» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (44) 2020
Автор: Шаманова, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Подготовка школьников к проектно - исследовательской деятельности по математике
Дата публикации: 8.11.2020
ПОДГОТОВКА
ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Шаманова Любовь Сергеевна
студентка
ФМФиТ
Магистры МАТ- 1 КАЛМГУ
Республика Калмыкия,
Целинный район, с. Троицкое
Аннотация. Организация
исследовательской деятельности способствует формированию методологической
компетентности учащихся как уровня образованности, достаточного для
самостоятельного творческого решения мировоззренческих задач теоретического или
прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности.
Основной
целью обучения математики в школе является развитие личности ребенка,
распознание и раскрытие его способностей, знакомство учащихся с математикой как
с общекультурной ценностью.
Основными
задачами является развитие у детей внимания, воображения, памяти, воли,
аккуратности, умения быстро считать, применять свои знания на практике,
приобретать навыки нестандартного мышления, а в дальнейшем участие в работе над
проектными и исследовательскими работами
Материал,
собранный в работах, используется на кружковых занятиях и на уроках. А все
работы становятся частью научно-методического обеспечения школы.
В
последнее время огромное внимание уделяют развитию исследовательской
деятельности учащихся в школе. Организация исследовательской деятельности
способствует формированию методологической компетентности учащихся как уровня
образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения
мировоззренческих задач теоретического или прикладного характера в разных
сферах жизнедеятельности. Приобщение школьников к научно- исследовательской
деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как
интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности [3,8].
Основной целью обучения математики в школе
является развитие личности ребенка, распознание и раскрытие его способностей,
знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью.
Основная
нагрузка ложится на внеурочную работу школьников, занятия математического
кружка, который отражает основные этапы научно – исследовательской
деятельности. Такие занятия способствуют развитию у детей внимания,
воображения, памяти, воли, аккуратности, умения быстро считать, применять свои
знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления, а в дальнейшем
принимать участие в работе над проектными и исследовательскими работами [2].
На
занятиях кружка ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те
или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для
одноклассников и младших школьников. Эта деятельность подталкивает к ежедневной
работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать с интернет источниками [1,9].
Хорошая
задача для начинающих исследователей та, где есть естественный параметр, по
которому можно двигаться в исследовании, то есть легко выделяемая
последовательность частных случаев, так что в каждый момент ученик сам
понимает, что делать дальше [5].
Основная задача учителя математики как раз и
состоит в реализации основного принципа развивающего обучения – сознательное
участие школьников в учебном процессе [4,10].
С учащимися работаю поэтапно. В структуре
образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской
деятельности:
1.
репродуктивный (поиск, научно –
исследовательская деятельность через олимпиады, конкурсы);
2.
эмпирико
– практический (экскурсии, коллекционирование);
3.
исследовательский, экспериментальный;
4.
творческий (исследовательская работа связана с
конструированием, моделированием, защитой проекта).
Научно-исследовательская
работа в кружковой деятельности
проводится в нескольких направлениях [6,7]:
1. индивидуальная работа:
а)
отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы,
оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений,
изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б)
работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных
исследований, оказание консультационной помощи и др.);
2. групповая работа (совместные
исследовательские проекты, где используется информация из разных предметных
областей).
Выполнение
исследовательских работ требует от учащихся:
- работать с литературными источниками;
- ориентироваться в интернете для поиска нужной информации;
- сопоставлять гипотезы с теорией;
- анализировать научные результаты;
- проводить лабораторные исследования, строить компьютерные модели;
- обрабатывать свой материал;
- результаты.
Исследовательская
работа развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность,
способствует самостоятельному осмыслению научных результатов, что мы и хотим
воспитать уже в школе.
Итогом
исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция в
школе. Ежегодно мои воспитанники участвуют на школьной научно-практической
конференции с докладами. А также участвовали: в республиканской конференции туристско – краеведческого
движения «Бичкн Торскм»,
научно – исследовательской работе «Первые шаги в науку», «Юный исследователь»
Материал,
собранный в работах, я использую на кружковых занятиях и на уроках. А все
работы становятся частью научно-методического обеспечения школы.
В
результате работы я убедилась в том, что научно-исследовательская деятельность
имеет для учащихся свою практическую направленность. Воспитанники
математического кружка приобщаются к миру науки, приобретают навыки
исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный
интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа
способствует формированию у школьников таких компетенций как:
учебно-познавательная
(знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки)
информационная
(умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию,
сохранять ее при помощи технических средств)
коммуникативная
(знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным,
презентовать себя).
Список литературы:
- Анфимова Т. Б. Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы. –М .: Илекса, 2011.
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч. – 2005. - № 6
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
- Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. - № 7
- Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
- Савенков А.И.. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Сгибнев А. И. Исследовательские задачи для начинающих. – М.: МЦНМО, 2013
- Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса. – СПб:СМИО Пресс, 2009
- Философский словарь./ Под ред. И. Т. Фромеч. – М.: Политиздат, 1986.-с.590
Комментарии: