» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (46) 2021
Автор: Вязов Алексей Евгеньевич, Студент
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Исследование процедуры заправки самолета топливом при помощи наконечника нижней заправки
Дата публикации: 12.01.2021
УДК 629.7
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ЗАПРАВКИ САМОЛЕТА ТОПЛИВОМ ПРИ ПОМОЩИ НАКОНЕЧНИКА НИЖНЕЙ ЗАПРАВКИ
Вязов Алексей Евгеньевич
студент
Поволжский
Государственный Технологический Университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация. Возможность
полета обеспечивается прежде всего заправкой
летательного аппарата на земле. В настоящее время использование заправочных
пистолетов и открытых отверстий применяется только на небольших самолетах, в то
время как для заправки средних и больших самолетов применяется наконечник
нижней заправки (ННЗ).
Ключевые слова: Заправка
самолета, самолет, наконечник нижней заправки, заправка на аэродроме.
В настоящее время воздушное сообщение
применяется практически по всех отраслях деятельности
человека и является неотъемлемой частью его жизни.
Возможность полета обеспечивается
прежде всего заправкой летательного аппарата на земле. В аэропорту применяется
два типа заправки:
– Первый – раздельное заполнение
одного или нескольких баков через открываемую сверху горловину [1]. Также в некоторых источниках
данный способ заправки называется открытым или верхним.
– Централизованная заправка под
давлением [1].
Понятие
"централизованная заправка" в отечественной практике появилось с
вводом закрытого (под давлением) способа заправки топливом самолетов [1].
Централизованная система заправки может быть представлена топливоподающей
насосной станцией на шасси автомобиля, прицепе или же подземной аэродромной
сетью топливопроводов с гидрантными
топливораздаточными колонками рядом с местами стоянки воздушных средств.
В большинстве современных самолетах
гражданской авиации для уменьшения длины
трубопровода основные топливные баки располагают в крыле, соответственно и
заправочные отверстия тоже находятся на крыле.
В настоящее время использование
заправочных пистолетов и открытых отверстий применяется только на небольших
самолетах, в то время как для заправки средних и больших самолетов применяется
наконечник нижней заправки (ННЗ), который подсоединяется к бортовому штуцеру
самолета. Применение наконечника нижней заправки позволило избежать попадания
пыли и других частиц в баки при заправка. ННЗ имеет модульную конструкцию, состоящую из
наконечника, регулятора давления и крана шарового с фильтром [2].
Рисунок 1 – Наконечник нижней заправки: 1 – штуцер под гибкий рукав; 2 –
кран шаровой с фильтром; 3 – регулятор давления; 4 – пробоотборник; 5 –
наконечник.
Регулятор
давления в ННЗ устанавливается для поддержания давления, а также компенсации гидроударов. Вытеканию топлива из баков крыла препятствуют
обратные клапаны, встроенные в бортовой штуцер: при повышении давлении клапан
открывается, обеспечивая свободное протекание топлива; при снижении давления
ниже допустимого они закрываются в автоматическом режиме. Присоединительные и
установочные размеры, а также технические требования к установке
стандартизированы и приведены в ГОСТ 13475-68. Современные модели ННЗ могут
быть оборудованы пробоотборниками, для проверки качества топлива
непосредственно во время заправки.
Таким
образом, применение наконечника нижней заправки позволяет снизить трудоемкость,
повысить скорость, безопасность и надежность процедуры заправки самолетов
топливом.
Список литературы:
- Лещинер Л. Б. Проектирование топливныx систем самолетов / Л. Б. Лещинер, И. Е. Ульянов, В. А. Тверецкий. – М.: Машиностроение. 1991. – 320 с.
- Наконечник нижней заправки. Авиаприспособления / Официальный сайт компании АО «Промприбор». – URL: https://www.promizmeritel.ru/produktsiya/aviatoplivoobespechenie/240-nakonechnik-nizhnej-zapravki-nnz-aviatoplivoobespecheniya (дата обращения: 04.12.2020).
- ГОСТ 13475-68 «Соединение для закрытой заправки топливом самолетов и вертолетов. Размеры и технические требования (с Изменением N1)».
Комментарии: