» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Туркаева Лаура Вахитовна, научный сотрудник
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Воспитание гражданственности путем изучения избирательного права на уроках обществознания.

Статья просмотрена: 269 раз
Дата публикации: 10.02.2020

УДК 37.013

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПУТЕМ ИЗУЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Туркаева Лаура Вахитовна

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный

Астамирова Хеда Хамидовна

Хадуева Яха Ахмудовна

Чеченский государственный университет, г. Грозный

 

Аннотация. Одной из актуальных проблем в современной России на сегодняшний день является вопрос избирательного права, требующий особого аналитического исследования. Многие научные деятели пришли к обоюдному решению о целесообразности введения в ныне действующую Конституцию Российской Федерации отдельной главы, посвященной организации и проведению референдума и выборов как непосредственных форм прямого волеизъявления граждан, ведь именно многонациональный народ нашей необъятной Родины выступает в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, гражданственность, избирательное право, правовое значение, выборы, избирательная система, политические партии, институты избирательного права, конституционное закрепление, избирательный процесс, методика урока.


          На протяжении долгих столетий формирования и развития конституционного права возникали разного характера вопросы, имевшие  самое непосредственное отношение в определении сути данной науки, его предмета и места в системе правовых дисциплин. Безусловно, лишь определив значимость и необходимость конституционного развития, пережив дискуссионную остроту в стране, можно было приступить к разработке нового проекта Конституции. [1, с. 68-69]

Процесс формирования российского конституционализма относится ко второй половине 1980-х гг. и связан исключительно с советской четвертой Конституцией 1978 г. Но ввиду многочисленных перестроечных событий в СССР, которые сказались на всех сферах социальной жизни, Конституция 1978 г. претерпела принципиальные изменения. Нынешняя Конституция РФ вобрала в себя большую часть этих конституционных положений, что послужило кардинальному переходу от авторитаризма к демократическому регламенту. [2, с. 17]

Конституционный вакуум, возникший в стране  и отсутствие высшего законодательного органа могли быть заложены лишь  верховной властью, несмотря на то, что процедура разработки нового проекта протекала на демократических началах  и этого было недостаточно для реализации новой Конституции. Стало неизбежным  использовать одну из непосредственных форм прямого волеизъявления народа – референдум. Прошли выборы в Федеральное Собрание, предусмотренные еще не принятой Конституцией, что и явилось особенностью проведенного 12 декабря 1993 г. референдума. [3, с. 111-112]

К сожалению, долгое время существовавшая традиция заимствования, не нашла должного отражения в последней Конституции Российской Федерации. Процедура организации, проведения выборов и референдума, принципы избирательного права минимизированы в законодательстве  и лишь в нормах некоторых статей, можно ссылаться на абзац, характеризующий современное российское избирательное право. [4, с. 24]   

Ожидаемые результаты от новой Конституции 1993 года не оправдались, а наоборот, избирательное законодательство сузило круг правовых отношений касательно политических партий. Все больше учеными констатируется факт о необходимости проведения политической реформы, появляются идеи «Правовой юридизации избирательного права», разумеется, это относилось и к деидеологизации общества и соответственно государственных и общественных органов власти и органов местного самоуправления. [5, с. 735]

Неотъемлемыми факторами возникновения и развития избирательного права и избирательной системы в новой вехе России стали референдум и выборы как высшие формы выражения народной власти и государственного функционирования. Основной закон стабилизировал структуру законодательства в сфере избирательного права, в котором гражданские права избирательного процесса основывались на нормах международного права. [6, с. 14]

Методика преподавания темы «Избирательное право и избирательная система Российской Федерации» на уроках обществознания в образовательных учреждениях должна включать средства, способствующие гармоничному усвоению школьниками необходимых знаний в области избирательного права. Соответственно, на основании образовательных компетенций и формируются задачи урока: - во-первых, необходимо донести до школьной аудитории само понятие термина «Выборы», их сущностное предназначение в демократическом государстве; - во-вторых, работа в формате небольших групп может способствовать прививанию интереса к предмету «Обществознание»; - в-третьих, коммуникативный характер образовательных компетенций станет вектором формирования правовой культуры учащихся и уважительного отношения к российскому законодательству. 

В целях первичного закрепления материала можно проводить открытые уроки, мастер-классы с приглашением выдающихся деятелей в области избирательного права, тренинги с использованием современной техники в виде компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеороликов, познавательных игр и т.д., чтобы у школьников было яркое представление на практике о важности нормы права. И благодаря методике интерактивного обучения на сегодняшний день эта возможность станет реальной. Но при этом следует сделать акцент на интересы самих детей, ведь таким образом и происходит формирование правовой активности.

Неотъемлемым атрибутом становления общества является правовое воспитание граждан, которые заинтересованы в судьбе страны, региона, активно реализуют конституционно закрепленные избирательные права посредством участия в референдуме и выборах. В нынешнее время стало очень важным развитие у школьников гражданской позиции, к примеру, в пределах муниципалитета где-то в среднем 40 % городского контингента активно реализуют право выбора. Учебный курс по обществознанию уделяет тематике «Избирательное право» часов в ограниченном количестве и, возможно, это приводит к некоторым школьным осложнениям. Но стоит заметить, что наши сегодняшние дети, сидящие за школьными партами, в будущем станут участниками правовых выборов. Вот почему уже с малых лет необходимо внедрять знания по формированию у ребенка правосознания в сфере избирательного права. 



Список литературы:

  1. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 68-69; 74 с;
  2. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. – Москва: Юрайт, 2001. – 17 с;
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. – Москва: Норма, 2007. - 111-112 с;
  4. Михалёва Н. А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). Москва, 2012. - 24 с;
  5. Лучин В.О., Беленовский В.Н., Пряхина Т.М., Эриашвили Н.Д., Максютин М.В., Шуленин В.В., Виноградов В.А. Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Москва: Закон и право, 2010. - 735 с;
  6. Заботин В.П. Избирательное право граждан Российской Федерации и роль ОВД в их реализации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: