» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022
Автор: Зверкова Елизавета Сергеевна, магистрант
Рубрика: Политология
Название статьи: перспективы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании (на примере городского округа Верхняя Пышма)
Дата публикации: 12.02.2022
УДК 338.2: 796
ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХНЯЯ ПЫШМА)
Зверкова Елизавета Сергеевна
магистрант, кафедра региональной, муниципальной
экономики и управления
научный руководитель: Антипин Иван Александрович
к.э.н.,
доцент. Заведующий кафедрой Региональной, муниципальной экономики и управления
Уральский государственный экономический
университет, г. Екатеринбург
Аннотация. В статье рассмотрены перспективные пути и
направления развития физической культуры и спорта городского округа Верхняя Пышма, которые поспособствуют повышению экономической
рентабельности этой сферы, раскрытию ее социального потенциала, а также
приведет к увеличению численности населения, занимающихся
физической активностью.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, городской округ,
Верхняя Пышма, муниципальное образование, развитие,
управление, направление.
Стратегия
социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма
на период до 2035 года представляет собой научно обоснованный документ
стратегического планирования, определяющий целевые ориентиры, приоритеты и
возможности долгосрочного развития городского округа в рамках задач
социально-экономического развития Свердловской области и Российской Федерации.
Основной целью Стратегии выступает повышение качества жизни населения в
условиях устойчивого развития экономического и социального потенциала
городского округа [3].
В настоящее время роль физкультуры и
спорта приобретает все большее значение в современном обществе. Навыки и
знания, получаемые при ведении активной физической деятельности, напрямую влияют
на благосостояние населения, улучшают физическое и психологическое состояние
человека. Места, отведенные для занятий различными видами физической и
спортивной культуры, способствуют развитию отношений между различными
социальными (возрастными, национальными, профессиональными) группами, а также
объединению их в локальные сообщества как основного элемента гражданского
общества. Массовый спорт становится необходимой средой для возникновения и
развития всевозможных коммуникационных связей внутри города. В результате
формирование специализированной и доступной физкультурно-спортивной
инфраструктуры становится необходимым.
В
городском округе Верхняя Пышма
активно развивают массовую физическую культуру и спорт, но также особое
внимание уделяется развитию детско-юношеского спорта, спорта высших достижений,
формированию и подготовке спортивного резерва. Создание условий для привлечения
населения к занятиям физической культурой и спортом - является важнейшей
задачей органов местного самоуправления в области физической культуры и
спорта.
Одним из стратегических направлений
является формирование здорового образа жизни населения. Цель сформировать
межмуниципальный центр спортивных услуг и здравоохранения [3].
Начиная
с 2004 года в городском округе начался процесс сокращения
показателя смертности, сопровождающийся одновременным увеличением рождаемости.
На текущий момент ожидаемая продолжительность жизни в городском округе выше,
чем в среднем по Свердловской области, и есть все необходимые предпосылки для ее
дальнейшего увеличения. Реконструкция объектов здравоохранения городского
округа, продолжающаяся в настоящее время, позволит использовать мощности
имеющейся Верхнепышминской ЦГБ для оказания услуг населению как самого городского округа, так и сторонних муниципалитетов.
[3]
Природно-климатические
особенности территории определяют приоритет для развития преимущественно зимних
видов спорта, а также видов спорта, материально-техническую базу которых
составляют крытые спортивные сооружения.
В
последние годы в городском округе наметилась тенденция опережающего
строительства спортивных объектов различного профиля и проведения соревнований
областного и российского уровней.Количественный
и качественный рост спортивной инфраструктуры привел к увеличению доли населения,
занимающегося спортом. За последние 5 лет рост количества спортивных сооружений
происходил в основном за счет плоскостных объектов. Их количество увеличилось с 45 до 51. Во
многом благодаря развитию спортивной инфраструктуры за последние пять лет доля
населения, систематически занимающегося спортом, удвоилась и составляет 43%.[3]
Планируемое размещение объектов
регионального значения на территории городского округа позволит значительно
увеличить преимущества городского округа как в
подготовке собственных спортсменов, так и в увеличении доли граждан,
систематически занимающихся спортом. Основные плановые показатели указаны в
таблице 1. [3]
Таблица 1 - Основные показатели
Наименование показателя |
Единица измерения |
Год |
Фактическое значение |
Прогноз |
||
Год |
Базовый (целевой) сценарий |
Инерционный сценарий |
||||
Ожидаемая продолжительность жизни |
Лет |
2016 |
71,33 |
2035 |
74,0 |
73,3 |
Доля населения, систематически занимающегося
физкультурой и спортом |
% |
2016 |
32 |
2035 |
55 |
35 |
Количество медалей международного и
всероссийского уровней |
Единицы |
2016 |
27 |
2035 |
35 |
32 |
Анализ основных тенденций в
социально-экономическом развитии городского округа позволил определить основные
сильные и слабые стороны городского округа, а также угрозы и возможности
развития физической культуры и спорта в муниципалитете, представленные в виде
SWOT-анализа (таблица 2).
Таблица 2 – SWOT-анализ
Сильные стороны (конкурентные преимущества) |
Слабые стороны (сдерживающие факторы) |
1.
хорошо
развивающаяся и функционирующая сеть организаций физической культуры и
спорта, новые построенные
сооружения и дворцы спорта. 2.
близость к
региональному центру. 3.
высокая
инвестиционная активность предприятий и городской власти. 4.
хорошо
налажена работа по взаимодействию с молодежью. |
1.
существующая
материально-техническая база не отвечает в полной мере задача м обеспечения физкультурно-спортивной отрасли. 2.
отсутствие
цифровой трансформация системы управления отраслью. 3.
ограниченность
трудовых ресурсов. 4.
сложности с
привлечением высококвалифицированных специалистов в бюджетную сферу. 5.
ограничения
для территориального расширения города. 6.
слабый
медицинский контроль в процессе занятий физической культурой и спортом 7.
низкое
научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов. |
Возможности |
Угрозы |
1.
условия для
проведения спортивных мероприятий регионального, мирового уровня. 2.
эффективная
система подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва. 3.
возможность
задействовать территории поселков для развития экономического потенциала. 4.
высокий
потенциал в развитии спортивного туризма. 8.
расширение
объема и качества предоставления физкультурно-оздоровительных и спортивных
услуг населению. |
9.
1. отток молодежи. 10.
2. более
высокий уровень заработной платы в соседних муниципалитетах, отток квалифицированных
кадров, нарастание процессов маятниковой миграции. 11.
3. снижение
продолжительности жизни населения. 12.
4. рост
негативных явлений в молодежной среде. 13.
5. миграция
спортсменов в более развитые и крупные города. |
Таким образом можно
предложить, что необходимо развивать следующие направления, влияющие на
развитие физической культуры и спорта в городском округе Верхняя Пышма:
— цифровая трансформация системы управления
отраслью;
— развитие системы подготовки спортивного
резерва и спорта высших достижений;
— развитие кадрового потенциала физической
культуры, спорта и спортивной медицины;
— развитие научного обеспечения физической
культуры, спорта и спортивной медицины;
— пересмотр содержания работы с людьми с
ограниченными возможностями здоровья, пенсионного возраста и инвалидами;
— повышение уровня материально-технического
обеспечения;
— улучшение организации
агитационно-пропагандистской деятельности и широкое привлечение СМИ.
Реализация предложенных
мероприятий предполагает тесное сотрудничество органов управления с
общественными организациями.
Ожидаемые результаты от
выполнения данных мероприятий:
– рост доли населения,
систематически занимающегося спортом, что повлияет на увеличение
продолжительности жизни и позволит повысить возраст экономически активного
населения;
– удержание молодежи на
территории ГО за счет создания качественной спортивной инфраструктуры позволяет
увеличить численность трудоспособного населения;
– привлечение
туристов на территорию ГО оказывает положительное влияние на развитие малого
бизнеса;
– увеличение числа медалей
региональных, всероссийских и международных соревнований, полученных
спортсменами городского округа;
– проведение
чемпионатов международного и российского уровней позволит повысить узнаваемость
бренда городского округа.
Таким образом, данные
мероприятия имеют не только экономическую выгоду, но и социальный эффект. Их
реализация позволит повысить эффективность управления физической культурой и
спортом в городском округе Верхняя Пышма, сохранить
наметившиеся положительные тенденции в этой отрасли. Для увеличения ожидаемой продолжительности жизни
населения городского округа, поддержания активного образа жизни жителей, а
также продвижения имиджа городского округа как центра спортивных достижений
необходимо продолжить создавать условия для систематических занятий спортом
различных категорий граждан. Реализация этих изменений возможна через создание
современной спортивной инфраструктуры, а также внедрение системы подготовки
профессиональных спортсменов по приоритетным видам спорта. Успешное решение
поставленных задач повысит качество жизни населения городского округа за счет
роста доли жителей, систематически занимающихся спортом и ведущих здоровый
образ жизни, а также позволит увеличить число побед на спортивных соревнованиях
различного уровня.
Список литературы:
- Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года. [Электронный ресурс]:Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р- Доступ из информационно-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/
- Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 25.12.2019 №1001. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Стратегия социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Утверждена Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 21 декабря 2018 года N 6/3- Доступ с официального сайта администрации городского округа Верхняя Пышма. – Режим доступа: https://movp.ru/site/item?id=846
- Муниципальная программа «Развитие социальной сферы в городском округе Верхняя Пышма до 2024 года». [Электронный ресурс]: Постановление администрация городского округа Верхняя Пышма от 19 апреля 2019 года N 481- Доступ из электронного фонда правовых и нормативно-технических документов. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/553275590
Комментарии: