» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (39) 2020

Автор: Сухорукова Ирина Вениаминовна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Механизм финансирования приоритетных направлений регионального бюджета

Статья просмотрена: 236 раз
Дата публикации: 11.06.2020

УДК 336.5.02

Механизм финансирования приоритетных направлений регионального бюджета

Сухорукова Ирина Вениаминовна

студентка 1 курса

научный руководитель: Лукьянова З.А.

канд. экон. наук, доцент

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Новосибирск

 

Аннотация. В данной статье были рассмотрены приоритетные статьи расходов регионального бюджета. Соответственно выявлены некоторые причины изменения финансирования данных расходов. Как следствие, предложены пути по оптимизации расходов бюджета региона.

Ключевые слова: региональный бюджет, расходы регионального бюджета, социальная политика, эффективное расходование.

 

FUNDING MECHANISM FOR PRIORITY AREAS OF THE REGIONAL BUDGET

Sukhorukova Irina V.

1st year student

scientific adviser: Lukyanova, Z. A.

Cand. Econ. Sciences, associate Professor

Siberian Institute of management - branch of Ranepa, Novosibirsk

 

Annotation. In this article, the priority expenditure items of the regional budget were considered. Accordingly, some reasons for changes in the financing of these expenses were identified. As a result, ways to optimize regional budget expenditures are proposed.

Keywords: regional budget, regional budget expenditures, social policy, effective spending.

 

На данном этапе развития государства, в связи с увеличением самостоятельности субъектов Российской Федерации возрастает роль региональных бюджетов. В частности, усиливается мобилизация денежных средств региона, с целью осуществления воздействия на социальные процессы, происходящие в регионах.

Задачей региональных органов государственной власти является осуществление равномерного развития всех учреждений производственного и непроизводственного характера в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, которые осуществляются с помощью распределения и перераспределения доходов бюджета субъекта РФ, формируя расходы субъекта РФ.

Расходы регионального бюджета представляют собой денежные средства, направляемые региональными органами государственной власти на выполнение задач государственных и муниципальных органов власти. Расходы бюджета должны использоваться эффективно, реализуя функции органов власти, выделяющие приоритетные статьи, опираясь на опыт прошлых лет.

Одним из возможных оснований для классификации региональных расходов является разделение по приоритетным сферам деятельности: национальная оборона, ЖКХ, охрана окружающей среды образование; культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт, СМИ, обслуживание государственного и муниципального долга.

Необходимость исследования приоритетных расходный статей на примере Кемеровской области заключается в том, что регион является одним из развитых в Сибири, специализируясь на сырьевой сфере, следовательно, должен поддерживаться концепция достойного уровня жизни населения, а также оказываться социальная защита. 

Основные статьи расходов Кемеровской области за трехлетний период (2017-2019 гг.). Динамика расходов бюджета области представлена в Таблице 1.

 

Таблица 1. Основные статьи расходов регионального бюджета Кемеровской области, тыс. руб.

Показатели

2017

2018

2019

Объем расходов, тыс. руб.

Удельный вес, в %

Объем расходов, тыс. руб.

Удельный вес, в %

Объем расходов, тыс. руб.

Удельный вес в %

Общегосударственные вопросы

2 160 471

1.90

2 863 803

2.16

3 048 781

1.92

Национальная оборона

27 980

0.02

34 861

0.03

35 595

0.02

Нац. безопасность и правоохранительная деятельность

413 635

0.36

534 338

0.40

 

1 073 492

0.68

Национальная экономика

12 941 581

11.40

16 835 263

12.70

22 793 987

14.35

ЖКХ

2 947 206

2.60

2 205 922

1.66

6 210 694

3.91

Охрана окружающей среды

106 135

0.09

132 549

0.10

133 690

0.08

Образование

27 536 267

24.25

32 053 001

24.19

38 441 668

24.19

Культура, кинематография

1 341 280

1.18

1 630 410

1.23

2 280 688

1.44

Здравоохранение

7 833 402

6.90

11 886 638

8.97

14 839 034

9.34

Социальная политика

36 005 793

31.71

39 074 650

29.48

42 413 460

26.69

Физическая культура и спорт

381 751

0.34

634 039

0.48

2 144 822

1.35

СМИ

55 000

0.05

52 800

0.04

67 800

0.04

Обслуживание гос. муниципального долга

2 937 267

2.59

1 143 050

0.86

826 376

0.52

Межбюджетные трансферты

18 864 953

16.61

23 448 251

17.69

24 576 199

15.47

 

Проанализировав данные, содержащие информацию об исполнении регионального бюджета, к приоритетным направлениям расходования бюджетных средств региона за период с 2017 по 2019 годы относятся следующие статьи.

 Особое место в структуре регионального бюджета занимает социальная политика. В 2017 году расходы составили 36 005 793.9 тыс. руб. (31.71%), в 2018 году затраты выросли до 39 074 650.8 тысуб. (29.48%), а в 2019 году 42 413 460.7 тыс.руб. (26.69 %.)

Социальная политика представляет собой целевой комплект направлений улучшения жизнедеятельности населения.  Ее основными направлениями являются пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и обеспечение населения, охрана семьи и детства и т.д.

Вследствие того, что Российская Федерация является социально-ориентированным государством, финансирование социальной сферы на каждом бюджетном уровне является главным направлением бюджетной политики, осуществляемой органами государственной власти.

Каждому гражданину государство гарантирует определенный перечень социальный услуг, осуществляемых из доходов бюджета, формируемых из налоговых, неналоговых платежей, а также безвозмездных выплат.

Большое значение в структуре расходов бюджета уделяется сфере образования, на которую ежегодно расходуется ¼ часть всех доходов региона, за 2017 год было использовано 27 536 267.8 (24.25%), в 2018 году –32 053 001.6 тысуб. (24.19%), в 2019 году – 38 441 668.9 тыс. руб. (24.19%).

Сфера образования является основой социально-экономического и духовного развития региона, так как улучшение финансирования этой сферы способствует стабильному развитию образования, при этом, обеспечивая конституционные права и гарантии граждан на получение образования.

Повышение качества и конкурентоспособности образования влияет на подготовку профессиональных кадров, в том числе, для разных секторов экономики и способствует экономическому развитию субъекта.

Межбюджетные трансферты в списке расходных обязательств также играют важную роль. Они представляют собой средства, которые перераспределяются между бюджетами для реализации определённых целей.

В Кемеровской области в 2017 году расходы на эту сферу составили 18 864 953.7 тыс. руб. (16.61%), в 2018 произошло увеличение расходов по этому показателю более чем на 1% и составило 23 448 251.8 тысуб. (17.69%) Однако, в 2019 году расходы сократились на 1%, что составило 24 576 199.1 тыс.руб. (15.47%).

Изменение объема расходов может быть связано с финансированием этой статьи расходов, которое зависит от результативности социально-экономического развития региона, тем самым, осуществляется стимулирование региональной экономики.

Значительная доля расходов на межбюджетные трансферты обусловлена промежуточным положением регионального бюджета, т.е. часть средств направляется в муниципальные бюджеты, входящих территорий, в частности, для сглаживания экономической дифференциации муниципальных образований, входящих в состав Кемеровской области, а также некоторая часть отчисляется в федеральный бюджет для решения общегосударственных вопросов. [2]

Немаловажная часть доходов бюджета расходуется на национальную экономику, с каждым годом происходит увеличение затрачиваемых средств, предназначенных на содержание и ремонт дорог, транспорт и т.д. Инфраструктура является важным фактором для улучшения уровня и качества жизни населения.

Так, в 2017 было использовано 2 941 581.2 тыс. руб.  (11.40%), а в 2019 этот показатель уже составил 22 793 987.2 тысуб. (14.35%), что свидетельствует о важности развития данного направления для органов исполнительной власти региона.

Расходы на здравоохранение имеют тенденцию к увеличению. Так, в 2017 году расходы составили 7 833 402 (6.9%), в 2018 году 11 886 638 (8.97%), а в 2019 году возросли до 14 839 034 (9. 34%). Причиной этому послужило финансирование национального проекта «Здравоохранение», задачами которого являются достижение следующих целей: укомплектованность медицинских учреждений кадрами, снижение смертности населения от некоторых заболеваний.

Кроме этого, деятельность государственной власти Кузбасса направлена на увеличение продолжительности жизни населения, вследствие стремительного увеличения доли пожилых людей в структуре общества. Необходимость увеличения объема расходов на данную сферу объясняется увеличением рыночных цен на медицинские товары и услуги.

Сфера ЖКХ также не остается без внимания государственной власти, расходы на эту сферу к 2019 году увеличились на 1,31%, что составило 6 210 694 тыс. руб., по сравнению с 2017 годом (2 947 206 тыс. руб.).

Расходы направлены на восстановление и ремонт жилищного фонда, в том числе, переселение граждан из аварийного жилья, а также значительная часть расходов связана с благоустройством придомовых территорий.

Для более эффективного расходования бюджетных средств, а также их оптимизации региональным властям следует применять следующие меры. С целью формирования дополнительных налоговых доходов от профессиональной деятельности следует активно взаимодействовать с самозанятым населением. [1]

Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования в сфере госзакупок позволит устранить неэффективное финансирование бюджетных учреждений, развить конкурентную среду экономики государственного сектора, а также повысить качество товаров и услуг, которые поставляются населению. [3]

Таким образом, исследуя закономерность расходования средств регионального бюджета на удовлетворение потребностей первостепенной важности, включающих в себя социальную политику, образование различных уровней, здравоохранение и ЖКХ сделан вывод о том, что данные статьи расходов являются стратегическими задачами, способствующими улучшению качества и уровня жизни населения региона.



Список литературы:

  1. Лукьянова З.А. Перспективы развития малого бизнеса в Новосибирской области. Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 60-63.
  2. Лукьянова З.А., Хомушку А.О. Проблемы стратификации населения в современном мире и пути преодоления бедности Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 6. С. 72-74.
  3. Лукьянова З.А. Финансовый механизм государственного регулирования регионального развития // В сборнике: Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы. Экономика. Материалы международной научно-практической конференции. редколлегия: И.В. Князева ответственный редактор. Новосибирск, 2007. С. 238-241.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: