» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021

Автор: Долгих Александра Евгеньевна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Состав и структура доходов бюджета субъекта РФ (на примере Свердловской области)

Статья просмотрена: 911 раз
Дата публикации: 12.11.2021

УДК 332.14: 338.2

СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ

(НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Долгих Александра Евгеньевна

магистрант, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления

 научный руководитель: Антипин Иван Александрович

заведующий кафедрой региональной, муниципальной экономики и управления, к.э.н., доцент Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье проведена оценка состава и структуры доходов бюджета Свердловской области на основании анализа его доходной части, в том числе динамики доходов областного бюджета в разрезе поступлений. Выявлено, что региональному бюджету, как центральному инструменту аккумуляции средств и их расходования на нужды субъекта РФ, отводится системообразующая роль в достижении ориентиров высокого уровня социально-экономического развития Свердловской области.

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, Свердловская область, доходы бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы.

 

Бюджет Свердловской области – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Свердловской области.

Целью социально-экономического развития Свердловской области является обеспечение благополучия населения, основанное на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении.

На основании данных Свердловскстата о показателях социально-экономического развития региона за 2015-2019 гг. стоит отметить, что экономика Свердловской области имеет положительную динамику. Соответственно, можно говорить об укреплении экономического потенциала территории.

Далее в таблице 1 представлен анализ динамики изменения доходной части бюджета Свердловской области за 2015-2019 гг.

В 2019 г. сумма средств, поступившая в областной бюджет по налоговым и неналоговым доходам, составила 225,7 млрд. руб. или 147,4% к годовым значениям 2015 г. За анализируемый период наблюдается ежегодный рост налоговых и неналоговых доходов: в 2016 г. +18,6 млрд. руб. (+12,1%), в 2017 г. +22,8 млрд. руб. (+13,2%), в 2018 г. + 28,9 млрд. руб. (+14,8%), в 2019 г. +2,3 млрд. руб. (+1%). Свердловской область по объему налоговых и неналоговых доходов  бюджета  стабильно  входит  в  первую десятку субъектов РФ. По итогам

Таблица 1 – Анализ доходной части областного бюджета Свердловской области за 2015-2019 гг., млрд. руб.[1]

Вид доходов

2015

(отчет)

2016

(отчет)

2017

(отчет)

2018

(отчет)

2019

(оценка)

Изменение показателей   в 2019 г. по сравнению с 2015г.

Абсолютное изменение, млрд. руб.

Темп

роста, %

Налоговые и неналоговые доходы

153,1

171,7

194,5

223,4

225,7

72,6

147,4

Налог на прибыль организаций

45,6

56,5

68,6

85,6

95,1

49,5

208,6

НДФЛ

57

58,6

63,1

70,3

73,1

16,1

128,2

Акцизы

13,3

17

15,6

17

16,8

3,5

126,3

Налог на имущество организаций

21,7

24,4

27,7

30,4

21,7

0

100,0

Налог, взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

7,6

7,2

9

11

10

2,4

131,6

Транспортный налог

2,2

2,1

2,4

2,5

2,4

0,2

109,1

Налог на добычу полезных ископаемых

0,1

0,1

1,2

1,6

1,7

1,6

1700,0

Прочие налоговые доходы

0,7

0,7

0,9

0,7

0,7

0

100,0

Неналоговые доходы

3,9

3,8

6

4,3

4,2

0,3

107,7

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

0,3

0,3

0,4

0,4

0,3

0

100,0

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,6

0,8

0,7

0,6

0,6

0

100,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2,3

1,9

2,3

2,7

2,8

0,5

121,7

Остальные неналоговые доходы

0,7

0,8

2,6

0,6

0,5

-0,2

71,4

Безвозмездные поступления

23

22,9

18,5

26,1

23,9

0,9

103,9

дотации

3,1

2

1,7

6,8

0,4

-2,7

12,9

субсидии

4,6

4,2

4,9

5,7

10

5,4

217,4

субвенции

7,9

8,3

8,2

8,3

9,5

1,6

120,3

Итого доходов

176,1

194,6

213

229,4

249,6

73,5

141,7

 

2019 г. Свердловская область занимает 6 место, опередив по темпам роста доходов сопоставимые с областью регионы. В результате за 2015-2019 гг. средний темп роста доходов бюджета Свердловской области обгонял средний темп роста доходов регионов РФ (46%) на 1,4%. Увеличение размера налоговых поступлений в бюджете Свердловской обуславливает увеличение зависимости бюджета региона от налоговых поступлений.

Сумма по неналоговым доходам в 2019 г. составила 4,2 млрд. руб. что выше значения 2015 г. на 0,3 млрд. руб. или на 7,7%.

Безвозмездные поступления в 2019 г. по сравнению с 2015 г. увеличились на 0,9 млрд. руб. или на 3,9%.

Динамику доходов областного бюджета в разрезе поступлений представим на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика доходов бюджета Свердловской области

в 2015-2019 гг., млрд. руб.[2]

Доходы областного бюджета в 2015 г. составили 176,1 млрд. руб., процент их исполнения – 101,2 %. Налоговые и неналоговые доходы составили 153,1 млрд. руб., процент их исполнения – 101,4%. Безвозмездные поступления составили 23,0 млрд. руб., процент их исполнения – 100,3%.

В 2019 г. доходы составили 249,6 млрд. руб., процент их исполнения – 101,9%, процент роста к предыдущему году – 8,8%. Налоговые и неналоговые доходы составили 225,7 млрд. руб., процент их исполнения – 102,2%, процент роста к предыдущему году – 1 %. Безвозмездные поступления составили 23,9 млрд. руб., процент их исполнения – 99,7%, процент роста к предыдущему году – 99,5%.

На рисунке 3 изображена структура доходов бюджета Свердловской области в период с 2015 по 2019 гг.

Рисунок 3 – Структура доходов бюджета Свердловской области

в 2015 г. и 2019 г., % [3]

Основная часть доходов бюджета – налоги, удельный вес которых вырос с 85% до 89%, безвозмездные поступления сократились с 13% до 9% и лишь 2% всех бюджетных поступлений – неналоговые доходы.

Рассматривая динамику налоговых и неналоговых доходов бюджета Свердловской области за 2015-2019 гг., можно сделать вывод, что поступления в областной бюджет налоговых и неналоговых доходов с каждым годом увеличиваются.

Основными доходными источниками налоговых поступлений от общей суммы всех налоговых доходов областного бюджета являются:

-                налог на прибыль организаций (42,9%);

-                налог на доходы физических лиц (33%);

-                налог на имущество организаций (9,8%);

-                акцизы (7,6%);

-                налог, взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (4,5%) и т.д.

Безвозмездные поступления в общей сумме доходов в 2015 г. составляют 13%, в 2019 г. – 9%. Из них: 8,3 млрд. руб. – субвенции (34%), 5,7 млрд. руб. – субсидии (23%), 3,7 млрд. руб. – иные межбюджетные поступления (15%), 6,8 млрд. руб. – дотации (28%).

Незначительную долю в общей сумме составляют: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (0,15%), платежи при использовании природными ресурсами (0,32%), штрафы, санкции, возмещение ущерба (1,34%), прочие неналоговые доходы (0,004%).

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

-                Свердловская область занимает лидирующие позиции по объему промышленного производства не только в пределах федерального округа, но и на уровне РФ, что отражается в достаточно высоких экономических показателях;

-                сумма доходов бюджета Свердловской области в 2019 году по сравнению с 2015 годом возросла на 73,5 млрд. руб., т.е. на 41,7%;

-                основной частью доходов бюджета региона являются налоги, удельный вес которых увеличился с 85% до 89%, безвозмездные поступления сократились с 13% до 9% и лишь 2% всех бюджетных поступлений составляют неналоговые доходы.

Таким образом, системообразующая роль в достижении ориентиров высокого уровня социально-экономического развития Свердловской области отводится региональному бюджету, как центральному инструменту аккумуляции средств и их расходования на нужды субъекта РФ.



Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 03.12.2014 г. N 111-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Об областном бюджете на 2016 год [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 03.12.2015 г. N 138-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 19.12.2016 г. N 131-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: закон Свердловской области от 07.12.2017 г. N 121-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 06.12.2018 г. N 144-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru.


[1] Составлено автором по: [3,4,5,6].

[2] Составлено автором по: [1, ст. 10]

[3] Составлено автором по: [1, ст. 10]



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: