» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (30) 2019

Автор: Султанов Камиль Арифович, кандидат экономических наук, доцент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Анализ административно-правового регулирования транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта

Статья просмотрена: 255 раз
Дата публикации: 12.09.2019

УДК 342.92

АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Султанов Камиль Арифович

кандидат экономических наук, доцент

ЧаптыковОлег Андреевич

преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции в сфере транспортной безопасности

Всероссийский институт повышения квалификации

сотрудников МВД России, г. Москва

 

Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемные вопросы административно-правового регулирования транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта Российской Федерации. Авторы анализируют последние изменения административного законодательства, федеральных нормативных правовых актов и актов регионального уровня, регулирующих процедуру организации транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта.

Ключевые слова: транспортная безопасность, административная ответственность, КоАП РФ, административное регулирование.

 

Транспортный комплекс, является важнейшей составляющей общества, в нем сосредоточены и функционально переплетены огромные людские, материальные, технические и информационные ресурсы. Любые случайные или аварийные сбои, а также террористические акты в транспортных сетях приводят к человеческим жертвам, экономическим потерям, техногенным и экологическим катастрофам.

Важными компонентами системы, призванной обеспечить стабильность функционирования транспортного комплекса, являются транспортная безопасность и правопорядок. Устойчивое, эффективное и безопасное функционирование транспорта является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности государства, национальной безопасности и обороноспособности страны. Транспорт оказывает влияние и на другие составляющие национальной безопасности: внешнеэкономическую, внутриполитическую, экологическую, антитеррористическую, информационную и научно-техническую.

По диапазону и уровню возможных угроз транспортный комплекс РФ относится к числу наиболее критических объектов, что обусловлено рядом факторов:

а)         высокий и все возрастающий уровень морального износа основных и вспомогательных производственных фондов транспортного комплекса РФ;

б)        высокая степень изношенности и аварийности объектов транспортного комплекса РФ;

в)         низкий уровень обеспеченности средствами контроля и досмотра;

г)         усиление общей криминогенной обстановки на транспорте.

Анализ показывает, что транспортный комплекс привлекает к себе внимание не только пассажиров и грузоотправителей, он является объектом повышенного интереса преступных групп и сообществ, а также отдельных лиц, совершающих противоправные деяния, его коммуникации активно используются преступниками для незаконной транспортировки оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств и других запрещенных в гражданском обороте предметов.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция и федеральные законы, а также международные договоры Российской Федерации.

В настоящее время издан целый ряд документов, регулирующих вопросы безопасности в транспортной сфере, в частности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Указ Президента Российской Федерации; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» утверждена соответствующая программа; принят ряд подзаконных актов.

В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства [1]. В числе основных задач обеспечения транспортной безопасности, определенных данным законом, названы: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.

 Под угрозами транспортной безопасности рекомендуется признавать условия и факторы, а также противоправные действия лиц, способные привести к ущербу национальной безопасности, ущемлению национальных интересов РФ в области транспортной деятельности, нарушению устойчивости транспортной деятельности, нанесению вреда здоровью и гибели людей, ущербу имуществу и окружающей природной среде при транспортной деятельности. Угрозами транспортной безопасности могут быть явления природного, техногенного и социального характера.

Угроза совершения на объектах транспортного комплекса террористических актов является серьезнейшей проблемой общественной безопасности [2, с. 201]. Именно поэтому особое значение приобретает создание надежного правового механизма, ориентированного на участие органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входит обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, а также на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах [3].

Согласно Правилам охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, устанавливающим зоны ответственности органов внутренних дел и служб авиационной безопасности (далее – САБ), организация безопасности аэропорта возлагается на его владельцев, а сотрудники органов внутренних дел обязаны обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в аэропортах, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры гражданской авиации [4].

Полицейские обязаны: участвовать в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охранять аэропорты и объекты их инфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска кандидатов к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды. При возникновении чрезвычайных ситуаций сотрудники полиции обязаны принимать неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать бесперебойной работе спасательных служб, а также обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий [5, с. 54].

План по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации администрацией аэропортов также разрабатывается и согласовывается с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти, включая органы внутренних дел. В нем определяются функции и полномочия оперативного штаба, задачи подразделений, задействованных в мероприятиях по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства, предотвращению и пресечению захватов и угонов воздушных судов; схема оповещения и связи; расчет сил и средств, необходимых для урегулирования чрезвычайной ситуации [6, стр. 9].

В целях осуществления мониторинга состояния авиационной безопасности, реализации постановления Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 794 приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «Об утверждении Положения об Управлении транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» от 18 октября 2004 г. № АН-225 в составе Управления транспортной безопасности создана и функционирует единая Дежурно-диспетчерская служба транспортного комплекса с функциями центра управления в кризисных ситуациях, обеспечивающая круглосуточный мониторинг транспортной безопасности, своевременное принятие незамедлительных решений в случае чрезвычайных ситуаций при возникновении происшествий в транспортном комплексе [7, с. 15].Данная служба обеспечивает: выполнение функций координационного центра авиационной безопасности Российской Федерации в рамках ИКАО; информационное обеспечение ответственного дежурного Минтранса России, оперативного штаба Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что основной причиной неэффективной работы по обеспечению транспортной безопасности является отсутствие единой координации в деятельности федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и комплексного подхода к решению проблемы безопасности на транспорте [8].

Должны быть направлены усилия на повышение эффективности деятельности всех субъектов обеспечения безопасности на воздушном транспорте, в том числе ОВД по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта.

Нужно осуществить систематизацию НПА, регулирующих отношения на воздушном транспорте, оказывающих влияние на осуществление безопасности в данной области, провести кодификацию НПА в области организации воздушного движения. В едином кодификационном акте необходимо урегулировать  существующие проблемы гражданского, налогового, уголовного и валютного законодательства в части организации воздушного движения и обеспечения его безопасности.

В Воздушном кодексе России целесообразно было бы указать: какие Министерства и службы участвуют в обеспечении безопасности и порядок их взаимодействия с САБ. В случае угрозы или совершения террористического акта все мероприятия проводятся во главе с органами ФСБ России; в каких случаях на первых ролях выступают подразделения МВД и т.д. В данном акте необходимо также прописать взаимодействие с подразделениями МЧС и Министерства обороны Российской Федерации [9].

Совершенствование правовых норм деятельности служб авиационной безопасности, органов внутренних дел на транспорте, других правоохранительных органов и специальных служб объективно требует четкого правового опосредствования, поскольку в правовом государстве, каковым объявила себя Российская Федерация, любая идея повышения качества работы государственного органа или организации, неподкрепленная правом, теряет всякий смысл.

Зарубежными экспертами, исследовавшими практику создания системы обеспечения безопасности ведущих стран мира, были предложены следующие решения проблем, связанных с транспортной безопасностью: классификация организаций, принимающих участие в обеспечении безопасности аэропортов; определение функций организаций и должностных лиц по обеспечению безопасности; разделение ответственности между участниками; изложение особенностей организации обеспечения безопасности ряда ведущих стран; перечень содержания полномочий и ответственность подразделений и некоторых должностных лиц, участвующих в обеспечении безопасности [10, с. 46]. По мнению экспертов, наиболее эффективная система обеспечения безопасности аэропортов может быть создана только на основе принципа единоначалия в том случае, когда систему безопасности обеспечивает единая организация, имеется четкая и ясная система управления, одна из организаций имеет абсолютную власть и несет полную ответственность за все функции по обеспечению безопасности аэропорта.

Таким образом обеспечение безопасности и недопущение совершения преступных посягательств на воздушном транспорте становится одним из приоритетных в деятельности государства.

Безопасность транспорта обеспечивается четкими мероприятиями и действиями на земле и в воздухе. Но эти мероприятия осуществляются как конкретными правоохранительными органами, так и лицами осуществляющими эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для эффективности обеспечения безопасности требуется четкое определение задач каждого субъекта авиационной безопасности, ответственности каждой организации за порученную часть деятельности, определения сфер и методов их взаимодействия. Необходимая и успешно функционирующая система безопасности в сфере гражданской авиации может быть создана только тогда, когда между субъектами будут устранены все трения и конфликты интересов, что в свою очередь, потребует устранения пробелов в законодательстве и адекватных мер организационного характера.



Список литературы:

  1. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // СПС «Консультант-плюс»
  2. Елагин А.Г. Безопасность (теория, обеспечение, управление) / под ред. проф. С.А. Капитонова. М., 2010.
  3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант-плюс».
  4. Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры: постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 42 // СПС КонсультантПлюс.
  5. Обеспечение авиационной безопасности в Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта // Транспортная безопасность и технологии. № 1 (10). 2007.
  6. Авиационная безопасность: учебное пособие / под общ. ред. Ю.М. Волынского-Басманова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  7. Соловьева Т.П. Влияние международных организаций гражданской авиации на формирование правовой базы обеспечения безопасности воздушного транспорта // Транспортное право. 2008. № 4.
  8. Духно Н.А. Современные аспекты и проблемы обеспечения безопасности на траспорте. Теория права и государства. 2011г., №4.
  9. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 ФЗ-№60, Эксмо, 2017г., с. 84-85


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: