» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020
Автор: Марданова Сабина Равилевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание интереса к школе и учению у детей шестого года жизни
Дата публикации: 11.02.2020
УДК
373.2
ВОСПИТАНИЕ
ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ
У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Марданова
Сабина Равилевна
студент
Институт филологии и
межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, г. Казань
Аннотация. В
статье приводятся результаты исследования, направленного на теоретическое
изучение проблемы воспитания интереса к школе и учению у детей шестого года
жизни. Автором решаются следующие задачи: анализируется проблема воспитания
интереса ребенка к школе в психолого-педагогической литературе; выявляются
особенности воспитания интереса к школе и учению у детей шестого года жизни.
Возможность практического применения результатов исследования определяется тем,
что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности
педагогов дошкольного образования в ходе определения содержания мероприятий,
направленных на формирование у воспитанников ДОУ готовности к школьному
обучению.
Ключевые
слова: дети шестого года жизни, дошкольное образование, готовность
к школе, интерес к школе, интерес к учению.
Особенности
развития современного общества обусловливают возникновение новых требований к
результатам и результативности образовательной деятельности организаций
дошкольного образования, выбору и обоснованию ими содержания основных и
парциальных программ, обучению педагогических кадров. При этом приоритетной
задачей дошкольного образовательного учреждения остается подготовка детей к
обучению в школе. Это задача, которая в современной ситуации приобретает особую
значимость, характеризуется своей комплексностью, многогранностью, она
охватывает все сферы жизни ребенка дошкольного возраста.
Вместе
с тем, в практике работы педагогов дошкольного образования в настоящее время
могут возникать проблемы, связанные с выбором наиболее эффективных путей и
средств формирования у детей шестого года жизни интереса к школе и учению. Если
этот же вопрос применительно к воспитанникам подготовительной к школе группы
раскрыт в современной научной литературе в достаточной степени, то в работе с
детьми старшей группы воспитатели могут испытывать недостаток
теоретико-методологического материала.
В связи
с этим, актуальность исследования проблемы воспитания интереса к школе и учению
у детей шестого года жизни определяется требованиями ФГОС к обеспечению
преемственности между дошкольной ступенью и начальным школьным обучением, а
также реальным запросом педагогов-практиков на решение этой проблемы,
существующим в современном обществе.
Цель
статьи состоит в том, чтобы провести теоретическое изучение проблемы воспитания
интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. Объектом исследования
являются дети шестого года жизни, предметом – воспитание интереса к школе и
учению у детей шестого года жизни. В ходе исследования решаются следующие
задачи: анализируется проблема воспитания интереса ребенка к школе в
психолого-педагогической литературе; выявляются особенности воспитания интереса
к школе и учению у детей шестого года жизни. Методы проведения исследования
включают ряд теоретических методов – анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования, обобщение и систематизация научных данных по вопросу.
Анализ
современных источников позволил сделать вывод о том, что психологическая
готовность ребенка 6 – 7 лет к предстоящему школьному обучению, одним из
аспектов которой является возникновение интереса к школе и учению, является
одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Учеными выделяется
целый ряд факторов, оказывающих влияние на процесс формирования и проявления у
ребенка интереса к обучению в школе. Такие факторы многообразны и не
ограничиваются простым вниманием родителей и воспитателей детских садов к
развитию интеллектуальных способностей дошкольников. Довольно большое значение
в формировании готовности ребенка к школьному обучению приобретают социально-экономический
статус семьи, принятый в ней язык общения, национальная принадлежность, которые
также могут оказывать определенное влияние на интерес ребенка к познавательной
деятельности уже в начальный период обучения [5, с. 56 – 80]. Среди таких
факторов выделяют и опыт посещения дошкольного учреждения, и стремление ребенка занять новое социальное
положение, формирование внутренней позиции школьника. Их совокупное воздействие
обусловливает формирование необходимого уровня всех компонентов готовности к
школе: интеллектуального, эмоционального и социального, а также возникновение у
него внутреннего желания, связанного с переходом на новый уровень развития [2,
с. 193], когда причастность к школе переживается как
собственная потребность ребенка [4, с. 72 – 79].
С того момента, как в сознании дошкольника представление о школе и
школьном обучении приобрело черты желательного, достижимого образа жизни, его
внутренняя эмоционально-волевая позиция получает новое содержание – становится
внутренней позицией школьника. Это означает, что ребенок психологически уже
перешел в новый возрастной период – в младший школьный возраст. Наличие
внутренней позиции школьника проявляется и в том, что ребенок решительно
отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа
существования и проявляет яркое эмоционально-положительное отношение к школе и
учебной деятельности в целом и, в особенности, к тем ее сторонам, которые
непосредственно связаны с познанием [7,
с. 38].
В старшем дошкольном возрасте интерес воспитанников ДОУ к школе и
учебной деятельности обеспечивается не только за счет содержания занятий и
используемых методов, но и связи с укрепившимся у них убеждением в важности
занятий для будущего обучения в школе [1, с. 401]. Воспитатель, опираясь, на программное содержание занятия,
нередко «перекидывает мостик» от осуществления непосредственной образовательной
деятельности в детском саду к школьному уроку, не копируя его [6, с.
132].
Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают
занятия, на которых они узнают что-либо новое про школу, готовят пособия,
которыми они будут пользоваться на уроках: например, рассматривают школьные
принадлежности, готовят закладки для книг, счетный материал. Одним из приемов
может становиться рассказ воспитателем о том, как она сама обучалась в школе [3, с.
659]. Используя такой интерес дошкольников, педагог
может познакомить их со многими школьными правилами, сформировать положительное
отношение к школе в целом.
Успешность
процесса воспитания интереса детей старшего дошкольного возраста к школе и
учению во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие
деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру,
являющуюся ведущим видом их деятельности. В частности для формирования интереса
детей к обучению в школе могут использоваться сюжетно-ролевые игры по темам
«Профессии», «Учебные принадлежности», «Режим дня» и, конечно, сюжетно-ролевая
игра «Школа».
Экскурсии в библиотеку, встречи с писателями, художниками,
работниками издательства и типографии также могут использоваться в качестве
средств воспитания интереса детей к школе и учению. Их использование позволяет
закреплять имеющиеся у дошкольников представления о книге как источнике знаний,
вырабатывать бережное отношение к ней. Интерес к книге помогает воспитателю
заинтересовать дошкольников чтением, вызвать стремление быстрее научиться
читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний, что способствует
формированию мотивационной готовности к школьному обучению.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического изучения
проблемы может быть сделан вывод о том, что воспитание у детей шестого года
жизни интереса к школе и учению должно осуществляться с использованием
различных форм организации работы, методов и приемов ее осуществления. Выбор
конкретных из них зависит от индивидуальных и возрастных особенностей
дошкольников, уровня сформированности у них интереса к школе, целей и задач
соответствующей работы, которые ставит педагог дошкольного образования,
содержания проводимых занятий.
Список литературы:
- Виноградова, М.А. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. - № 7. – С. 401-402.
- Кулагина, Н.В. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. – М.: Академия, 2013. – 363 с.
- Леонтьева, Р.А., Тугулева, Г.В. Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Международный студенческий научный вестник. – 2018. - № 3-5. – С. 658-660.
- Сердюкова, Е.Ф. Влияние семейных взаимоотношений на готовность ребенка к обучению в школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2015. - № 11. – С. 72-79.
- Тюменева, Ю.А. Сравнительная оценка факторов, связанных с успешностью в PIRLS: вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке // Вопросы образования. – 2008. - № 4. – С. 56-80.
- Хажинская, Е.А. Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике. – 2017. – С. 131-134.
- Юрданова Ю.В. Развитие у старших дошкольников умения играть как условие формирования психологической готовности к школьному обучению // Инновации в дошкольном и начальном образовании. – 2015. – Т.1. – С. 36-40.
Комментарии: