» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (52) 2021

Автор: Готфрид Анастасия Владиславовна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Теоретические аспекты формирования мотивации у школьника начальных классов и особенности ее формирования

Статья просмотрена: 171 раз
Дата публикации: 18.06.2021

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРВОАНИЯ

Готфрид Анастасия Владиславовна

студентка

ИПИ П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, г.Ишим

 

Аннотация. В современном мире мотивация обучения становится одним из важнейших аспектов обучения школьника начиная с младших школьников. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования мотивации и её особенности.

Ключевые слова: мотивация, мотив, обучение, школьник, учение, обучение.

 

В современном мире вопрос о мотивации школьников в период обучения, без преувеличения можно назвать центральной проблемой организации обучения. Современное образование ставит перед учителем цели формирования у обучающихся приёмов и способов самообразования, самостоятельного поиска и получения знаний, воспитание нравственно и патриотически развитого ученика, в целом формируя всесторонне развитую личность в ребёнка. Ключевым моментом при решении установленных задач и является мотивационная среда обучающихся. Необходимым для решения является мобилизация внутреннего резерва отношения детей к учебному процессу и понимание обучающимся роли образования для сознательного включения в образовательную среду. Если сравнивать особенности современного образования с ранее имеющимся можно сделать вывод о том, что на данный момент изменился социальный заказ общества на обучение. Сейчас,однако недостаточно простогарантироватьосвоение школьниками суммой знаний, решающее значение отдаётся задаче научить учиться. Смотря на эту задачу под призмой психологии – научить желанию учиться.[2]

Заинтересованность к обучению от начальной школы до неполной средней не увеличивается в достаточной степени и не всегда принимает форму сознательного, активного внутреннего познавательного интереса, который важен для практичного применения методических приемов.

Нехватка мотивации у обучающихся может быть создано разными аспектами, но главными из них можетбыть недостаточнаясосредоточенность на формирование учебной деятельности в целостности её компонентов – мотивов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки.

Последовательное развитие педагогической деятельности, осуществляемой систематически всеми педагогам на всех этапах школьного процесса образования, будет способствовать тому, чтобы сделать качественно важный шаг в формировании учебных мотивов и познавательных интересов как внутренней характеристики самой учебной деятельности.

Способом управления мотивацией является организация учебной деятельности учащихся, посредствомвыстраиванияразличных форм взаимодействия учащихся со сверстниками и старшим поколением.

Мотивационная сфера обучения для каждого конкретного ребенка являет собой регулярно меняющуюся, иногда противоречивую структуру, состоящую из нескольких мотивов, в которой место главного и доминирующего мотива занимает тот или иной мотив - в соответствии с условиями получения знаний, условия взаимодействия с другими людьми и т. д.

Мотивация всегда остаётся динамичным явлением, однако с возрастом его мотивационная система становится стабильнее.[4]

Всякому ребёнку характерна потребность в новых впечатлениях, которая может перейти в не насыщаемую познавательную потребность.Говоря о функциях мотивации необходимо упомянуть её побуждающую силу в формировании поведения, направленность и организация личности, установка личностного смысла и значимости. Мотивация всегда присутствует на всех этапах жизни.

Мотив – это направленность деятельности на объект, внутреннее психическое состояние человека, напрямуюсопряжённое с объективными характеристиками этого объекта, на который направлена деятельность.

Однако появление мотива не даёт полную гарантию создания условий продуктивной учебной деятельности, если не основано умение ставить самостоятельные цели.[5]

Цель состоит в том, чтобы сфокусировать деятельность на промежуточном результате, который является фазой достижения объекта потребности. Необходимо не только установить цели для учащихся, но и научить их самостоятельно учиться воспринимать цели своих действий и соотносить их с мотивами образовательной деятельности, в которую эти действия включены. Цели обучения могут со временем оставаться неизменными, но смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от причины.

Есть еще один важный фактор в мотивационной среде студентов: интерес, например, необходимость узнать что-то новое об интересующем объекте, больший интерес к нему.

А. Леонтьев считал, что для того, чтобы вызвать интерес, необходимо создать мотив и тем самым дать студентам возможность найти цели.

Для эффективного формирования мотивации к обучению необходимо стремиться к единству обучения всех его социальных и познавательных, процедурных и эффективных аспектов. Это способствует обучению после окончания школы основам творческой мотивации, заключающейся в овладении приемами преобразования окружающей действительности и ее деятельности.

Формирование положительно-устойчивой мотивации к учебной деятельности является основной задачей, стоящей перед образованием и перед каждым учителем, в частности.[3]

Когда ребёнок приходит в школу он старается в первую очередь занять общественно значимую и общественную позицию школьника. Кроме того, если заглянуть в психологию, в этот период он принимает цели учителя за собственные. В данный период времени мотивация первоклассника определена главным образом новое социальное положение ребенка, и такая мотивация, как правило, не может удерживаться в равновесии долгое время и постепенно становится менее значимой.

Формирование мотивов у детей при обучении в начальной школе является основополагающим фактором в последующем обучении школьника. Необходимо, чтобы учебная деятельность становилась для школьника основополагающей жизненной целью, а не только средством достижения других целей.

Содержание обучения передаётся ученикамв форме информации, которую они приобретают от педагога и из учебников соответствующе литературы. Однако лишь информация, которая соразмерна потребностям обладает эмоциональным и умственным уровнем обработки.[1]

Соответственно содержание учебного материала обязано быть досягаемым, оно должно исходить из имеющихся им знаний и опираться на эти знания, а также на жизненный опыт ребёнка, однако необходимо, чтобы материал соотносился с уровнемобученности и способностей ребёнка. Если содержание не требуетработы над его пониманием и усвоением, то такой материал не понравится, в частности он не вызовет ярких эмоций.

Плохой информационный материал не оказывает существенного эмоционального воздействия, поэтому можно сказать, что он не оказывает мотивационного воздействия и не способствует формированию устойчивых мотиваций к учебной деятельности. [3]

Общий способ развития мотивации - способствовать трансформации общих мотиваций у студента, который только начинает учиться в стабильной мотивационной сфере со стабильной структурой, т.е. с преобладанием отдельных мотивов и избирательностью, что является основой для индивидуализации личности.

В целом, учителю рекомендуется включать в программу построения мотивации: социальные и когнитивные мотивы, их содержательные и динамические особенности, цели и их особенности, эмоции, способность к обучению и их особенности, их различные параметры.

Позитивная мотивация к обучению повышается за счет общей атмосферы в школе и классе, участия учеников в формах организации различных типов уроков, взаимоотношений между учителем и учеником, участия учителя в оценочной деятельности, формирования в них адекватного уважения.

Кроме того, формированию мотивации способствует веселая подача, необычная форма изложения материала, удивляющая учеников, эмоциональность и умение читать высказывания учителя, познавательные игры, дискуссии, ссоры, ситуации, разбор жизненных ситуаций, умелое отношение к учителю с похвалой и осуждением.

Абсолютная важность правильного выбора учителем стратегии взаимодействия с учениками и их обучения, не только того, насколько эффективно это будет содействовать решению довольно узколинейной задачи увеличения мотивации, но, что наиболее важно, в какой полной -гармоничное развитие личности ученика в целом. Учителям необходимо понимать то, что становление мотивации к обучению - это не самоцель, а просто один из способов развития личности ученика.



Список литературы:

  1. Ахмадуллин Ш.Т., Шарафиева Д.Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться / [Текст] / Москва : Билингва, 2016-80с.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя/ [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 1990-192 с.
  3. Маркова А.К. Формирование учения и ее воспитание у школьников Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР/ [Текст] / Маркова К.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М.. – Москва: Педагогика. 1983. – 64 с.
  4. Скороходова Н.Ю. Мотивация к учению: как управлять ее развитием / [Текст] / Скороходова Н. //Народное образование. – 2006. - № 4. – С.193 – 203.
  5. Цветкова А.Т. Концепция диагностики сформированниости мотивации учебной деятельности / [Текст] / А.Т. Цветкова // Наука и школа – 2011. - № 4. – С.90-97.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: