» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Жукова Яна Алексеевна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с ДЦП, посредством игры

Статья просмотрена: 232 раз
Дата публикации: 16.10.2021

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП, ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Жукова Яна Алексеевна

воспитатель

МБОУ «Общеобразовательная школа №100», г. Кемерово

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ДЦП посредством игр.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, младшие школьники, игровая деятельность, коммуникативные навыки, общение детей с ДЦП.

 

На сегодняшний день развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, в связи с тем, что большинство детей с таким диагнозом посещают не специализированные средние школы, в которых адаптация к образовательному учреждению происходит тяжелее, чем у других детей, не имеющих ограниченные возможности по здоровью. Однако вид образовательного учреждения, в котором происходит адаптация детей младшего школьного возраста к школе не является противопоказанием к развитию коммуникативных навыков у детей с ДЦП, а напротив, любой ребенок имеет право на развитие навыков общения.

Коммуникативные навыки – это умения человека взаимодействовать с окружающими людьми, понимать и объясняться, избегать конфликтных ситуаций, а также вступать в близкие дружеские длительные отношения. Коммуникативные навыки включают в себя средства вербальной и невербальной коммуникации (Рис.1)

Рисунок 1 – Коммуникативные навыки

Принимая во внимание вышесказанное, следует учитывать психологические и физические имеющие особенности детей с ДЦП, как правило, у большинства детей, кроме физических недугов, сильно занижена самооценка, уверенность в себе и навыки общения отсутствуют, а также имеются речевые дефекты и отклонения, что негативно влияет на способности к построению межличностных отношений в обществе. В связи с этим коммуникативные навыки детей требуют особого внимания у педагогов и родителей детей с ДЦП.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, предусматривается школьными программами в образовательных учреждениях. Например, в программе личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования» (1–4 классы) Прончатовой Е. Г. [2, с. 13] отмечается: «игровая деятельность дает уникальную возможность для содержательного и неформального общения детей между собой».

Игра для детей младшего школьного возраста еще является преобладающим видом деятельности, который им наиболее привычен и интересен. Поэтому у детей с ДЦП в младшем школьном возрасте игровая деятельность в развитии коммуникативных навыков должна занимать главное место.

При реализации программы Прончатова Е. Г. уделяет особое внимание творческому подходу к организации игровой деятельности с учетом потребностей учащихся и сложившихся условий, предлагает сочетать проблемно-ценностное общение с досуговым общением. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, средствами игр, обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Для развития коммуникативных навыков у младших школьников целесообразно применять игры, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Виды коммуникативных игр для детей младшего школьного возраста

Кроме игр, направленных на формирование коммуникативных навыков, с детьми необходимо проводить игры, направленные на развитие речи, как вербальной, так и невербальной. К таким играм можно отнести следующие игры:

-          формирование звукопроизношения отдельных звуков;

-          дыхательные разминки;

-          игры на развитие мелкой моторики;

-          мимические игры и т.п.

Игры с детьми младшего школьного возраста с «диагнозом детский церебральный паралич» развивают и закрепляют навыки общения со сверстниками и взрослыми, что способствует успешной адаптации к условиям школы и общей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Таким образом, игры имеют важное место в обучении и воспитании детей с ДЦП. Трудности, связанные с общением, выражением своих мыслей и эмоций, уверенностью в себе и своих возможностях, оказывающие негативное влияние на социализацию детей, возможно преодолеть средствами игровой деятельности, организованной и направленной на решение поставленных задач.



Список литературы:

  1. Прончатова Е.Г. Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Прончатова Е.Г. – с.Тоцкое Второе. – 2019г.
  2. Жирных М.А. Особенности развития общения у детей с ДЦП // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/01/25509 (дата обращения: 30.09.2021).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: