» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017

Автор: Ваккер Екатерина Дмитриевна, Студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: К вопросу о психологической готовности ребенка к школьному обучению

Статья просмотрена: 515 раз

Автор: Ваккер Екатерина Дмитриевна, Студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: К вопросу о психологической готовности ребенка к школьному обучению

В настоящее время  проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе представляется одной из главных. Как известно, готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, общественного и психологического становления ребенка. Это в совокупности является различными сторонами ее проявления во всевозможных формах активности.

В России первым кто заинтересовался данной проблемой, был К.Д. Ушинский. Исследуя психические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы сосредоточения внимания, памяти, воображения, мышления и обнаружил, что успех в обучении достигается при определенных показателях  развития этих психических функций.  Так, одним из главных противопоказаний к началу обучения является слабость внимания у ребенка, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов». И действительно, ребенку тяжело будет учиться, если у него плохо развиты коммуникативные навыки [2].

Также следует отметить  вклад  Л.С. Выготского в исследование этой проблемы. Он писал, что именно в  дошкольном возрасте формируются знания, необходимые для начала школьного обучения, и именно в это период происходит развитие основных психических функций[3].

Изучая вопрос о готовности ребенка к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К более значимым предпосылкам он причислял такие, как  способность ребенка ориентироваться на систему правил в работе, способность выслушивать и исполнять указания старшего, способность трудиться согласно стандарту и др. Как известно, все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а собственно: утрата непосредственности в общественных взаимоотношениях, обобщение переживаний, сопряженных с оценкой, типичные черты самоконтроля. После анализа данных предпосылок Д.Б. Эльконин выделил следующие умения для успешной учебной деятельности:

· умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

· умение ориентироваться на заданную систему требований;

· умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

· умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу[4].

 Таким образом, требования к знаниям детей, поступающих в школу, постоянно растут. Сегодня особенно важно, чтобы ребенок имел начальные навыки чтения и письма. Ребенок должен уметь не только сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течение всего урока,  не должен отвлекаться на посторонние дела. Слушая объяснения учителя, ребенок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в своей жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учебы в школе также необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым воображением.

Говоря о готовности к школе, следует дать определение психологической готовности. Так, Венгер Л.А. определяет психологическую готовность как  необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников[1].

У большинства детей такая готовность складывается к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен понять их и справиться  ними. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором обязаны присутствовать все главные элементы, но степень их становления может быть различной[2].

Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Интеллектуальная готовность – это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности. Характеризуя эмоционально-волевую готовность к обучению в школе, следует выделить умение ребенка  ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации[2].

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что проблема готовности детей к школьному обучению является наиболее важным вопросом. При подготовке детей к школе следует уделить особое внимание их психическому и умственному развитию, особенностям развития познавательных функций и эмоционально-волевой сфере.

 



Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
  4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: