» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (49) 2021

Автор: Исмаилова Уздият Алиевна, старший научный сотрудник
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Образовательные темы как один из принципов планирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации: региональный аспект

Статья просмотрена: 187 раз
Дата публикации: 18.03.2021

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Исмаилова Уздият Алиевна

старший научный сотрудник сектора

культуры и искусства народов Дагестана

ГБУ «ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи»,Республика Дагестан, г. Махачкала

 

Аннотация. Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации в соответствии c федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) организуется с учетом индивидуальных, возрастных, региональных особенностей развития детей. В статье рассматриваются вопросы, направленные на организацию образовательного процесса согласно тематическому планированию с учетом региональной специфики.

Ключевые слова: образовательные темы, комплексно-тематическое планирование, возрастные особенности, региональная специфика.

 

Актуальной задачей современных дошкольных образовательных организаций является планирование образовательного процесса, способствующее полноценному раскрытию личностного потенциала ребенка-дошкольника на материале природного и культурного наследия малой родины.

На решение проблемы учета региональной специфики в содержание дошкольного образования направлен ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих дошкольное образование. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» заявлено, что в основу государственной политики в сфере образования положено «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства»[1].

Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) основные задачи образовательной области«Познавательное развитие» предполагают «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»[2].

Также, согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Комплексно-тематический принцип позволяет дошкольным образовательным организациям органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику каждого отдельно взятого детского сада.

Культура народов Дагестана является богатейшим материалом не только для приобщения ребенка к традициям и обычаям родного края, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и для развития таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам и субъектам социокультуры. Изучение географических и природных особенностей родного края, местных культурно-исторических обычаев и традиций, народного творчества позволяет формировать у дошкольников положительное отношение к своей малой родине, развивать интерес к разным сторонам жизни республики и выступать стимулом к познанию явлений жизни окружающего мира[3].

Планирование образовательного процесса посредством этнокультурных образовательных тем представлено в Региональной образовательной программе дошкольного образования Республики Дагестан, в парциальных программах, в методических пособиях различной направленности, которые успешно внедрены в практику дошкольного образования республики[4].

Парциальная программа«Познаем наш край родной» разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом организации воспитательно-образовательного процесса, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми[5]. Блочно-тематический план реализации Программы представляет собой логическую последовательность форм и методов работы с детьми и родителями, обеспечивающих их приобщение к различным аспектам социокультуры. Соотношение блоков по возрастным группам определяется особенностями психического личностного развития детей. Каждый раздел содержит ряд блоков, отражающих направления процесса приобщения детей к истории, культуре, природе и традициям родного края. Наличие разделов и блоков способствует системной и целенаправленной реализации содержания Программы.

Так, содержание Программы дифференцировано по трем разделам:«Человек и дом. Я, моя семья, мой дом», «Человек и место проживания. Мой город (мое село), моя республика, страна», «Человек и природа».

В свою очередь, содержание указанных разделов раскрывается в блоках: «Я, моя семья, мой дом», «Человек в истории», «Дерево ценится плодами, человек трудами», «Народные праздники», «Культура и традиции» и др.

Содержание каждого раздела и блока Программы отражает определенный фрагмент действительности, задающий общий контекстный смысл в соответствии с интересами и возрастными возможностями детей, способствует формированию целостного представления ребенка о родном крае. Учитывая, что новая информация усваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), при освоении ее содержания предусматриваетсяинтеграция детской деятельности, т.е. объединение комплекса различных видов деятельности детей вокруг единой темы с одновременным дополнением и взаимным обогащением образовательных задач разных направлений развития.

Освоение заданного в Программе содержания реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в его самостоятельной деятельности, во взаимодействии с родителями и социумом, причем инициатива в выборе темы может принадлежать детям, педагогам, родителям.В качестве «тем» могут выступать«организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».



Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021).Источник: duma.gov.ru.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 17 октября 2013 года № 1155).
  3. Махачкала– моя столица. Знакомим детей с родным городом. Проектная деятельность дошкольников 6-7 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. Автор-составитель: А.В.Гришина.– Махачкала: ООО «Издательство АЛЕФ» , 2020.
  4. Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан. Авторы: М.И.Шурпаева, М.М.Байрамбеков, У.А.Исмаилова, А.В.Гришина и др.– Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016.
  5. Познаем свой край родной. Образовательная программа по познавательному развитию для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан Автор-составитель: А.В.Гришина. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: