» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (44) 2020

Автор: Исаева Валерия Васильевна, студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Факторы девиантного поведения в студенческой среде

Статья просмотрена: 278 раз
Дата публикации: 11.11.2020

УДК 316.624

ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Исаева Валерия Васильевна

студентка

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. Стремительная трансформация общества приводит к возникновению различных форм девиантного, отклоняющегося от общепринятых норм,  поведения. Одной из самых подверженных делинквентному поведению групп является студенческая среда общества.

Ключевые слова: Девиация, делинквентное поведение, студенты, студенческая среда, поведение личности

 

Актуальность темы исследования заключается в повышенном интересе исследователей  к проблеме девиантного поведения  в молодежной и студенческой среде в условиях трансформации российского общества. Отклонения от социальной нормы обусловлены различными  изменениями во всех сферах жизни общества, а также трансформацией ценностно-нормативной системы, стиранием граней в массовой культуре между социальной нормой и патологией.

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-либо нормой. Общественная или социальная норма – это предел или мера дозволенного (допустимого или позволительного) поведения, деятельности группы людей, социальных организаций [3].

Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм называется девиантным поведением или социальной девиацией. В отечественных исследованиях отмечается, что «девиантное поведение - понятие не только социальное, но и психологическое, являет собой нарушение поведения, не обусловленное нервно-психическими заболеваниями» [1].

Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов:

1)              Возраст. С психологической точки зрения, студенческому возрасту (18-25 лет) свойственен максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышенная эмоциональность восприятия;

2)              Транзитивность студенчества -  выражается в его промежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия. «Промежуточность» положения создает предпосылки для девиантности в связи с тем, что, выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем уже ощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, не чувствуя при этом ответственности за них;

3)              Социокультурная среда существования студенчества - во многом определяется особенностями взаимодействия студентов с другими группами в системе образования, которым будут характерны разные установки, жизненные приоритеты, поведение;

4)              Специфика студенческого коллектива. Велика вероятность того, что появление в студенческой группе индивидов, мысли и поступки которых противоречат общепринятым нормам и правилам, приведет к быстрому распространению девиантных форм поведения среди остальных членов группы.

Таким образом, студенческая среда является одной из самых подверженных девиации групп общества. Особенности возраста, положение в обществе, а также окружение приводит к трансформации ценностно-нормативной системы, что влечет за собой возникновение различных форм девиантного поведения.



Список литературы:

  1. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий // Вектор науки. 2011. №3. С. 99.
  2. Шереги, Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция: учебник. М.: Социальная профилактика и здоровье, 2015. С. 28.
  3. Общие ресурсы по социологии [Электронный ресурс] // SOCIOLOGYSOUL [сайт]. URL: http://www.sociologysoul.ru/tpts-256-2.html (дата обращения: 10.11.2020)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: