» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (44) 2020

Автор: Колмакова Анастасия Сергеевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Социально-психологические аспекты агрессивного поведения в условиях служебной деятельности

Статья просмотрена: 338 раз
Дата публикации: 29.10.2020

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Колмакова Анастасия Сергеевна

студентка

Новокузнецкого института (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Кемеровский государственный университет»

научный руководитель: Проскурякова Лариса Александровна

д-р биол. наук

профессор кафедры психологии и общей педагогики НФИ КемГУ, г. Кемерово

 

Аннотация. Рассмотрено агрессивное поведение его характеристика в работах ученых психологов, его социально-психологические аспекты в рамках профессиональной деятельности сотрудников МВД.

Ключевые слова: агрессивное поведение, профессиональная деятельность, сотрудник, социально-психологические аспекты.

 

Сотрудники министерства внутренних дел (МВД) обеспечивают безопасность, законность и занимаются борьбой с преступностью, защищают права и свободу человека и гражданина. При этом они несут груз повышенной ответственности, обладают властными полномочиями с одной стороны и вынуждены соблюдать субординацию с другой; им приходится преодолевать экстремальные ситуации, требующие постоянных волевых и умственных усилий; осознания того, что ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является нарушением принятых нормативных актов и влечет за собой серьезные правовые последствия и т.д. Подобные условия труда сопряжены с психоэмоциональным напряжением, которое может проявляться в всплесках агрессивного поведения.

В своей профессиональной деятельности сотрудники полиции при столкновении с проявлениями антиобщественного и преступного поведения обязаны применить к правонарушителям законные меры принудительного характера. Под воздействием агрессивной антисоциальной среды может искажаться восприятие окружающей действительности и деформироваться система межличностных отношений, нравственных норм, то есть специфика профессиональной деятельности может привести к появлению агрессии как ответной реакции и преувеличенному развитию свойства личности –агрессивности. В результате - не только в экстремальных ситуациях, но и в условиях выполнения ежедневных оперативно-служебных задач, сотрудники полиции могут проявлять грубость, враждебность, чрезмерно реализовывать властные полномочия, причинять физический и моральный вред людям.

Агрессивное поведение: понятие, характеристика в работах ученых психологов

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападение». Он всегда существовали в европейских языках, однако, значение, которое придается ему не всегда то же самое. До ХХI века активное агрессивное поведение как дружественные и враждебные. Позже, значение изменения слова, становятся более узкими. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, так как эти термины подразумевают большое разнообразие действий.

Психологическая литература часто смешивают понятия агрессии и агрессивности. По определению П. Ильина, агрессия - свойство личности, которое отражает тенденцию к агрессивному реагированию в случае конфликтной ситуации и разочарования. Агрессивное действие -проявление агрессии как ситуативный ответ. Если агрессивные действия повторяются периодически, в этом случае, вы должны говорить об агрессивном поведении. Агрессия же - человеческое поведение в конфликте [3].

В.В. Юрчук [6] рассматривает агрессивное поведение как мотивационное поведение, акт, который может наносить вред объектам атаки - нападения или физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них дискомфорт, депрессию, напряжённость, страх, аномальное психопереживание.

В настоящее время не существует общепринятой теории агрессии. Наиболее фундаментальными и детально проработанными концепциями являются инстинктивная теория агрессии, фрустрационная теория агрессивного поведения, теория социального научения, теория переноса возбуждения, когнитивные модели агрессивного поведения. Кроме того, имеются многочисленные частные варианты каждой из названных базовых теорий.

Первыми попытались объяснить происхождение агрессивного поведения представители психоаналитического направления. А. Адлер еще раньше своего учителя 3. Фрейда постулировал существование агрессивного мотива как неотъемлемого качества психической жизни, организующего деятельность человека. Возникновение агрессивного мотива по А. Адлеру, обусловлено трудностью получения оргастического удовлетворения [1].

Но все-таки, основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе неизбежно, так как носит инстинктивный характер. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (Танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (Танатосом), другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия Танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [2].

Социально-психологические аспекты агрессивного поведения

Показать связь между специфическими личностными чертами и агрессией трудно потому, что критерии определения этих черт не удовлетворяют желаемым требованиям надежности или валидности. До известной степени такие способы не в состоянии оценить не только интересующие нас, но и другие черты личности. В исследовательский процесс поэтому вкрадывается ошибка. Благодаря такому оценочному «шуму» нелегко разглядеть связь между исследуемыми чертами личности и ее агрессией.

По этим и другим причинам в эмпирическом исследовании зачастую трудно установить наличие взаимосвязи между личностными чертами и агрессией. Однако, несмотря на все эти проблемы, было выявлено определенное число характеристик, имеющих отношение к агрессии.

Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации [7]. Что касается агрессии «нормальных» (то есть не страдающих явной психопатологией) личностей, то в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость атрибуций враждебности), убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы и склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.

Внешние детерминанты агрессии — это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоциированы с состояниями физической среды. Так, например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного аффекта по Беллу и Бэрону, умеренно высокие температуры, по сравнению с низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению агрессивных тенденций. Умеренно высокая температура воздуха усиливает негативный аффект (то есть дискомфорт), вследствие чего возрастает вероятность проявления индивидом агрессивных реакций. Однако, если дискомфорт, вызванный ненормально высокой температурой воздуха, очень силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство, поскольку вступление в агрессивное взаимодействие может пролонгировать дискомфортные переживания.

Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые посылы к агрессии, также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора некоторые индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто ассоциируются с агрессией, он будет склонен реагировать агрессивно. Оружие также служит «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия в масс-медиа [9].

Профессиональная деятельность и проявления агрессивного поведения у сотрудников МВД

Деятельность сотрудников ОВД относят к сложным видам профессиональной деятельности, которая характеризуется нормативностью профессионального поведения, многообразием и сложностью профессиональных задач, наличием служебных (включая оперативно-служебные и служебно-боевые) ситуаций, при которых выполнение возложенных задач связано с риском и опасностью для жизни, высоким уровнем психической напряженности, нестандартным характером труда, жесткими временными ограничениями для достижения требуемого профессионального уровня, повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки, высокой вероятностью причинения профессионалом вреда другим людям [5, 8, 10].

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД достаточно многообразна, но в большинстве случаев она связана с действием фактора опасности (экстремальности). В Законе об ОВД [4] и других нормативных правовых актах установлено, что сотрудник правоохранительных органов должен решать конфликтные ситуации и нести службу в экстремальных условиях. В этой связи возникает проблема о готовности сотрудников к эффективной деятельности в данных условиях.

В своей профессиональной деятельности сотрудники полиции при столкновении с проявлениями антиобщественного и преступного поведения обязаны применить к правонарушителям законные меры принудительного характера. Под воздействием агрессивной антисоциальной среды может искажаться восприятие окружающей действительности и деформироваться система межличностных отношений, нравственных норм, то есть специфика профессиональной деятельности может привести к появлению агрессии как ответной реакции и преувеличенному развитию свойства личности -агрессивности. В результате - не только в экстремальных ситуациях, но и в условиях выполнения ежедневных оперативно-служебных задач, сотрудники полиции могут проявлять грубость, враждебность, чрезмерно реализовывать властные полномочия, причинять физический и моральный вред людям.

Сотрудники органов внутренних дел в своей профессиональной деятельности встречаются с разными видами проявления агрессивного поведения: физическая агрессия (нападение), причинение физического ущерба. Не исключены и косвенные агрессивные реакции, выражающиеся в обиде, злобных шутках, сплетнях, взрывах ярости. В последнее время сотрудникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться с подозрительностью, недоверием, провокацией граждан по отношению к их действиям. Это связано с убеждением, что сотрудники приносят вред или планируют причинить его, что тоже может стать началом агрессии и со стороны граждан, и причиной для возникновения не только вербальной, но и физической агрессии у сотрудников. Раздражительность может приводить к проявлению негативных эмоций и агрессии. Сотрудники правоохранительных органов относятся к той категории людей, которые, в силу особенностей своей профессиональной деятельности, находятся в ситуации, которую можно охарактеризовать как хроническая стрессогенность.

Таким образом, агрессивное поведение - мотивационное поведение, акт, который может наносить вред объектам атаки - нападения или физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них дискомфорт, депрессию, напряжённость, страх, аномальное психопереживание.

Разнообразные аспекты межличностного взаимодействия могут подтолкнуть человека к агрессивным реакциям, а также агрессивное поведение может быть вызвано индивидуальными характеристиками человека.



Список литературы:

  1. Бандура А., Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – ISBN 978-5-0400-4214-0. – Текст : непосредственный;
  2. Басс, А.Г. Психология агрессии / А.Г. Басс. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1976. - № 3.– С. 60–67.
  3. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– Санкт-Петербург, 2014.– 720 с. – ISBN 978-5-8878-2294-5. – Текст: непосредственный;
  4. Василенко, Е. В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям / Е. В. Василенко. – Ставрополь, 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-ovd-i-professionalnaya-gotovnost-sotrudnikov-k-ee-effektivnomu-vypolneniyu (дата обращения: 12.05.2020). – Текст : электронный;
  5. Зазыкин, В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях (психолого-акмеологические основы) / В. Г. Зазыкин; отв. ред. A. А. Деркач. – Москва.: НИИВО, 1994. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-ovd-i-professionalnaya-gotovnost-sotrudnikov-k-ee-effektivnomu-vypolneniyu (дата обращения: 12.05.2020). – Текст : электронный;
  6. Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – Москва., 1997. - 672 с. – ISBN 978-5-1705-5693-9 – – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-ovd-i-professionalnaya-gotovnost-sotrudnikov-k-ee-effektivnomu-vypolneniyu (дата обращения: 12.05.2020). – Текст : электронный;
  7. Леонгард, К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард. – Ростов-на-Дону, 2000. – 311с. – ISBN 978-5-222-00221-6. Текст : непосредственный;
  8. Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств /B. Л. Марищук. – Ленинград, 1982. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-ovd-i-professionalnaya-gotovnost-sotrudnikov-k-ee-effektivnomu-vypolneniyu (дата обращения: 12.05.2020). – Текст : электронный;
  9. Реан, А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А. А. Реан – Текст : непосредственный // Ананьевские чтения – 1997. - №2;
  10. Томилова, А. Е. Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях / A. Е. Томилова. – Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 1998. - №1.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: