» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020

Автор: Шестопалова Татьяна Павловна, Воспитатель первой квалификационной категории
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 242 раз
Дата публикации: 20.03.2020

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шестопалова Татьяна Павловна

Воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Родничок», г. Тулун

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены основные проблемы развития художественных способностей и педагогические условия для их формирования.

Ключевые слова: способность, художественная способность, изобразительная деятельность, условия развития.

 

Период детства в целом характеризуется проявлением творческих способностей. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его специальных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, воспитывать у них самостоятельность, активность, формировать творческое мышление, целенаправленность.

 В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.

Изучением способностей занимались ученые разных наук: философии, физиологии, психологии, педагогики. В истории философии способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. В философском словаре способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности, являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения. Качественный уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей Н.П. Сакулина, В.Я. Кионова, Н.А. Курочикна, А.В. Бакушинский,  и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).

Психологи способность определяют, как индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения ею той или иной продуктивной деятельности.

Анализ научной психологической литературы позволил нам выделить два подхода в понимании сущности феномена «способность»:

1.         как социально приобретенного свойства (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий и др.). Ученые, во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности и не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [60];

2.         как природной способности (Л.С. Выготский, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.). По мнению авторов, это качества человека, обозначает способности как фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Данный подход наиболее ярко выражен у К.К. Платонова, который под способностью понимает любое качество динамической функциональной структуры личности, если оно обеспечивает успешное освоение и выполнение деятельности.

Анализ существующих подходов, их обобщение показывает, что способность это:

          индивидуально-психическое свойство, которое обуславливает успешность и быстроту освоения человеком деятельности, не сводящихся к знаниям, умениям и навыкам, и необходимы для выполнения и в ней проявляются;

          способности динамичны, поскольку их развитие происходит в процессе организованных определенным образом деятельности и общения.

          способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно.

Художественные способности – психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. В основе всех видов художественных способностей лежит общее свойство человеческой личности – эстетическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся художественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства. Решающее значение для проявления в развитии художественных способностей часто имеет мотивационная сторона, наличие у человека глубокой и устойчивой потребности в художественном творчестве.

Старший дошкольный возраст является сензитивным в плане формирования художественных способностей.

В исследованиях отечественных психологов установлено, что в дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для интенсивного развития образных форм отражения окружающей действительности, в том числе образной памяти (Л.С. Выготский  и др.).

Исследования, посвященные развитию образной речи дошкольников, показывают о больших возможностях детей в освоении образных выражений, их творческом применении; овладении смысловой стороной речи и эмоционально-оценочной лексикой (Л.С. Выготский и др.).

Е.А. Дубровская и С.А. Козлова доказывают, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства в книге «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста».

Изобразительные искусства обращаются к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека. Об этом свидетельствуют исследования следующих педагогов и искусствоведов: А.В. Запорожца, В.А. Разумного и др. психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах А.В. Запорожца. установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

Условия развития изобразительной деятельности можно классифицировать на субъективные – художественные интересы детей, их избирательность; желание выразить свои художественные впечатления; побуждение детей, вызывающее самостоятельную деятельность; объективные - характер и тактика руководства, целью которого является стимулирование детей к посильному художественному преобразованию практической деятельности, окружающей действительности. Остановимся на ее рассмотрении.

 Так, к объективным условиям относятся:

1.         Создание художественно-эстетической развивающей среды (центра творчества)

Художественно-эстетическая развивающая среда – это, среда, организованная на сочетании предметов и интерьера, построенная по законам эстетики (быта, культуры, искусства), указывающая ребенку на характер деятельности с учетом возрастных особенностей.

В современных условиях данное понятие расширяется: среда становится реалистичной, оборудование может легко меняться месторасположением, в зависимости от желания и интереса ребенка.

Требования к организации художественно-эстетической развивающей среды:

1.         обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка в конкретной возрастной группе;   

2.         побуждать детей к деятельности;

3.         обеспечить участие каждого ребенка во всех видах художественной деятельности;

4.         выработать у детей избирательное отношение к художественной деятельности.

5.         способствовать развитию самостоятельности и творчества;

6.         обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.

Принципы конструирования художественно-эстетической развивающей среды (Полякова М.Н.):

1.         Принцип уважения к потребностям ребенка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности):

- наличие свободного пространства;

- доступность оборудования и его многообразие;

- нежесткое зонирование групповых помещений.

2.         Принцип уважения к мнению ребенка:

- учет мнений, пожеланий детей при построении среды, ее изменении, обогащении.

3.         Принцип функциональности предметно-пространственной среды:

- подбор материалов и оборудования, востребованного детьми и выполняющего развивающую функцию;

- взаимозаменяемость материалов в течение времени;

-пособия должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.

4.         Принцип опережающего характера образования:

- в групповых помещениях должно содержаться 15 % материалов, ориентированных на детей следующей возрастной ступени (почва для диагностики, возможность ориентироваться на разный уровень развития детей, стимуляция познавательной активности).

5.         Принцип динамичности-статичности среды:

- среда должна меняться с изменением детей, оставаясь уютной, комфортной и привлекательной для них;

- ребенок должен иметь возможность сам вносить изменения в среду, подстраивать ее под себя.

При анализе художественно-эстетической развивающей среды в группе мы руководствуемся следующими направлениями:

1.         расположение,

2.         наличие символа, оформление;

3.         наличие и количество материала и оборудования, дидактических игр;

4.         соответствие интерьера и   предметов деятельности;  

5.         комфортность детей.  

 Необходимо учесть каждый вид художественной деятельности и возрастные особенности детей. Чем старше дети, тем сильнее с помощью оформления пространства подчеркивается назначение и педагогические функции данного пространства: предусмотреть возможность работать небольшими подгруппами, нормативность использования, трансформации пособий.

Содержание художественно-эстетической развивающей среды надо менять 1 раз в квартал: все материалы и инструменты вносятся по мере прохождения программы, постепенно обновляются, варьируются. Насыщенность Х-Э С зависит от интересов детей, желающих заниматься той или иной художественной деятельностью. 10-15% материала подбирается более сложного, ориентированного на детей следующей возрастной группы

2.         Руководство самостоятельной художественной деятельностью:

Развитие самостоятельной художественной деятельности во многом зависит от умелого руководства (Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Казакова Т.Г. и т.д.). Ими обоснованы требования к руководству самостоятельной художественной деятельностью:

          создание каждому ребенку благоприятных условий для художественного развития;

          постоянное обогащение художественно-эстетического опыта;

          формирование способов самостоятельных действий в процессе обучения и вне его;

          формирование интересов к различным видам самостоятельной художественной деятельности.

По мнению ученых, самостоятельные художественные проявления осуществляются через прямые и косвенные методы.

Прямые методы - это непосредственное участие воспитателя в организации художественно-эстетической развивающей среды: выборе материалов, распределении ролей, показа определенных действий, выборе и развитии сюжетов, вариантов их решения, участие в коллективных действиях.

Однако, руководство самостоятельной художественной деятельностью дошкольников основано, главным образом, на использовании косвенных методов:

-          предварительное планирование;

-          создание условий, стимулирующих эту деятельность;

-          ненавязчивый характер действий воспитателя.

Остановимся на характеристике некоторых косвенных методов.

I группа - творческие задания, способствующие развитию детских художественных замыслов (например, "Придумай и нарисуй лист-путешественник" и т.д.)

II группа - поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например, "Что нужно сделать, чтобы художественный образ был у тебя действительной угрюмый, грустный?", "Подумайте и скажите, какой инструмент расскажет вам сказку про зайку?" и т.д.)

III группа - приемы, направленные на "самообучение" детей, (например, "Выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам" и т.д.)

IV группа - приемы, направленные на "взаимообучение" детей (например, "Когда будете играть на металлофоне, покажите Лене, как правильно нужно держать молоточек", "Саша покажи пожалуйста Лене какими способами можно слепить яблоко, а потом нам покажите, хорошо!" и т.д.)

Таким образом, возникновение самостоятельной художественной деятельности в ДОУ - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующимся определенными художественными знаниями, умениями и навыками, способностью переносить разнообразные художественные действия в повседневную жизнь, где особое место занимает самостоятельность. Воспитателю очень важно не только не пропустить стихийно возникшую ситуацию, использовать ее для развития ребенка, но и конструировать образовательные ситуации и планово использовать их в решении художественных образовательных задач.





Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: