» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (50) 2021

Автор: Анисимова Елизавета Александровна , Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Риск суицидального поведения в подростком возрасте

Статья просмотрена: 347 раз
Дата публикации: 22.04.2021

РИСК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Анисимова Елизавета Александровна

НФИ КемГУ

студент, г. Новокузнецк

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу подросткового суицида в современном обществе, причинам его совершения и способам предотвращения. Рассмотрены разные подходы к понятиям: «суицидальное поведение», «самоубийство».

Ключевые слова: самоубийство, суицидальное поведение, депрессия, подростковый возраст.

 

Актуальность данной темы связана с ростом уровня самоубийств среди подростков. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения.

Степень научной разработанности проблемы невозможно охарактеризовать однозначно. На проблему суицидального поведения существуют различные точки зрения. Еще древние философы обратили внимание на эту проблему (Сократ, Аристотель, Платон, Л.А.Сенека, Сартр, Кант и др.), также причинами суицидального поведения интересуются и современные ученые: К.В.Зорин, В.Э.Чудновский, В.Франкл, А.В.Мартынов, и др. Ряд отечественных исследователей (А.Г. Амбрумова, Е.М. Бруно, Н.Д. Кибрик и др.) отмечают значительное отличие суицидального поведения подростка от суицида взрослых людей. Согласно положению А.Г. Амбрумовой, суицид рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта [1].

Цель исследования: рассмотреть и изучить суицидальное поведение в подростковом возрасте.

Объект исследования: суицидальное поведение в подростковом возрасте

Предмет исследования: взаимосвязь между риском суицидального поведения и отсутствием внимания со стороны близких людей.

Гипотеза исследования: существует значимая взаимосвязь между риском возникновения суицидального поведения и недостатком внимания со стороны близких людей.

Существует множество определений суицида. Одни трактуют его как психическое заболевание, а  другие как явление, характерное для лиц с психическими расстройствами, третьи как форму девиантного поведения. Из всего многообразия определений суицида стоит выделить некоторые, дающие наиболее полное представление об этом явлении.

Научный термин «суицид» впервые начал использовать врач и философ Томас Браун в 17 веке. Советский психиатр, профессор медицинских наук А.Е. Личко пишет о том, что: «Суицидальное поведение у подростков — это в основном проблема пограничной психиатрии, то есть, области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера». По мнению, таких учёных, как А.Г. Амбрумова, С.В.Бородин, А.С.Михлин суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представления мио лишении себя жизни. Такой учёный как Морис Фарбер говорит о том, что: «Самоубийство — это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни». Таким образом, рассмотрев и изучив определения суицидального поведения у различных авторов, можно сделать вывод о том, что суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки [3].

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14—15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16—19 годам.

В подростковом и юношеском возрасте попытки самоубийства встречаются довольно часто, причем лишь немногое из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе – шантажа. А.Е. Личко отмечает, что лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% – это крик о помощи.  Б.Н.Алмазов, обследовав группу подростков 14–18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания.  А.Е. Личко, А.А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14–18 лет, пришли к выводу, что у 49% суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции. Также немаловажным  фактором, подталкивающим подростков к суицидальным попыткам, по–нашему мнению,  являются информационные источники (всевозможные Интернет–форумы, сайты, на которых подробно рассказывается о достоинствах и технологиях самоубийств, частое упоминание о детских суицидах в СМИ) [2].

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Для раскрытия темы так же нам необходимо рассмотреть такие понятия, как «подростковый возраст» и «депрессия».

«Подростковый возраст — это период развития детей от 11 - 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся 5-8 классов» [5].

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский отмечал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. В настоящее время наблюдается сначала половое созревание, затем - органическое, и спустя некоторое время социальное. Л.С. Выготский подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Согласно его взглядам, подростковый возраст — это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва заметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости» [4].

Границы подросткового периода недостаточно определены. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может возникнуть и 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период протекает обычно трудно и для ребенка и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом [6].

Для выявления основных понятий депрессии, мы рассмотрели несколько авторов и их работы.

Рассмотрим несколько из них:

Авдеев Д. А., понимает «депрессию» — как сниженное, подавленное настроение, сопровождающееся такими симптомами как вялость, утомляемость, уныло-пессимистическая оценка происходящего [7].

Следующие понятие депрессии найдено в работе врача-психиатра Бурно М. Е. Он характеризует депрессию следующим образом: «депрессия»— это чаще не просто тоска, а целый «букет» родственных по своему происхождению расстройств, в целом — тягостных, мучительных» [9].

В работе Нуллера Ю. Л. «депрессия» — это широкий круг психических расстройств и главный симптом депрессивного состояния — это сниженное настроение [8].

Авдеев Д.А выделяет следующие виды депрессии:

невротические (возникают в результате нервных переживаний, потрясений или конфликтов);

соматогенные (возникают в результате соматических заболеваний);

эндогенные (развитие данного типа обусловлено конституциональными факторами);

– скрытые (маскированные), (депрессивные состояния выражаются в телесных недомоганиях [10].

В рамках исследования суицидального поведения в подростковом возрасте в данной работе была проведена методика «Суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)», диагностика по данной методике показала нам следующие результаты риска суицидального поведения в подростковом возрасте: максимальные показатели составляли – 50%, средние показатели – 25% и низкие показатели – 10%. Интерпретация данной методики позволила нам рассмотреть показатели возможности совершения суицидального риска у подростков. Так мы выяснили, большинство подростков (50%) не склонны к совершению суицидальных действий, поскольку половине испытуемых свойственно глубокое чувство ответственности за близких, чувство долга, что, в свою очередь, может притупить суицидальное намерение у подростков.

Для проверки гипотезы, выдвинутой в начале исследования, применялся метод анализа литературных источников; сформирована выборка; подобраны, описаны и проведены методики психодиагностического тестирования, математико-статистической обработки данных и Коэффициента линейной корреляции (по Пирсону).

В процессе исследования была частично подтверждена гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь между риском возникновения суицидального поведения и недостатком внимания со стороны близких людей.



Список литературы:

  1. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
  2. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития: учебное пособие / Д. Баттерворт, М. Харрис. - Москва.: Когито-Центр, 2000. - 350 с. - ISBN 5-89353-015-2 - Текст: непосредственный.
  3. Бодалев, А.А. Психология общения: избранные психологические труды. -3-е изд.,перераб и допол. / А.А. Бодалев.- Москва.:НПО Модэк, 2002.- 320 с.- ISBN 5-89502-343-6 – Текст: непосредственный. cyberleninka.ru: научная электронная библиотека: сайт. – Москва, 2015. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.03.2021). – Текст: электронный.
  4. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. — 338 с. — (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-9558-0618-1. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1168667 (дата обращения: 13.03.2021). – Режим доступа: по подписке.
  5. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
  6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с. - ISBN 5-7695-0899 – Текст: непосредственный.
  7. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).- URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/09.html (дата обращения 14.03.2020г.).
  8. Психология. Учебник и практикум для СПО / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт. 2019. 404 с.
  9. PsyJournals.ru: портал психологических изданий: сайт. – Москва, 2016 - . – URL : https://psyjournals.ru/ (дата обращения 28.03.2021). – Текст : электронный.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: