» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (55) 2021

Автор: Колесникова Анастасия Дмитриевна, студент магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Факторы возн икновения конфликтов в образовательной организации

Статья просмотрена: 209 раз
Дата публикации: 10.10.2021

УДК 37.08

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Колесникова Анастасия Дмитриевна

студент магистратуры,
Елабужский институт КФУ, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования факторов возникновения конфликтов в образовательной организации. Проблема исследования актуальна, поскольку от этого зависит эффективность мер превентивного воздействия и возможность недопущения открытого противостояния между участниками образовательного процесса. Цель исследования, результаты которого отражены в статье, состояла в том, чтобы рассмотреть вопрос о факторах, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций в образовательных организациях, и определить, на каких уровнях они могут действовать. Исследование проводилось на материале публикаций современных отечественных авторов и содержания нормативно-правовых документов с использованием общенаучных и теоретических методов. Проведенный анализ позволил выделить три уровня, на которых действуют факторы, обусловливающие возможность возникновения конфликтных ситуаций в образовании: общесоциальный уровень, уровень отдельной образовательной организации, а также межличностный уровень. Автором был сделан вывод о том, что от полноты учета этих факторов зависит эффективность деятельности системы разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, образовательная организация, факторы, управление.

 

Введение. Вопросы оптимизации межличностных отношений, построения их с максимальной эффективностью и предотвращения любых конфликтных ситуаций – наиболее важные из тех, которые могут возникнуть в деятельности любой организации. Это касается и образовательных организаций, важнейшим вопросом управления которыми является формирование продуктивных взаимоотношений между всеми участниками учебного процесса, а также обеспечение их эффективной совместной деятельности, ведь от ее успеха зачастую зависит вся результативность педагогических воздействий на личность обучающихся.

В сложных ситуациях эмоциональное состояние педагога, характер его отношений с коллегами, особенности взаимодействия с администрацией определяют и результат педагогической деятельности, и степень его соответствия поставленным целям. Однако воздействие различных факторов на разворачивание таких ситуаций часто непредсказуемо, поскольку они всегда существуют в комплексе и далеко не все из них поддаются точному прогнозированию и контролю. Это может приводить к перерождению сложных ситуаций в конфликты.

 Поэтому актуальной для системы управления образовательными организациями является проблема учета как можно большего количества факторов возникновения конфликтов, поскольку от этого зависит эффективность мер превентивного воздействия и возможность недопущения открытого противостояния.

Цель проводимого исследования состоит в том, чтобы рассмотреть вопрос о факторах, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций в образовательных организациях, и определить, на каких уровнях они могут действовать.

В качестве материала для проведения исследования были использованы публикации современных отечественных авторов, а также нормативно-правовые документы различного уровня, регламентирующие деятельность образовательных организаций. В ходе исследования были использованы общенаучные и теоретические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ и обобщение публикаций, посвященных проблемам конфликтов в образовательных организациях, позволили выделить три основных уровня, на которых действуют факторы, обусловливающие возможность возникновения конфликтных ситуаций: общесоциальный уровень, уровень отдельной образовательной организации, а также межличностный уровень.

Общесоциальный уровень представлен факторами, источником которых является общая социокультурная ситуация, сложившаяся в нашей стране на сегодняшний день. По мнению российского конфликтолога А.Я. Анцупова, такая ситуация включает в себя недостаточное материально-техническое оснащение образовательных организаций, несоответствие их работы требованиям нового времени, недостаточная подготовка педагогов и администрации к конструктивному разрешению конфликтов [1, с. 41]. В результате на общесоциальном уровне, выражающем связь сущности и особенностей межличностного взаимодействия в образовательной организации с социальными процессами современности, основными факторами возникновения конфликтов являются следующие.

1. Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране сегодня. Проблемы, связанные с переходом к цифровой экономике в настоящее время являются наиболее актуальными и оказывают существенное влияние на систему образования. Одновременно с позитивными результатами они могут иметь дестабилизирующий характер, усиливая напряженность во взаимодействии между участниками образовательного процесса.

2. Для современности характерна острая конкуренция в социальной сфере. Одно из последствий такой ситуации – падение престижа педагогической профессии, что более негативно отражается на отношениях внутри образовательной организации.

3. Продолжающаяся модернизация системы образования, внедрение новых образовательных стандартов также характеризуются изменением традиционных устоявшихся подходов к обучению и воспитанию – эти изменения также определяют характер межличностного взаимодействия в системе общего образования, и не всегда это влияние оказывается положительным.

4. Еще одним фактором общесоциального характера, влияющим на возникновение конфликтов в образовательной организации, является ослабление и изменение системы ценностей и ценностных ориентаций современного общества.

Вторая группа факторов возникновения конфликтных ситуаций реализуется в деятельности конкретных образовательных организаций. К ним относятся следующие.

1. Интенсивность межличностных отношений в образовательной организации. Этот фактор зависит от системы норм и социальных правил, преобладающих в конкретной организации, систем ценностей, разделяемых представителями администрации и членами педагогического коллектива и определяющих характер межличностного взаимодействия внутри данной организации.

2. Большое значение имеет стиль и характер управления образовательной организацией. В частности, фактором возникновения конфликтов может выступать авторитарный стиль управления, характерный для большинства учебных заведений современной России: соответствующие ему нормы взаимодействия в коллективе часто приводят к дисциплинарным взысканиям (материальным или нематериальным), что является основой конфликтной ситуации.

3. Из-за иерархичности, характеризующей межличностные отношения в между участниками образовательного процесса (администрацией и педагогами, педагогами и обучающимися), они имеют разный социальный статус и подразумевают определенную степень подчинения одного субъекта другому, что определяет особенности их поведения в конфликтной ситуации, обусловленное различным пониманием событий и их причин (конфликт рассматривается его участниками по-разному).

Наиболее многообразны факторы возникновения конфликтных ситуаций в образовательных организациях, действующие на третьем уровне, – уровне межличностного взаимодействия. Их воздействие связано с индивидуальными психолого-педагогическими характеристиками участников образовательного процесса, особенностями отношений между ними, индивидуальным жизненным опытом и т.д. Сюда относятся также конкретный стиль межличностного взаимодействия, интересы, увлечения, привычки субъектов отношений и т.д., а также характеристики детско-родительских взаимоотношений, социальные условия развития личности каждого субъекта, его психофизиологические характеристики.

Наибольшее значение на уровне межличностного взаимодействия могут оказывать следующие факторы:

1. Недостаточная ответственность субъекта, занимающего в иерархии межличностных отношений более высокое положение, за грамотное решение поставленных профессионально-педагогических задач и проблемных ситуаций, возникающих в образовательной организации.

2. Присутствие других участников в развитии конфликта между двумя субъектами или группами, что вынуждает их привлекать наблюдателей (которые могут встать на сторону как одного участника, так и другого), тем самым увеличивая количество непосредственных участников конфликта и масштаб конфликтной ситуации.

3. Каждая ошибка, которую допускает руководитель или учитель при разрешении конфликта, создает новые проблемы в межличностных отношениях, в которые вовлекаются новые участники.

Анализ факторов возникновения конфликта в образовательной организации позволяет сделать вывод о том, что в силу специфики этого социального института конфликт в ней предотвратить намного проще, чем решить.

Таким образом, на возникновение конфликтов в образовательной организации влияют три основные группы факторов: общесоциальные, которые отражаются в законах социально-экономического развития страны на современном этапе; факторы, действующие на уровне отдельной школы как особой социальной системы, а также межличностные факторы, отражающие индивидуальные особенности участников конфликтов. От полноты учета этих факторов зависит эффективность деятельности системы разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса.



Список литературы:

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
  2. Веремеева И.Ф. Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 33-1. – С. 112–117.
  3. Зубок Ю.А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №2. – С. 179–182.
  4. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
  5. Шутемова О.Н. Управление разрешением конфликтов в системе образования // Экономика и социум. – 2019. – № 10. – С. 395–397.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: