» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Зубанова Лилия Николаевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Интерактивные методы преподавания химии в школе

Статья просмотрена: 656 раз
Дата публикации: 18.01.2020

УДК 372.8

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ШКОЛЕ

Зубанова Лилия Николаевна

студент

Самарский государственный социально-педагогический  университет, г. Самара

 

Аннотация. Данная статья рассматривает значение  применения интерактивных методов преподавания химии в школе.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, формы, приемы, пирамида Глессера.

 

Интерактивное методы обучения— это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Значительные и воспитательные возможности интерактивных форм работы, способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивные обучения по химии  в школе  требуют использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока химии, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим типам уроков. Применение интерактивных форм обучения по химии позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Примером может служить использование такого приёма интерактивного обучения по химии, как “Ожидания”. Указанный приём применяется в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись “Ожидания”. Детям предлагаются после сообщения учителем темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме учитель — ученики на данном этапе контролируется так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего.

Активные и интерактивные методы являются более эффективными согласно пирамиде Глассера, так например:

  • Лекция — усвоение 5 %; является быстрым способом изложения информации. Наряду с большой пользой она обладает так же своими недостатками; т. к. может быть скучной, ставит обучающихся в положение пассивных слушателей / «потребителей».
  • Чтение — усвоение 10 %; индивидуальное или групповое является необходимым методом обучения, но и как лекция — чтение само по себе не позволяет достичь глубокого усвоения информации.
  • Аудиовизуальные средства- материалы, применяемые для дополнения учебной деятельности. Включают слайды, которые позволяют подчеркнуть ключевые этапы информации и улучшают учебный процесс; усвоение 20 %.
  • Наглядные пособия» — усвоение 30 %; в процессе познания учащиеся полагаются на свои органы чувств.
  • Игры или обучение практикой - усвоение 70 %; проигрывание ситуаций. Учащимися предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Например, каждая ролевая игра длится 10 минут, учащиеся выступают в самых различных качествах. Ролевые игры рассчитаны на то, чтобы помочь учащимся проанализировать свои чувства, мысли и действия в определенной обстановке

Таким образом, интерактивные методы являются неотъемлемой частью в преподавании химии.



Список литературы:

  1. Белякова, Н. В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии / Н. В. Белякова. Режим доступа: krshk1.narod.ru/uroki/issled.doc
  2. Гальбых Й. Актуальные вопросы теории и практики школьного химического эксперимента в обучении химии / Й. Гальбых, Г. Чтрнацтова, В. Новотны // Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. — София. — Ч. 2. — С. 138–147.
  3. Кирюшкин Д. М. Методика обучения химии: учеб. пособие для пед. ин-тов / Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин. — М.: Просвещение, 1970. — 495 с.
  4. Лакоба, С. Е. Методика преподавания химии в условиях современной школы: пособие / С. Е. Лакоба, Л. Я. Толкач. — Гродно: ГрГУ, 2011. — 111 с.
  5. Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. — 220 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: