» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Прилепских Екатерина Юрьевна , студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Мотивация учебной деятельности студентов

Статья просмотрена: 362 раз
Дата публикации: 9.02.2020

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Прилепских Екатерина Юрьевна

студентка 2 курса факультета психологии и педагогики

Новокузнецкого института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. В статье рассматривается динамика мотивации учебной деятельности студентов на разных курсов обучения, а именно 1,3 и 5 курсов обучения. Цель исследования: сравнительный анализ  мотивации учебной деятельности у студентов 1,3 и 5 курсов обучения.

Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи:

1.         Изучить теоретические подходы к понятию мотивации;

2.         Изучить учебную мотивацию у студентов;

3.         Определить выборку исследования;

4.         Определить методы и методики исследования;

5.         Провести эмпирическое исследование мотивации у студентов;

6.         Выявить изменения мотивации у студентов в учебной деятельности 1,3 и 5 курсов;

7.         Описать полученные результаты.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что, она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студентов ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Данные материалы могут быть использованы для дальнейших исследований в области мотивации ученой деятельности студентов.

Ключевые слова: Мотивация, учебная мотивация, мотивация учебной деятельности студента.

 

Существующая на сегодняшний день проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения позволяет управлять и учебным процессом, что представляется весьма важным для достижения его успешности. В этой связи особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения. В соответствии с целью, была выдвинута следующая гипотеза о том, что существуют значимые различия в показателях мотивации учебной деятельности у студентов разных курсов обучения, а именно:

1)        что у 1 курса  внешняя мотивация выше, чем у 3 и 5;

2)        что у 5 курса показатель мотива творческой самореализации ниже, чем у 1 и 3;

3)        что у 5 курса показатель мотива получения диплома выше, чем у 1 и 3 курса.

Нами был проведен теоретический анализ понятий «мотивация», «учебная мотивация», «учебная деятельность». в современной психологии. Было выявлено, что мотивация-это побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека. Учебная мотивация-это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Учебная деятельность-процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач.

Исследование проводилось на базе Новокузнецкого института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» в г. Новокузнецк. Для реализации цели исследования в состав выборки вошли студенты трех групп ПСДс-19, ПСДс-17 и ПСДс-15 факультета психологии и педагогики, обучающиеся в НФИ КемГУ по специальности Психология служебной деятельности. Генеральную совокупность выборки 68 человек. Из них 30 являются студентами 1 курса, группы ПСДс-19; девочек – 23, мальчиков – 7; 29 студентов этой группы имеют среднее образование, 1 студент имеет среднее профессиональное;23 являются студентами  3 курса, группы ПСДс-17; девочек – 17, мальчиков – 6; 22 студента этой группы имеют среднее образование, 1 студент имеет среднее профессиональное; 15 являются студентами 5 курса, группы ПСДс-15; девочек – 11, мальчиков – 4; все студенты этой группы имеют среднее образование.

В ходе исследования были проведены такие методики, как:

1.Методика диагностики направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая). Методика направлена на выявление внутренней мотивации. В результате проведения данной методики были получены следующие данные, представленные в таблице 1:

Таблица 1. Результаты методики направленности учебной мотивации.

Показатели средних значений внешней мотивации у 1,3 и 5 курсов

1курс

10,625

3курс

10,8

5курс

12

   Полученные результаты можно объяснить тем, что у большинства студентов имеются в наличии мотивы побуждающие к деятельности и непосредственно связанные с нею, то есть высокая внутренняя мотивация. При ней овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

2.Методика мотивация обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина)ами была взята 1 шкала: получение диплома,которая предназначена для диагностики стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний.

Таблица 2. Результаты методики мотивации обучения в ВУЗе (шкала «Получение диплома»).

Показатели средних значений по шкале «Получение диплома»

1курс

6,7

3курс

5,83

5курс

7,15

Таким образом выявлены не сильно значимые различия в показателях по шкалам методик направленных на изучение мотивации учебной деятельности у различных курсов обучения.

3.         Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан, В. А. Якунин).

Таблица 3. Результаты методики диагностики учебной мотивации студентов.

Показатели средних значений по шкале «Мотив творческой самореализации»

1курс

3,66

3курс

3,65

5курс

4,45

Для того чтобы провести сравнение между показателями групп ПСДс-19,  ПСДс-17 и ПСДс-15 после обработки методики «диагностика направленности учебной мотивации»  Т.Д Дубовицкоймы использовали критерий Стьюдента (таблица 4).

Таблица 4. Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности у студентов 1 курса( по Стьюденту)

параметр

ср. знач. Х

срнач. Y

t эмп

внешняя мотивация

10,625

10,8

0,1

Мотив творческой самореализации

3,66

3,65

0,05

мотив получения диплома

6,7

5,8

0,6

Расчеты сравнительного анализа свидетельствуют о том, что на уровне р ≤ 0,05 показатели по шкале внешней мотивации у студентов обучающихся на различных курсах различия не выявлены, так как t критическое больше t эмпирического. На уровне р ≤ 0,01 показатели также различны незначимо.

  Проведен сравнительный анализ между показателями групп ПСДс-19, ПСДс-17 и ПСДс-15 после обработки методики «мотивация обучения в ВУЗе» Т.И. Ильиной.

Таблица 5. Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности у студентов 3 курса( по Стьюденту)

параметр

ср. знач. Х

срнач. Y

t эмп

внешняя мотивация

10,625

12

0,6

Мотив творческой самореализации

3,66

4,45

5,2

мотив получения диплома

6,7

7,15

0,2

 

На основе расчетов сравнительного анализа  на уровне р≤ 0,05 показатели по шкале мотива творческой самореализации различны значимо, так как t критическое не больше t эмпирического. На уровне р ≤ 0,01 показатели также различны значимо.

Таблица 6. Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности у студентов 5 курса( по Стьюденту)

параметр

ср. знач. Х

срнач. Y

t эмп

внешняя мотивация

12

10,8

1,02

Мотив творческой самореализации

4,45

3,65

8,23

мотив получения диплома

5,8

5,8

0,81

А на основе расчетов сравнительного анализа на уровне р≤ 0,05 показатели по шкале мотива получения диплома у студентов обучающихся на разных курсах так же есть  незначительные различия, так как t критическое больше t эмпирического. На уровне р ≤ 0,01 показатели также незначительно различимы.

   Таким образом, был сделан вывод о  том, что гипотеза не подтвердилась, а именно, что  существуют значимые различия в показателях мотивации учебной деятельности у студентов разных курсов обучения.



Список литературы:

  1. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 2, 42–45 с.
  2. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности: [ Электронное издание]/А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский// Вопросы психологии. − 1987 − №5 – С. − 129-139 – Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:37522/Source:default .
  3. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации: [Текст]/Д.А. Леонтьев//Психологические исследования. – 2002 – 510 с.
  4. Божович Л.И. О мотивации учения: [Электронный ресурс]/Л.И. Божович//Изучение мотивации поведения детей и подростков. – 1972 – С. 7 – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/28.php.
  5. Милютина Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте [Электронный ресурс] / Т. В. Милютина // Омский научный вестник, 2014 –№ 2 (126)– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i-psihofiziologicheskie-osobennosti-razvitiya-v-yunosheskom-studencheskom-vozraste/viewer.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: