» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (46) 2021

Автор: Исаева Валерия Васильевна, студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Взаимосвязь религиозных организаций и социальной работы

Статья просмотрена: 202 раз
Дата публикации: 11.01.2021

УДК 364.4

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Исаева Валерия Васильевна

студентка

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. Оказание социальной помощи и защиты нуждающимся неразрывно связано с мировоззрением людей, а также ценностным наполнением всех форм общественной жизни. Именно поэтому религиозные общности рассматриваются как субъект реализации государственной социальной политики.

Ключевые слова: религиозные организации, социальная работа, мировоззрение, социальная политика.

 

В условиях трансформации современного общества множество людей нуждаются в социальной помощи и защите. Решение этих проблем невозможно без изменений мировоззрения, смыслового и ценностного наполнения всех форм общественной жизни, в том числе и социальной работы. Являясь деятельностью, цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию, социальная работа играет важнейшую роль в современном обществе.

В обширной проблематике религии важнейшее место принадлежит ее социальной роли, положению в обществе и государстве, ее соотношению с политикой, моралью, правом, экономикой и другими сферами жизни.

Существуют различные мнения ученых о социальной роли религии в обществе. Некоторые рассматривают ее как основу стабильности и порядка в жизни государства. Утверждается, что религия, как и культура, воспитывает нравственность и духовность человека.

Однако существуют и иные воззрения на религию. В ней видят, прежде всего, разрушительную, угнетающую силу. Ф.Ницше назвал христианство «одним сплошным великим проклятием, одной-единственной порчей, одним сплошным инстинктом мщения, для которого нет средств слишком мелких, тайных, ядовитых, слишком подпольных, одним-единственным несмываемым пятном на теле человечества» [1].

В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. К.Маркс, говоря о социальной роли религии в обществе, писал: «Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» [3]. С точки зрения К.Маркса, религия как форма иллюзорного сознания является препятствием на пути социального прогресса.

Между тем, нельзя дать какую-либо однозначную оценку социальной роли религии в истории человечества в целом и в судьбах отдельных народов, в частности. Исторический опыт показывает, что религия может содействовать развитию и самосовершенствованию человеческого духа, способна стабилизировать общественные отношения и нравственно их укрепить. Одновременно религия в состоянии оказывать и прямо противоположное влияние на человека – догматизировать мышление и «ослеплять» разум, «сковывать» его волю и действия, направлять творческую энергию на разрушение и уничтожение.

Религиозные общности рассматриваются как субъект реализации государственной социальной политики. Одним из направлений взаимодействия государства и религиозных общностей является проведение совместных акций: оказание помощи малоимущим гражданам, оставшимся без попечения родителей детям, в охране памятников истории и культуры, в духовно-нравственном воспитании и образовании различных категорий населения. Лидеры конфессий считают долгом религиозных объединений участие в решении социальных проблем. 

Таким образом, религиозные аспекты социального врачевания носят конкретный характер, определяемый спецификой каждого субъекта, особенностями его жизненных ситуаций, адекватностью возможностей этого врачевания. Говоря о специалисте по социальной работе, в каждом конкретном случае он должен осознавать религиозную специфику личности, систему ценностей, носителем которой является клиент. Специалисту по социальной работе необходимо владеть основами различных религиозных культур с целью предотвращения возможных конфликтов, спровоцированных в процессе социальной работы.



Список литературы:

  1. Введение в курс философии: Учебное пособие / Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. – Уфа: УГАТУ, 2003. – 512 с.
  2. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. – 2-е изд., дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: