» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (32) 2019

Автор: Шестакова Лилия Михайловна, Музыкальный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль национального фольклора в работе музыкального руководителя для культурно-этнического воспитания дошкольников

Статья просмотрена: 321 раз
Дата публикации: 12.11.2019

УДК 373.24

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Шестакова Лилия Михайловна

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №107 комбинированного вида» Московского района, г. Казань

 

Аннотация. В данной статье показана значимость краевого компонента в работе музыкального руководителя с детьми в рамках ФГОС ДО; выделены основные фольклорные рабочие платформы, которые могут быть использованы при составлении программ музыкальным руководителям.

Ключевые слова: музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников через народный фольклор, музыкальные занятия в ДОУ.

 

"С чего начинается Родина" – это широко известная всем нам советская песня В. Баснера на слова М. Матусовского, которая входит в школьный репертуар любого музыкального педагога. А с чего начинается Родина для дошкольников? Как объяснить маленькому человечку значение и смысл этого слова в рамках его восприятия и понимания мира, который сложился вокруг него?

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" по ФГОС рекомендует включение краевого компонента при составлении программ и планировании образовательных ситуаций в рамках дошкольного образовательного учреждения, что даёт возможность педагогу полноценно работать в этом направлении [1,2].

Признание этнокультурного разнообразия в России – это не нововведение, это глубокое понимание многонационального единства страны. Необходимость в становлении у ребенка этнического и культурного познания окружающего мира актуализирует данное направление в воспитании этих ценностей в ребёнке.

Но понятие Родина еще не доступно дошкольнику в том объёме, который сложился у взрослого человека. Безусловно, семейные традиции, ценности, нормы и обычаи, сложенные в семье, откладываются у малыша в памяти и вызывают соответствующие эмоции, которые вкладывают в них родители. Мама, папа, родные, близкие – это и есть родина для дошколенка.

Однако роль педагогов в этом вопросе минимизировать не стоит. Ведь именно в детском саду ребенок целостно познает значение слова Родина, непосредственно сравнивая свое знание с пониманием других детей. Уже здесь, в рамках дошкольного образовательного учреждения, малыш расширяет своё представление о родине, куда включаются друзья, двор, детский сад, город, страна. И музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения имеет возможность сформировать эти знания детей в ещё более чёткое понимание, формируя в их сознании нравственное и гуманное отношение к окружающему миру.

Фольклор – это фундамент, на котором базируется восприятие народной принадлежности ребенка. А задача любого народа – это продлить себя в своих детях. Поэтому именно воспитание культуры родного края помогает ребенку научиться любить свои корни, уважать Родину.

Эту работу по воспитанию любви в детях к этническим традициям музыкальному руководителю помогают реализовать национальные календари. Приобщение к народным праздникам дошкольников благоприятным образом сказывается на их восприятии целостной картины мира своего народа. Основной подход в таком построении процесса воспитания укладывается в доступность понимания, когда прослеживается параллельность с сезонной национальной деятельностью людей, а так же праздниками и торжествами. Таким образом, в представлении детей создаются яркие образы родной культуры.

Для того чтобы развивать в ребёнке любовь к дому, родине, своему краю педагогу необходимо иметь под рукой богатую палитру национального музыкального репертуара и различных атрибутов, соответствующих возрастным и психологическим особенностям детей.

Народные песни, пляски, хороводы, национальные игры, орнаменты, игрушки, стихи и сказки на родном языке – это небольшой перечень национальных богатств, который есть у каждого народа и который должен входить в копилку детского сада.

Строя свою программу в рамках дошкольного учреждения [3], при построении образовательных ситуаций, музыкальный руководитель может применять компьютерные технологии, например, для создания краеведческих презентаций, где в доступной форме может быть показано богатство национальной культуры села, города, республики, страны.

Тематические лэпбуки дают возможность детям непосредственно прикоснуться к истории своего народа, а так же других народов, которые находятся на территории страны. Создание таких лэпбуков могут сыграть большую роль в понимании ребенком своей культуры. В таких тематических папках могут быть собраны орнаменты разных народов, элементы национальных костюмов, изображение музыкальных инструментов и так далее.

Национальные музыкальные инструменты так же играют важную роль в работе музыкального руководителя. У каждого народа имеются свои национальные инструменты. Необходимо знакомить детей с их звучанием, их историей. Конечно, если такой инструмент есть в наличии в дошкольном учреждении, это замечательно. А вот если нет, то тут на помощь может придти интернет. Аудиозаписи образцов народных песен и фольклорных ансамблей знакомит детей с живым звучанием, расширяют музыкальный кругозор дошкольников.

Проведение бесед о традициях и обрядах своего народа обогащает внутренний мир ребенка, учит его пониманию и осознанию своей истории. Яркие национальные костюмы очень привлекают внимание ребят. Имея их в своем арсенале, музыкальный руководитель не только обогащает образовательные ситуации и праздники в дошкольном учреждении, но и дает возможность детям непосредственно почувствовать себя приобщенным к национальному искусству.

Национальная музыка – пожалуй, это самая главная часть в краевом воспитании, которая оказывает положительное влияние на восприятие ребенком всего познавательного процесса. Она является неотъемлемой составляющей национального богатства каждого народа. Через музыку дети легче воспринимают нюансы краевого колорита. Это побуждает их к интересу и помогает осознать важность народной музыки.

Ни один народный праздник не обходится без игр. Дети с удовольствием играют в национальные игры, заучивают необходимые слова, помогают в играх друг другу.

Исходя из выше изложенного, можно выделить основные задачи музыкального образования в ДОУ, которые реализует педагог в рамках краевого компонента своей программы:

1)        Развитие эмоциональной отзывчивости детей в ходе изучения национальной музыки.

2)        Формирование творческого воображения и художественного вкуса дошкольников.

3)        Расширение кругозора детей в ходе изучения традиций своего народа.

4)        Побуждение к желанию глубже узнавать культуру своего народа, а также толерантному отношению к культуре других народов.

5)        Знакомство народными жанрами в музыке.

6)        Знакомство с народными музыкальными инструментами.

7)        Знакомство с народными танцевальными движениями.

8)        Знакомство с историей, бытом, традициями своего народа.

9)        Воспитание вкуса и интереса к жизни, к искусству своих предков и побуждение к стремлению стать ближе к своему народу.

Заключение

Воспитывая в ребенке интерес к своей национальной культуре, к ее разнообразию, к ее богатству, музыкальный руководитель сеет зерно любви к Родине, закладывает фундамент патриотизма, как социального чувства. Ведь именно через богатое разнообразие этнокультурного наследия дети познают любовь и положительное отношение к своей Родине и целостно познают значение этого слова.



Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
  2. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (При-каз № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. ISBN 978-5-4315-1015-1. © Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2016 © «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.
  3. Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №107 комбинированного вида» Московского района г. Казани на 2019-2024 г.г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: