» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Андрусякова Ирина Петровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Содержание и методы работы по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения

Статья просмотрена: 281 раз
Дата публикации: 24.10.2021

УДК 13.00.00

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Андрусякова Ирина Петровна,

учитель начальных классов, первая квалификационная категория,

МБОУ СОШ №40 г. Белгород

Кучманова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория,

МБОУ СОШ №40 г. Белгород.

Маслова Ирина Владимировна,

высшая категория

почетный работник общего образования РФ с 2008г.

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №40, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные читательские умения, формируемые на уроках литературного чтения, а также метод и приемы. Раскрываются основные аспекты речевой и читательской деятельности. Обозначено в статье предназначение курса «Литературное чтение».

Ключевые слова: читательские умения, приемы и методы формирования читательских умений, виды речевой и читательской деятельности, читательская компетентность.

 

Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить художественное слово, разнообразить свой лексикон и пробудить интерес к литературе.

Литературное образование реализуется с помощью различных современных общеобразовательных программ [1].

Каждая программа по литературному образованию младших школьников заканчивается перечнем тех умений, которыми должен овладеть учащийся при работе с художественным текстом. В перечень умений включаются, например: умение различать жанры литературы, умение характеризовать персонажа, умение делить текст на части и пересказывать его и т.д. Все это затрудняет как работу педагога - практика, так и процесс формирования квалифицированного читателя в начальной школе [2].

Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.

Читательские умения:

1)              умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2)              умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3)              умение устанавливать причинно-следственные связи;

4)              умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5)              умение видеть авторскую позицию;

6)              умение осваивать идею произведения.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» включает в себя: виды речевой и читательской деятельности, круг чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) [6].

Виды речевой и читательской деятельности включают в себя:

- Аудирование (слушание). Задача аудирования заключается в том, чтобы дети научились воспринимать на слух и адекватно понимать содержание произведений различных жанров из круга чтения.

- Чтение (вслух и про себя). Задачи чтения заключаются в формировании литературного произношения и его выразительном прочтении в индивидуальном темпе соответствующим возможностям читающего, в чтении текстов разного объема. Использовать умение читать молча как средство получения информации.

- Работа с текстом и его структурой предполагает развитие таких умений, как определение темы и жанра произведения, вид текста и его воспроизведение (пересказ: подробный и краткий, чтение наизусть, выразительное чтение), определение темы, умение анализировать, делить текст произведения на части, озаглавливать их, разбор экспозиции и вычленение главной мысли, а так же анализ и характеристика героев (со ссылкой на текст произведения), работа с иллюстрациями к произведениям, выявление авторской позиции, личностная оценка (по тексту, содержанию, героям), самостоятельная работа с текстом.

- Круг чтения включает в себя произведения устного народного творчества русского народа и других народов (былины, сказы, загадки, пословицы, скороговорки), стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А. Крылова, А.С. Пушкина, А.П. Гайдара, М.М. Пришвина, Ш. Перро), художественные и научно- популярные рассказы и очерки   (К.Г.   Паустовского,   Л.Н.   Толстого, Л. Пантелеева, М.М. Пришвина), справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

- Примерная тематика произведения о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.).

- Литературоведческая пропедевтика включает в себя ориентировку в литературоведческих понятиях и литературных жанрах. Литературные понятия герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, стихотворение, рифма, строка, строфа, средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм, литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

- Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Она развивает интерес к художественному слову и включает в себя сочинение (по аналогии с произведениями фольклора), обычно это сказки, загадки, забавные рассказы. Также творческая деятельность включает в себя «дописывание», «досказывание» известных сюжетов или написание нового сюжета, но с уже известными героями.

Самыкина С.В. в своей статье «Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов» пишет, что «обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного важнейшая задача, стоящая перед учителем. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций» [4].

Способность читать определяется экспертами, как навык чтения, в процессе овладения которым человек проходит через четыре этапа развития: первый этап – человек учится писать буквы в слова и читать; второй этап – учится читать вслух; третий этап – читать самому себе; четвертый этап – критическое чтение. Чтобы стать полноценным, компетентным читателем, школьник должен овладеть всеми четырьмя этапами навыков чтения.

Для полноценного формирования читательских умений у младших школьников используются определенные методы [2]:

-                методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.);

-                методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.);

-                метод игры и игрового тренинга – игра очень важный для детей вид деятельности, в ней они самовыражаются без внешнего побуждения (викторины, кроссворды, игровые программы и т.п.);

-                метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей;

-                методы состязательности – с этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы;

-                метод импровизации он выводит детей на практическую предприимчивость и привнесение своего творческого начала;

-                метод равноправного духовного контакта основан на равноправной совместной деятельности взрослых и детей.

Данные методы работы позволяют развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитывают грамотного читателя. В любое задание можно включить элементы творчества, соавторства. Для этого нужно использовать приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса:

1.               Словесное рисование, прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь, показать настроение при чтении;

2.               Подбор музыкального произведения к тексту, чтение на фоне музыки, работа над графическими иллюстрациями в роли художника («Если бы я был художником»);

3.               Конкурс на лучшего чтеца, когда класс выступает в роли жюри;

4.               Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;

5.               Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;

6.               Инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы, воспроизведение эпизода с составлением диалога между героями, интервью с главными героями.

Разумное применение музыки, предметов искусства и художественного слова влияют на понимание художественных произведений младшими школьниками и помогают более глубоко воспринимать слова автора. Интересные техники развивают эмоциональность и пробуждают художественный вкус [4].

В результате правильно выбранных методик дети начинают воспринимать не только сюжет произведения, но и композиционные особенности, и многие выразительные компоненты.

Рассмотрим рекомендации по организации восприятия художественного произведения младшими школьниками.

1.Первичное восприятие текста. Учитель читает текст в слух, в основном это используется в 1 и во 2 классах. В 3 и 4 классах увеличивается многообразие приемов: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение по цепочке; комбинированное чтение (учитель, ученики).

После первичного восприятия текста следует его проверка, то есть учитель выясняет общее понимание смысла произведения детьми и их эмоциональную реакцию на произведение. Беседа является самым удобным приемом. Во время беседы учитель может обратиться к детям с вопросами: - Понравилось ли вам произведение? Что запомнилось больше всего? Что показалось вам страшным в произведении?  Что вас насмешило в произведении? Переживали ли вы за героя?

По ответам учеников учитель оценивает качество понимания  произведения [5].

2. Работа над заголовком это важный этап на пути к пониманию художественного произведения.

Работу над заголовком можно производить как до, так и после прочтения произведения. Чем лучше проведен анализ заголовка, тем плодотворнее будет дальнейшая работа с произведением.

Если работа проводится до прочтения, то используется прием догадки, он очень полезен в развитии воображения. Этот прием может сработать по– разному, можно точно предугадать, о чем пойдет речь, а можно выйти на мысль совершенно непохожую на ту, о которой пойдет речь в произведении [3].

Если работа проводится после прочтения, то можно подтолкнуть ребенка к установлению связи между содержанием и заголовком.

Подобную работу нужно провести и с эпиграфом. Ее можно проводить также до и после прочтения текста. В большинстве своем эпиграфы очень краткие, но, тем не менее, они берут на себя огромный груз. Они вызывают различные мысли, наталкивающие читателя на главную мысль всего произведения.

Если произведение сложное по своей структуре, то эпиграф может присутствовать перед каждой главой. Это помогает читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.

3. Выделение главной мысли это основной результат  понимания произведения.       

Свидетельством недопонимания текста служит не выделенная или неверно выделенная главная мысль. Порою выразить словами мысль оказывается очень сложной задачей. Выражение мысли в словах далеко не всегда соответствует самой мысли: оно может быть и неполным, и неточным, и искаженным.

Восприятие художественного произведение требует от школьника не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта, который предполагает сформированность читательских умений и навыков восприятия.

В статье «Формирование системы читательских умений у младших школьников»,

Л.А. Сайранова перечисляет приемы формирования читательских умений [3].

1)              Приемы, направленные на формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении:

-                подбор синонимов и антонимов с целью осмысления оттенков значения авторского слова;

-                выделение поэтических средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики героя, его переживаний.

2)              Приемы, направленные на формирование умения воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем:

-                рисование иллюстраций к понравившимся эпизодам произведения;

-                словесное рисование;

-                работа с иллюстрациями;

-                инсценирование или драматизация отдельных эпизодов и всего произведения;

-                характеристика героя;

-                создание диафильмов;

-                портретные характеристики;

-                анализ пейзажных зарисовок и предметов окружающей обстановки с целью углубления представлений о персонаже.

3)              Приемы, направленные на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме:

-                инсценирование или драматизация отдельных эпизодов и всего произведения

-                предположение конца

-                составление плана произведения;

-                картинный план, установление последовательности иллюстраций при его составлении;

-                рисование диафильмов;

-                чтение по ролям, работа над выразительностью речи персонажа, анализ авторских ремарок;

-                чтение стихов наизусть.

4)              Приемы, направленные на формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи:

-                выборочное чтение;

-                словесное рисование;

-                инсценирование или драматизация отдельных эпизодов и всего произведения;

-                характеристика героя;

-                портретные характеристики;

-                описания поведения героев;

-                перечитывание и выборочный пересказ с целью выявления мотивов и последствий поступков, используя опорные слова;

-                сопоставление внутренних переживаний персонажа и его поступков;

-                анализ внешности героя, его мимики, жестов, с целью выявления внутреннего состояния и характера персонажа.

5)              Приемы, направленные на формирование умения видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения:

-                определение авторской позиции;

-                создание развернутой характеристики героя по определенному плану;

-                творческий пересказ от лица героя с целью выявления его характера и внутренних переживаний;

-                портретные характеристики

-                анализ поступков главных героев;

-                сопоставление эпизодов, авторского текста с намеренно         искаженными, с целью оправдания и понимания авторского выбора.

6)              Приемы, направленные на формирование умения осваивать художественную идею произведения:

-                определение своей позиции;

-                анализ поступков героев;

-                определение темы произведения, его основной мысли.

Курс литературного чтения предназначен для того, чтобы привести ребенка в мир художественной литературы, научить понимать художественное слово, развить и пополнить лексикон [3].

В настоящее время начальная школа работает по Федеральному государственному стандарту начального общего образования. Одна из самых важных целей, которая ставится перед учителем начальной школы это компетентное развитие чтения у младшего школьника. Это означает, что за четыре года обучения дети на первой ступени образования должны научиться осознавать себя как компетентных читателей, научиться обращаться к библиотеке как к средству самообразования. Дети младшего школьного возраста должны овладеть техникой чтения, методами чтения, научиться понимать идею художественного произведения.



Список литературы:

  1. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения [Текст] / Е. А. Бугрименко, Ц. А. Цукерман // Народный университет Педагогический факультет. – М. : Знание, 2017. – 99 с.
  2. Решетникова, С. В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / С. В. Решетникова // Журнал Начальная школа. – 2016, – №2. – С.61-64.
  3. Самыкина, С. В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796037 (дата обращения 13.10.2021).
  4. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: книга для учителя [Текст] / Н. Н. Светловская // 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2011. – 206 с.
  5. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пичеол // Практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М. : AcademiA, 2011. – 286 с.
  6. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека [Текст] / Г. Н. Сериков. – М. : Мнемозина, 2012. – 416 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: