, невозможно было бы следовать режиму и структуре образования. Как в жизни в целом, в общих её понятиях и явлениях, так и в процессе образования очень значимым является умение самоконтроля, расставления приоритетов, ограничения себя «сейчас» во благо чему-то «потом», впоследствии. Все эти явления и действия отчасти подразумевает под собой понятие образовательной дисциплины.

Без навыков самоконтроля, здравых ограничений, исполнительности и верно расставленных приоритетов вся система образования была бы расшатана и недействительна, как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Понятие «дисциплины» в образовании учит следовать определенным формам поведения в стенах образовательных учреждений, соблюдать определенный режим, как в стенах учреждений, так и за её пределами; прививает необходимые ценности и действия, вырабатывает их структуру и шаблонный стереотип, формирует соответствующие моральные взгляды, ценности и нормы.

Безусловно, дисциплина является ограничением, но ограничением благим, в целях благоприятной акклиматизации в социуме и дальнейшем развитии в самостоятельной жизни. Это приобретенный навык, фундамент для которого закладывают родители в процессе дошкольного воспитания.  Школа формирует и развивает данный навык у учеников путем прививания собственных правил и устоев внутри заведения. Совершенный навык дисциплины – это следование данным правилам и устоям, а так же возможному расписанию и распорядку, самостоятельно и регулярно, без контроля посторонних и за стенами образовательного учреждения, то есть на основе самодисциплины.

Самодисциплина – это способность самостоятельно рационально расставлять приоритеты и сознательно отказывать себе в желаемом, если это желаемое препятствует достижению и завершению текущей цели.

«Дисциплина означает власть над своими возможностями, управление имеющимися ресурсами для осуществления предпринятой деятельности. Понять, что надо сделать, а затем приняться за это, не откладывая дела в долгий ящик, используя необходимые средства - вот что значит быть дисциплинированным», - Джон Дьюи - американский философ, психолог и педагог.

В общем смысле, охватывая все сферы деятельности, в том числе и образовательную, дисциплина носит в себе следующее определение. Общественный, твердо установленный определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам прав и морали или требованиям какой-либо организации, обязывающими и обязательными к подчинению для всех членов данного коллектива. [3]

Дисциплина – одно из основных средств для достижения целей.  Её сущность заключается в понимании учащимися сознательной необходимости и значимости соблюдения прописанных правил поведения и установленного в школе порядка на основе Устава школы. Важно, чтобы следование данным правилам и нормам приобрело сознательную выработанную привычку, в целях дальнейшего успешного становления и развития.

Выработанная сознательная привычка дисциплинированного верного поведения называется дисциплинированностью. Это качество, характеризующееся организованностью и самоорганизованностью, ответственностью и готовностью к подчинению общественным нормам, установкам и правилам, как общепринятым так и отдельным, внутри определенного коллектива. [1]

Культура поведения как раз таки и является дисциплинированным осознанным пониманием действий и их совершения, что отражается в нормативном сдержанном поведении, в соответствии с определенными требованиями и правилами. Это отражение навыка самоконтроля и самодисциплины, его успешности формирования на основе фундамента общей воспитательной дисциплины в школе, колледже, вузе и в дошкольный период. [1]

В формировании, становлении, закреплении и развитии школьной поведенческой, воспитательной и образовательной дисциплины существуют свои особенности:

  • школьная дисциплина – средство для осуществления учебно-воспитательных целей; для упрощения и ускорения путей их реализации.
  • школьная дисциплина призывает к лояльному подчинению на основе уважения старших т.к. педагоги имеют больший опыт, следовательно, в некотором роде, благодаря правилам и нормам дисциплины, могут уберечь и обезопасить учеников от нежелательных проступков или поступков.
  • требования школьной дисциплины должны соответствовать возрасту учащихся и их индивидуальным особенностям; необходимо разграничить перечень требований и правил между учениками подготовительных, начальных, средних и старших классов. [4]

Дисциплина – это учение. Учение определенных норм, правил поведения и действий. Как и в любом другом учении в учении дисциплины существуют трудности, неудачи и проблемы. В сфере дисциплины такие явления именуются «недисциплинированностью» (недисциплинированными поступками) и «дисциплинарными проступками».

Недисциплинированные поступки заключаются в моральном и этическом нарушении правил поведения. Это, например, излишне громкие разговоры, посторонние дела во время занятий, невыполнение требований педагога, хамское поведение, неуместный смех, вызывающий внешний вид в здании, где это не положено и другие, тому подобные. Такие поступки, как правило, являются разовыми, они не влекут за собой юридическую ответственность и не угрожают жизни и здоровью окружающих. Предотвращение подобных поступков решается путем строгого замечания, воспитательной беседой или же привлечения влияния родителей и (или) определенных уполномоченных органов в случае острой необходимости.

Недисциплинированные поступки могут быть совершенны с целью привлечения внимания. Это не значит, что ученик отказывается сотрудничать, скорее, он желает сотрудничать больше и чаще наряду с остальными, но не знает как это донести и показать. Не исключено что, в таких случаях, помимо осторожного индивидуального подхода, необходимо обратиться за помощью к школьному психологу или социальному педагогу.

Недисциплинированные поступки в целях самоутверждения совершаются нарушителем в целях установления собственного «звездного авторитета» в коллективе. Такой человек испытывает острую необходимость во всеобщем коллективном признании и лидерстве. Такие нарушения в основе своей таят личные проблемы ученика. В числе таких, например, нарушение функционирования нервно-психической системы, недостаточность материнского воспитания, вседозволенность в процессе родительского воспитания, неподготовленность ребенка к школе, защитная реакция на возможные возникающие трудности, недостаток внимания, демонстрация какой-либо обиды, либо же «стадное чувство», когда ребенок руководствуется такими действиями, которые совершают большинство учеников в его окружении. Для предотвращения таких поступков необходимо выяснить их первоначальную причину. [2]

Но, стоит так же иметь в виду, что учитель, нередко в силу своей неопытности, учитель может сам спровоцировать нарушение дисциплины. Виной тому может быть его юный возраст, когда старшие классы не воспринимают педагога как авторитетную личность к подчинению; инфантильность и вялость преподавания, профессиональное выгорание и (или) творческий и (или) трудовой кризис педагога. Важно уметь поставить себя перед учениками: обозначить границы и требования, заинтересовать внешним образом и личной манерой преподавания, но без нарушения норм и правил дисциплины в рамках учебного заведения.

Дисциплинарные проступки - это злостный демонстративный отказ принятия правил и требований, установленных в том или ином заведении или (и) общественной группе, а так же в социуме в целом. Такое действие может нанести вред окружающим либо определенному ценному имуществу, находящемуся на пути бунтаря и имеющее отношение к его протесту. Данное правонарушение относится к правовому регулированию, а противоправные действия нарушителя влекут за собой юридическую ответственность в соответствии с законодательством в случае нарушения правил, норм и обязанностей Устава учреждения. [2]

Устав учреждения – это определенный документ, фиксирующий основные дисциплинарные требования и обязанности в конкретных стенах заведения на законодательном уровне.

Совокупность социально-моральных требований поведения и деяния присутствуют так же в следующих отраслях:

Государственная дисциплина, связанная с выполнением требований, установленных для госслужащих;

Воинская дисциплина основана на базе военных правил, законов, приказов и уставов для граждан, находящихся в зоне исполнения гражданского военно-патриотического долга;

Парламентская дисциплина регулирует отношения и действия между должностными лицами парламентской палаты;

Трудовая дисциплина возникает в процессе сотрудничества на территории работодателя. Она регулируется нормами трудового законодательства;

Финансовая дисциплина, установлена на базе денежных отношений между лицами, имеющими документально-бюрократическое сотрудничество друг с другом на основе правовых предписаний. К финансовой дисциплине так же следует отнести налоговую дисциплину, которая так же носит финансово-бюрократический характер;

Технологическая дисциплина имеет место быть в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний;

Договорная дисциплина возникает при соблюдении субъектами правоотношений и обязательств, заранее зафиксированных в официальных договорах.

Всеобщее понятие дисциплины имеет следующие характеристики:

  • дисциплина является формой социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);
  • дисциплина она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
  • дисциплина связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
  • целью дисциплины является реализация достижения общественного порядка.

Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали. Комплексный подход к укреплению дисциплины требует точного и полного учёта и соблюдения факторов, которые влияют на её состояние. К таким факторам относятся экономические, социальные, организационные, воспитательные, юридические и другие меры.

Возвращаясь к понятию школьной  дисциплины, следует сформировать умозаключительный вывод о том, что дисциплина – это не средство воспитания, а её результат. Это итог всего воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс организации, и процесс столкновения конфликтов и их разрешения, в том числе на основе дружбы и доверии. Ответственный человек способен предвидеть последствия своих неверных возможных действий и оценить их неправомерность и не результативность на законодательном уровне. Без ответственности обучение дисциплине и, впоследствии, сознательная дисциплинированность, и (саморганизованность, являются неосуществимы и невозможны к формированию и, тем более, развитию.

В заключение, стоит использовать цитату Константина Дмитриевича Ушинского –  писателя, педагога-основоположника научной российской педагогики,  в целях предотвращения возможных недисциплинированных поступков:

«Если мы ввели порядок и стройность в занятиях, не оставляя ни на одну минуту ни одного дитя без дела; если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными; если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас - то классная дисциплина в наших руках», - Константин Дмитриевич Ушинский «Избранные педагогические сочинения»



Список литературы:

  1. Бобков Ф.А., Марьенко И.С. «Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников» // М.: Просвещение, - 2012
  2. Карбышева Т.В. «Педагогическая и социальная дезадаптация подростков как психолого-педагогическая проблема современной школы» // М.: Наука, - 2015
  3. Савин. Н.В. «Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности» // М.: Просвещение, - 2008
  4. Шамова Т. И., Нефедова К. А. «Воспитание и обучение» // М.: Просвещение, - 2009


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: