» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Июнь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (27) 2019
Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Причины неуспеваемости школьников
Дата публикации: 10.06.2019
Удк159.9
ПРИЧИНЫ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Лидер Ольга Игоревна
студент
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация. В данной статье рассматриваются
причины неуспеваемости школьников. Исследование, которое было проведено на базе
одной из школ г. Алейска отражает основные причины,
которые влияют на успех в учебе ребенка. Данная работа актуальна для педагогов
и родителей, так как, зная причины неуспеваемости можно проводить диагностику, мониторинги по устранению этих причин и повышению качества
знаний.
Ключевые
слова: причины
неуспеваемости, школьники, факторы, неуспевающий школьник, мотивация, интерес,
стимулирующая образовательная среда.
Научная
новизна: в рамках данной работы был разработан авторский опросник
«Причины неуспеваемости школьников», проведено исследование на базе школы г. Алейска в количестве 200 человек, кроме того причины, выделенные учащимися данной школы являются отражением
современных причин неуспеваемости школьника.
Неуспевающий
школьник – это определение часто встречается в системе образования. Среди
неуспевающих были Ньютон, Ч. Дарвин, В. Скотт, А. Энштейн,
У. Шекспир, Дж. Байрон, А. Герцен, Н.В. Гоголь. В математическом классе
последним в учёбе был А.С. Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе
трудности с обучением и были отнесены к категориибезнадёжных.
Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит
просто и однозначно[4].
Кто же
такой неуспевающий ученик?
Неуспевающий
ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний,
умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся
рядом с ним дети. (И.П. Подласый).
В связи
с выявлением данной проблемы в современной системе образования было проведено
исследование на базе одной из школ. Для данного исследования был разработан опросник, в котором отражаются основные причины
неуспеваемости школьника (21) (см. рис.1, стр. 5). В опросе участвовали 200
человек: учащиеся 3, 4, 5, 9, 11 классов.
Ученики
на основе собственного опыта определили главные причины неуспеваемости
школьника. По результатам исследования
причины неуспеваемости распределились следующим образом:
3 класс:
1.
Лень.
2.
Отсутствие внимания на уроках, непонимание до
конца учебного материала.
3.
Наличие пробелов в знаниях по определенному
предмету.
4.
Отсутствие мотивации к получению новых знаний.
5.
Отсутствие интереса к учебному предмету.
4 класс:
1.
Отсутствие интереса к учебному предмету.
2.
Лень.
3.
Отсутствие мотивации к получению новых знаний.
4.
Большой объем учебного материала.
5.
Отсутствие веры в собственные силы.
5 класс:
1.
Лень.
2.
Наличие пробелов в знаниях.
3.
Большая нагрузка дополнительными занятиями.
4.
Отсутствие интереса к учебному предмету.
5.
Большой объем учебного материала.
9 класс:
1.
Отсутствие интереса к учебному предмету.
2.
Наличие пробелов в знаниях по определенному
предмету.
3.
Лень.
4.
Отсутствие внимания на уроках, непонимание до
конца учебного материала.
5.
Отсутствие мотивации к получению новых знаний.
11 класс:
1.
Лень.
2.
Боязнь школы, личная неприязнь к учителю.
3.
Отсутствие интереса к учебному предмету.
4.
Отсутствие внимания на уроках, непонимание до
конца учебного материала.
5.
Неинтересные уроки. Наличие учебников с
однотипными, стандартными заданиями.
Из приведённых выше списков видна следующая
тенденция: независимо от возрастной категории для каждого учащегося проблема
отсутствия мотивации и интереса к получению новых знаний, учебного предмета, является
одной из главных. Сравнивая 3 класс и 11 замечаем, что
появляется такая причина как боязнь школы, личная неприязнь к учителю, данная
тенденция не является хорошим показателем, ведь, кто как не учитель должен быть
поддержкой и опорой будущему выпускнику.
Также стоит отметить, что 11 классы выделяют такую
причину, как наличие учебников с однотипными, стандартными заданиями, в
отличие от 3-5 классов, для которых эта причина не влияет на успеваемость.
Прежде всего это связано с тем, что обучение 11
классов направлено на успешную сдачу ЕГЭ, а не развитие творческого потенциала.
В основном 11 классы в течение года работают по КИМам,
которые представляют собой стандартизированные задания. Некоторые учителя
упускают возможность в 11 классах увлечь ученика, заинтересовать своим предметом.
Начиная
с 4 класса, учащиеся выделяют такие причины, как большой объем учебного
материала и сильная нагрузка дополнительными занятиями. Действительно, особенно
с 5 класса, у учащихся увеличивается количество предметов, объем материала и важным
компонентом является сохранить желание, интерес ребенка к учебе.
Подводя
итог приведённого выше исследования следует отметить,что школа должна стремиться к созданию некой
мотивационной среды, не столько образовательной, сколько стимулирующей ребенка
к осознанной попытке самостоятельной деятельности, раскрытию своих способностей.
В
сущности, у детей с плохой успеваемостью отсутствует чувство веры в собственные
силы. Родителям и учителям необходимо излечить это состояние детей как можно
быстрее и направлять их в сторону достижения более высоких результатов в учебе.
Рис. 1. Опросник
«Причины неуспеваемости школьников»
Список литературы:
- Бабанский К. К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 257 с.
- Менчинская И. А., Сабурова Г. Г. Новый этап в исследовании проблемы обучения и ум-ственного развития// Возрастная и педагогическая психология. - Пермь, 1974. - 315 с.
- Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Причины школьной неуспеваемости // Тренинг взаимодей-ствия с неуспевающим учеником. - СПб., 2005.
- Подольский А.И. Школа без отстающих: благие намерения или реальные возможности [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=ypgRb1VNI5Y(дата обра-щения 22.03.2019).
- Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994. - 230 с.
Комментарии: