» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Половиткина Елена Витальевна, Аксенова Светлана Николаевна, воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение игротерапии для эффективного развития речи детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 317 раз
Дата публикации: 11.04.2021

УДК 37

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОТЕРАПИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье раскрываются общие положения речевого развития в дошкольном возрасте, как важный фактор формирования коммуникативной компетентности детей. Для развития речи детей старшего дошкольного возраста используются игровые технологии, в данном случае наиболее подробно представлена песочная терапия.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, игротерапия, песочная терапия, новые технологии.

 

Важнейшим условием для полноценного детского развития является внятная, хорошо поставленная речь. От того, насколько успешно ребенок владеет речевыми навыками, зависит его умение вести беседу с взрослыми и сверстниками, широта кругозора, развитие психических процессов. В связи с этим, чрезвычайно важной является своевременная забота о речевом развитии дошкольников, формировании правильного и чистого произношения, профилактике различных отклонений.

Современные процесс образования требует от педагогов нового взгляда на собственную деятельность. Актуальным становится применение новых форм, методов и технологий. Для того, чтобы заинтересовать детей, превратить занятие в необычную игру, необходимы, на наш взгляд, нестандартные подходы, использование новых нетрадиционных технологий. игротерапия как средство представляет возможность детям переживать ощущение счастья, успеха, удачи, позволяет раскрыть собственные физические и интеллектуальные способности. В процессе игры выражается личность ребенка [2].

По мнению многих специалистов, именно игротерапия, как один из коррекционных методов в логопедической работе, подходит для решения задач по исправлению недостатков речи.

Игротерапия является методом коррекции у детей различных нарушений в эмоциональной и поведенческой сфере, а также помогает развивать коммуникативные навыки. В основе этого метода – игра, поскольку именно она является основным видом деятельности дошкольников [1].

В процессе коррекционных воздействий применяются различные игротерапевтические методики. Их задачами являются: проявление детьми положительных эмоциональных настроений, стимуляция к речевой коммуникации, создание комфортных и доброжелательных отношений.

В играх с плохо говорящими детьми, педагог добивается максимальной активизации речи дошкольников. При этом важно, чтобы в процессе у них сохранялись положительные эмоции и желание продолжать занятия. Педагог добивается от детей «речевого всплеска», путем провоцирования непроизвольных подражаний действиям, мимике и интонациям взрослого. Кроме того, необходимо подвести ребенка к естественному проявлению речевых эмоций [4].

В работе с детьми подготовительной группы для успешного развития речи, мы решили использовать именно песочную терапию, так как считаем наиболее эффективной.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду, но и воспитателю, начиная с трех лет.

Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять [5].

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания [1].

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

Песочная терапия полезна для: развития когнитивных процессов; раскрытия и развитие творческого потенциала; формирования коммуникативных навыков; развития мелкой моторики рук; развитие крупной моторики; гармонизации психоэмоционального состояния [3].

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.

Игры с песком разнообразны: рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация), обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте); познавательные игры (о многообразии окружающего мира); проективные игры (развитие творчества и фантазии) [4].

При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы.

При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:

-          стабилизировать психоэмоциональное состояние;

         совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

-          стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

         развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

-          стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

-          разнообразить способы сотрудничества.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии [1].

Мы считаем, что важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Делая выводы мы можем утверждать, что песочная терапия имеет большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка.

За время внедрения песочной терапии в практику, отмечается положительная динамика в развитии речи детей, а именно, улучшение познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников.



Список литературы:

  1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.
  2. Ельцова, О.М., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
  3. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб., 2006.
  4. Зиберова, Т.В. «Развитие речи у детей средствами песочной терапии». Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-razvitie-rechi-u-detey-sredstvami-pesochnoy-terapii-598352.html
  5. Сапожникова, О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников, ООО «Сфера», 2014.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: