» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021

Автор: Симонова Дарья Евгеньевна, Студент-магистр группы ЮЗМ-191
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Функциональные особенности местного самоуправления

Статья просмотрена: 360 раз
Дата публикации: 31.05.2021

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Симонова Дарья Евгеньевна

студент-магистр группы ЮЗМ-191

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

 

Аннотация. Государственные функции осуществляются посредством реализации управленческих функции государственных органов, одним из которых является местное самоуправление. В данной статье проведен анализ теоретических аспектов понятия, форм, принципов и функциональных особенностей местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, функции, особенности.

 

В настоящее время местное самоуправление определена как одна из основ государственного конституционного устройства. Понятие системы местного самоуправления предполагает наличие совокупности субъектов местного самоуправления, которые взаимодействуют в законодательно допустимых пределах между собой и с внешней средой воплощения конституционно - законодательной модели местного самоуправления. То есть самоуправление осуществляет обеспечения становления в государстве не только обеспечение Местное самоуправление – это система организации и деятельности граждан, связанной с самостоятельным решением участия населения в разрешении вопросов местного самоуправления. Наличие такой системы способствует обеспечению эффективной деятельности органов местного самоуправления. Данная система должна в процессе реализации учитывать интересы населения [3].

То есть самоуправление осуществляет обеспечения становления в государстве не только обеспечение гражданского общества, но и развитие его потенциала, а также использование ресурсов, относящихся к общенациональным.

Для местного самоуправления характерны общие принципы, которыми являются: наличие возможности самостоятельного принятия решений по вопросам местного значения; наличие взаимодействия государственных органов; обособление местного самоуправления; наличие соответствия ресурсов местного самоуправления и возложенных полномочий; наличие законных оснований реализующихся функций органов местного самоуправления; наличие коллегиальности в деятельности органов местного самоуправления; наличие в функционировании органов самоуправления гарантий со стороны государства.

Для полного понимания функциональных особенностей местного самоуправления необходимым является определение понятий функций и полномочий местного самоуправления, а также его предметов ведения и компетенций[5].

Отметим, что функции местного самоуправления обуславливаются природой, его ролью, задачами и целями муниципальной деятельности.

Под функциями местного самоуправления понимаются его ведущие направления, характерные для его субъектов, которые осуществляются для достижения целей местного самоуправления посредством определенных методов [7].

Также для местного самоуправления присущи компетенции, которыми являются юридическое выражение его функций и правовая форма их реализации.

Компетенция органов местного самоуправления предполагает совокупность полномочий органов местного самоуправления, включая право и возложенные обязанности относительно решения вопросов в рамках муниципальной деятельности.

Как предмет ведения местного самоуправления определены те сферы общественных отношений, в которых местное самоуправление обладает правом на осуществление определенных действий [6].

Полномочия местного самоуправления представляют собой права и обязанности, присущие субъекту для совершения им определенных властных действий. Процесс реализации полномочий осуществляется в рамках предметов ведения, а сами полномочия являются способом уточнений и детализацией предметов ведения.

Под вопросами ведения местного самоуправления в соответствии с законодательными нормами статьи 2 Закона от 6 октября 2003 года №131 – ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»понимаются те, которые осуществляются самостоятельно в целях обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, основываясь конституционными нормами и Федеральным законом и (или) органами местного самоуправления [2].

Местное самоуправление осуществляет решение вопросов, которые значимы для местности. Ими являются те, которые связаны с функциями властного, контрольного характера. Например, осуществление утверждения и исполнения местного бюджета, осуществление утверждения ставок по местному налогообложению и установлению сборов, реализация экологического контроля. Также система местного самоуправления осуществляет решение вопросов, которые связаны с реализацией хозяйственного плана и с обеспечением и оказанием муниципальных услуг, относящихся к жизнедеятельности населения.

Законодательно установлено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять самостоятельное управление собственностью. Они вправе осуществлять сдачу в аренду объектов муниципальной собственности, осуществлять сделки с муниципальным имуществом. Помимо этого, органы самоуправления вправе осуществлять определение целей, условий и планирование деятельности учреждений, которые относятся к муниципальной собственности. Они контролируют установление тарифов и назначение руководящего состава в учреждениях муниципальной собственности и устанавливают отношения с теми организациями, которые не относятся к муниципальной собственности, посредством заключения с ними договорных условий.

У органов местного самоуправления имеется право на самостоятельное распоряжение средствами местного бюджета, посредством которого они реализуют вопросы хозяйственного и финансового характера. Такое положение установлено в статье 132 Конституции РФ [1].

Органами местного самоуправления осуществляется решение вопросов хозяйственного плана. За их решение органы местного самоуправления несут полную ответственность. Финансирование органов местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета [4]. Помимо, органы местного самоуправления решает вопросы экономической направленности. Осуществляется строительство, организуются условия по обеспечению занятости населения и т.п.

Роль местного самоуправления и его развитие является значимым, так как оно способствует в разрешении местных проблем и обеспечению жизнедеятельности местного населения [8].

Также стоит выделить тот аспект, что местное самоуправления осуществляет конкретизацию и расширение прав и свобод граждан РФ. Все граждане вправе на обращение в органы самоуправления в целях получения необходимых услуг. В обязанности органов местного самоуправления входит предоставлять гражданам достоверную информацию о своей деятельности. кроме этого органы местного самоуправления управомочены осуществлять охрану общественного порядка.

Функции органов местного самоуправления разрешаются посредством решения вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности населения и реализации им своих прав. То есть посредством системы самоуправления местными сообществами население получает возможность на демократических началах реализовывать собственный суверенитет на местном уровне.

Так как наличие неэффективности органов местного самоуправления связана с низкой активностью населения имеется необходимость для применения мер, связанных с повышением активности населения, упрочнением связи с ним. Повысить интерес населения и его желание к участию в местном самоуправлении требуют создания рычагов контроля за властью со стороны населения, исключив этим его нежелание принимать активные гражданские позиции относительно разрешения вопросов местного самоуправления. Кроме этого, необходимым условием является создание основы для благополучия населения, проживающих на территории муниципалитетов, что является обязанностью местного самоуправления.

Процесс совершенствования управленческого механизма в местном самоуправлении должен предусматривать инновационные технологии управления, осуществлять быстрое реагирование на социально – экономические и политические изменения, использовать теории антикризисного менеджмента. При этом деятельность органов местной власти должна быть открытой для населения, а его кадровая политика и формирование указанных органов должны включать в себя: обучение кадров, повышение их квалификации и профессиональных знаний. Помимо, в целях совершенствования управления в местном самоуправлении должно быть изменено нормы правового регулирования, учитывая недостаточность в их содержании в соответствии с недостатками определенной территории, а также с определением норм относительно вопросов защищенности и ответственности кадров местного самоуправления. Применение данных мер способствует формированию механизма управления местного самоуправления, повышению качественных показателей кадровой политики, повышению правовой культуры населения, что в совокупности положительно влияет на развитие структуры местного самоуправления и эффективности деятельности органов местного самоуправления. 



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  3. Антонец, Д. Д. Понятие местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 96-100.
  4. Божиган В.С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018. - № 1. - С. 45-46.
  5. Брыкова, С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в РФ // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 287-289.
  6. Винников А. А. Государственное управление, исполнительная власть и местное самоуправление // — М.: ЮРКОМПАНИ. — 2015. — 480 с. https://moluch.ru/archive/152/43066/ (дата обращения: 21.04.2021).
  7. Журавлева, К. А. Сущность местного самоуправления // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 113-115.
  8. Петрова, О. Н. Некоторые вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Актуальные проблемы права: материалы I Междунар. науч. конф.— М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 50-52.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: