» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (46) 2021

Автор: В.В. Борисенко, Д.Р. Аюбов, Д.А .Дейнега, А.Д. Токарев, Студент академического колледжа
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Формирование системы инновационной экономики знаний

Статья просмотрена: 219 раз
Дата публикации: 6.01.2021

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

В.В. Борисенко,  Д.Р. Аюбов,  Д.А .Дейнега,  А.Д. Токарев

студенты 18-СПО-ПКС-01

научный руководитель: В.В. Алфёрова

преподаватель

НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ», г. Краснодар

 

Экономика знаний< - высший этап развития постиндустриальной, для которой характерны информационное общество, или общество знаний; также следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира.

Значение термина

Часто термин используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний — высший этап развития инновационной экономики и является базой, фундаментом  общества знаний или информационного общества.

  1. Экономика знаний — экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
  2. Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран таких как: США, Германия, Великобритания, Республика Корея и Япония.

В литературе существуют и другие определения развитых и будущих обществ и экономики. Следует подчеркнуть, что основным отличием экономики знаний от экономики инноваций является то, что в случае первой знания становятся самоценным товаром, который можно выдвинуть на рынок. В случае последней знания являются необходимым условием создания инноваций, однако главной движущей силой такого вида экономики являются именно новые технологии, постоянное внедрение инновационных способов производства в экономику, продажа и покупка инноваций, технологий.

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал. Одновременно необходим достаточно высокий уровень развития социального капитала [2].

Основные признаки и черты экономики знаний.

Данный этап экономического развития обладает своими уникальными чертами и признаками, которые отличают его не только от всех предыдущих форм экономики, но также и от постиндустриальной экономики, с которой экономику знаний часто отождествляют.

К характерным признакам становления экономики знаний можно отнести следующее:

  1. Знания становятся новым фактором производства наряду с капиталом, землёй и прочими классическими факторами. Знания становятся таким же ресурсом.
  2. Генерирование новых знаний становится отдельной принципиально новой отраслью производства, знания становятся товаром.
  3. Кодифицированные знания становятся важнейшей составляющей экономического взаимодействия. Под кодифицированным знанием современные учёные понимают чётко структурированное, прикладное знание, которое имеет точное назначение и может быть применено в конкретной сфере производства.
  4. Базой для знаний является развитие информационных и коммуникационных технологий, развитие экономики знаний происходит вследствие прогресса информационного общества.

Исходя из признаков становления экономики знаний, выделяются её следующие черты:

— отсутствие недостатка (ограниченности) ресурсов. Если любая из предыдущих форм экономики базировалась на их ограниченности, то знания (основной товар экономики знаний) не только имеют свойство не заканчиваться, но и являются фактором для дальнейшего производства новых знаний.

— территориальная ограниченность, локализация производства и прочие факторы, связанные с географическим положением теряют свою актуальность, так как основная рыночная деятельность ведётся в виртуальном пространстве [3].

История экономики знаний.

По типу экономик и уровню развития различают страны:

  • с индустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или её основной долей);
  • с индустриальной экономикой;
  • с постиндустриальной экономикой;
  • страны со смешанными укладами экономик;
  • страны с инновационной экономикой или экономикой знаний.

 Основным фактором смены типов экономик и обществ был и остается человеческий капитал (накопленные знания, интеллект, инновации, профессионалы).

Исследователи выделяют ряд факторов, влияющих на становление именно экономики знаний. Всё они в совокупности иллюстрируют качественно новый тип экономического роста, основывающийся на отличных  классических причинах.

  1. Позиции страны на глобальной платформе. В современном мире всё большую актуальность набирает именно глобальная межнациональная конкуренция, соперничество между крупными ТНК, поэтому экономическое влияние страны во многом всё больше зависит именно от международного уровня её экономики.
  2. Активное внедрение в производство инновационных технологий. Ускоряющийся технический прогресс, персонализация производства делают прежние индустриальные модели поведения фирм не эффективными.

Развитые страны мира обладают основной долей мирового человеческого капитала. Причем большую часть инвестиций развитые страны осуществляют именно в человеческий капитал. Это дает им решающее преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Из Докладов ООН о развитии человека следует, что удельный вес человеческого капитала в таких высокоразвитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и др., составляют до 80% их национального богатства [4].

Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство.

Инфраструктура экономики знаний.

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие и драйверы развития:

  • эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни.
  • высококачественное образование.
  • эффективная фундаментальная наука.
  • эффективный научно-технический венчурный бизнес.
  • высококачественный человеческий капитал в его широком определении.
  • производство знаний и высоких технологий.

Перспективы создания инфраструктуры и точек роста экономики знаний в России

России еще только предстоит постепенно создавать эффективную индустриальную экономику. Процесс индустриализации России, процесс создания эффективной экономики в РФ не завершен. К тому же, утрачены достигнутые в прошлом высокие в мире позиции в науке, образовании, медицине, безопасности и т.д [5].

Существует несколько практически универсальных и необходимых мер для создания благоприятных условий формирования экономики знаний:

  1. Формирование в целом благоприятного инвестиционного климата, в особенности в сферах высоких технологий и развития человеческого капитала.
  2. Развитие научной сферы общества как двигателя экономического роста.
  3. Поддержание конкуренции во множестве сфер производства для стимулирования внедрения инноваций.
  4. Формирование гибкого государственного регулирования, эффективно устраняющего слишком сильные падения в отдельных сферах производства.


Список литературы:

  1. Федорова Г.Н. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности : учеб. пособие - Г.Н. Федорова. — М. :КУРС : ИНФРА-М, 2018. — 336 с.
  2. Голицына, О.Л. Языки программирования: Учебное пособие - О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
  3. Голицына, О.Л.Программное обеспечение: Учебное пособие - О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-e изд., перераб.и доп. - М.: Форум, 2013. - 448 с.
  4. Ананьева Т.Н. Стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения: Учебное пособие - Ананьева Т.Н., Новикова Н.Г., Исаев Г.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 232 с.
  5. Плотникова Н.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб. пособие - Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 124 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: