» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (55) 2021
Автор: Колесникова Анастасия Дмитриевна, студент магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Факторы возн икновения конфликтов в образовательной организации
Дата публикации: 10.10.2021
УДК 37.08
ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Колесникова Анастасия
Дмитриевна
студент магистратуры,
Елабужский институт КФУ, г. Елабуга
Аннотация. В статье представлены
результаты исследования факторов возникновения конфликтов в образовательной
организации. Проблема исследования актуальна, поскольку от этого зависит
эффективность мер превентивного воздействия и возможность недопущения открытого
противостояния между участниками образовательного процесса. Цель исследования,
результаты которого отражены в статье, состояла в том, чтобы рассмотреть вопрос
о факторах, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций в
образовательных организациях, и определить, на каких уровнях они могут
действовать. Исследование проводилось на материале публикаций современных
отечественных авторов и содержания нормативно-правовых документов с
использованием общенаучных и теоретических методов. Проведенный анализ позволил
выделить три уровня, на которых действуют факторы, обусловливающие возможность
возникновения конфликтных ситуаций в образовании: общесоциальный уровень,
уровень отдельной образовательной организации, а также межличностный уровень.
Автором был сделан вывод о том, что от полноты учета этих факторов зависит
эффективность деятельности системы разрешения конфликтов между участниками
образовательного процесса.
Ключевые слова: конфликт,
конфликтная ситуация, образовательная организация, факторы, управление.
Введение. Вопросы оптимизации межличностных отношений, построения
их с максимальной эффективностью и предотвращения любых конфликтных ситуаций –
наиболее важные из тех, которые могут возникнуть в деятельности любой
организации. Это касается и образовательных организаций, важнейшим вопросом
управления которыми является формирование продуктивных взаимоотношений между
всеми участниками учебного процесса, а также обеспечение их эффективной
совместной деятельности, ведь от ее успеха зачастую зависит вся
результативность педагогических воздействий на личность обучающихся.
В сложных ситуациях эмоциональное состояние педагога, характер его
отношений с коллегами, особенности взаимодействия с администрацией определяют и
результат педагогической деятельности, и степень его соответствия поставленным
целям. Однако воздействие различных факторов на разворачивание таких ситуаций
часто непредсказуемо, поскольку они всегда существуют в комплексе и далеко не
все из них поддаются точному прогнозированию и контролю. Это может приводить к
перерождению сложных ситуаций в конфликты.
Поэтому актуальной для
системы управления образовательными организациями является проблема учета как
можно большего количества факторов возникновения конфликтов, поскольку от этого
зависит эффективность мер превентивного воздействия и возможность недопущения
открытого противостояния.
Цель проводимого исследования состоит в том, чтобы рассмотреть вопрос
о факторах, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций в образовательных
организациях, и определить, на каких уровнях они могут действовать.
В качестве материала для проведения исследования были использованы
публикации современных отечественных авторов, а также нормативно-правовые
документы различного уровня, регламентирующие деятельность образовательных
организаций. В ходе исследования были использованы общенаучные и теоретические методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ и обобщение
публикаций, посвященных проблемам конфликтов в образовательных организациях,
позволили выделить три основных уровня, на которых действуют факторы,
обусловливающие возможность возникновения конфликтных ситуаций: общесоциальный
уровень, уровень отдельной образовательной организации, а также межличностный
уровень.
Общесоциальный уровень представлен факторами, источником которых
является общая социокультурная ситуация, сложившаяся в нашей стране на
сегодняшний день. По мнению российского конфликтолога А.Я. Анцупова, такая
ситуация включает в себя недостаточное материально-техническое оснащение
образовательных организаций, несоответствие их работы требованиям нового
времени, недостаточная подготовка педагогов и администрации к конструктивному
разрешению конфликтов [1, с. 41]. В результате на общесоциальном уровне,
выражающем связь сущности и особенностей межличностного взаимодействия в
образовательной организации с социальными процессами современности, основными
факторами возникновения конфликтов являются следующие.
1. Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в
нашей стране сегодня. Проблемы, связанные с переходом к цифровой экономике в
настоящее время являются наиболее актуальными и оказывают существенное влияние
на систему образования. Одновременно с позитивными результатами они могут иметь
дестабилизирующий характер, усиливая напряженность во взаимодействии между
участниками образовательного процесса.
2. Для современности характерна острая конкуренция в социальной
сфере. Одно из последствий такой ситуации – падение престижа педагогической
профессии, что более негативно отражается на отношениях внутри образовательной
организации.
3. Продолжающаяся модернизация системы образования, внедрение
новых образовательных стандартов также характеризуются изменением традиционных
устоявшихся подходов к обучению и воспитанию – эти изменения также определяют
характер межличностного взаимодействия в системе общего образования, и не
всегда это влияние оказывается положительным.
4. Еще одним фактором общесоциального характера, влияющим на
возникновение конфликтов в образовательной организации, является ослабление и
изменение системы ценностей и ценностных ориентаций современного общества.
Вторая группа факторов возникновения конфликтных ситуаций
реализуется в деятельности конкретных образовательных организаций. К ним
относятся следующие.
1. Интенсивность межличностных отношений в образовательной организации.
Этот фактор зависит от системы норм и социальных правил, преобладающих в конкретной
организации, систем ценностей, разделяемых представителями администрации и
членами педагогического коллектива и определяющих характер межличностного взаимодействия
внутри данной организации.
2. Большое значение имеет стиль и характер управления
образовательной организацией. В частности, фактором возникновения конфликтов
может выступать авторитарный стиль управления, характерный для большинства
учебных заведений современной России: соответствующие ему нормы взаимодействия
в коллективе часто приводят к дисциплинарным взысканиям (материальным или
нематериальным), что является основой конфликтной ситуации.
3. Из-за иерархичности, характеризующей межличностные отношения в
между участниками образовательного процесса (администрацией и педагогами,
педагогами и обучающимися), они имеют разный социальный статус и подразумевают
определенную степень подчинения одного субъекта другому, что определяет
особенности их поведения в конфликтной ситуации, обусловленное различным
пониманием событий и их причин (конфликт рассматривается его участниками
по-разному).
Наиболее многообразны факторы возникновения конфликтных ситуаций в
образовательных организациях, действующие на третьем уровне, – уровне
межличностного взаимодействия. Их воздействие связано с индивидуальными
психолого-педагогическими характеристиками участников образовательного
процесса, особенностями отношений между ними, индивидуальным жизненным опытом и
т.д. Сюда относятся также конкретный стиль межличностного взаимодействия,
интересы, увлечения, привычки субъектов отношений и т.д., а также
характеристики детско-родительских взаимоотношений, социальные условия развития
личности каждого субъекта, его психофизиологические характеристики.
Наибольшее значение на уровне межличностного взаимодействия могут
оказывать следующие факторы:
1. Недостаточная ответственность субъекта, занимающего в иерархии
межличностных отношений более высокое положение, за грамотное решение поставленных
профессионально-педагогических задач и проблемных ситуаций, возникающих в образовательной
организации.
2. Присутствие других участников в развитии конфликта между двумя
субъектами или группами, что вынуждает их привлекать наблюдателей (которые
могут встать на сторону как одного участника, так и другого), тем самым
увеличивая количество непосредственных участников конфликта и масштаб
конфликтной ситуации.
3. Каждая ошибка, которую допускает руководитель или учитель при
разрешении конфликта, создает новые проблемы в межличностных отношениях, в
которые вовлекаются новые участники.
Анализ факторов возникновения конфликта в образовательной
организации позволяет сделать вывод о том, что в силу специфики этого
социального института конфликт в ней предотвратить намного проще, чем решить.
Таким образом, на возникновение конфликтов в образовательной
организации влияют три основные группы факторов: общесоциальные, которые
отражаются в законах социально-экономического развития страны на современном
этапе; факторы, действующие на уровне отдельной школы как особой социальной
системы, а также межличностные факторы, отражающие индивидуальные особенности
участников конфликтов. От полноты учета этих факторов зависит эффективность
деятельности системы разрешения конфликтов между участниками образовательного
процесса.
Список литературы:
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
- Веремеева И.Ф. Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 33-1. – С. 112–117.
- Зубок Ю.А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №2. – С. 179–182.
- Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
- Шутемова О.Н. Управление разрешением конфликтов в системе образования // Экономика и социум. – 2019. – № 10. – С. 395–397.
Комментарии: