» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022

Автор: Пономарев Дмитрий Алексеевич, учитель физической культуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие положительной мотивации и творчества посредством подвижных и спортивных игр

Статья просмотрена: 140 раз
Дата публикации: 02.02.2022

УДК. 13.00.02

РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР

Пономарев Дмитрий Алексеевич

учитель физической культуры, первая квалификационная категория

Носков Игорь Сергеевич

учитель физической культуры, первая квалификационная категория

МБОУ СОШ №40, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные усилия учителей физической культуры  по развитию мотивации к занятиям физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется изучению мотивации к занятиям физкультурой и спортом, а также формированию всесторонней физической подготовленности. В статье перечислены причины понижения двигательной активности у подрастающего поколения.

Ключевые слова: физическое развитие, положительная мотивация, интерес, стимул, игра, двигательная активность, творческая деятельность.

 

«Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»

Иоганн Ф.Шиллер, немецкий поэт.

В настоящее время наблюдается спад интереса к занятиям физкультуры в старших классах, исходя из объективных и субъективных факторов.

Движение для ребенка - это естественное состояние, средство познания мира, физическое развитие. Школа создает необходимые условия для физического развития растущего детского организма. Мы понимаем, что нельзя насильно заставить школьника заниматься какой-либо двигательной деятельностью, а тем более заботиться о своем здоровье. Нужны определенные стимулы, мотивы [1].

Мотивация рассматривается многими исследователями как регулятор деятельности человека, которая, в свою очередь, предполагает в себе самой систему значимости для человека. В практике  работы учителей физической культуры большее внимание уделяется повышению уровня двигательной подготовленности и меньше, а иногда, как отмечается в печати, совсем утрачена образовательная и воспитательная направленность занятий физкультурой.

Воспитание мотивации учения осуществляется в основном в процессе изучения учебных предметов, о чем свидетельствуют многие исследования (В.И. Антипова, Е.В. Бондаревская, И.О. Близнецова, В.С. Ильин и др.). Специфика процесса воспитания мотивации учения определяется здесь тем или иным предметом или циклом учебных предметов. Учитель использует в данном случае  содержание обучения, методы,  требования к учащимся, воздействие коллектива на учащихся и др.

Под «мотивами», как утверждают Зуев В.Н., Сулейманов И.И.(1997г.) и Зигерт В., Ланг Л.(1990г.) мы понимаем активные движущие силы, определяющие поведение живых существ [1]. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее. Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотивы поведения. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью. Мотивы могут находиться в определенном соотношении друг с другом по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. К. Д. Ушинский высоко ценил игру как выражение самодеятельности и творчества ребенка. П. Ф. Лесгафт широко пропагандировал ее в качестве средства физического воспитания.

Исследования в области физической культуры школьников показывают, что у подрастающего поколения настоящего времени значительно понижен двигательный режим.

Это обусловлено [3]:

1)        создавшимися условиями жизни, характером самообслуживания и способом передвижения;

2)        необходимостью усвоения большого объёма знаний;

3)        увеличением времени на восприятие возросшего количества информации.

В связи с этим задача привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом становится более актуальной. Решение этого вопроса возможно при условии изучения интереса школьников к урокам физической культуры.

Предполагается, что знание особенностей формирования положительных мотивов и использование игровых средств позволит сформировать у школьников устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом. Важно не погасить в учащихся стремление к двигательной активности [1].

Основные усилия учителей физической культуры направлены на решение задач уроков, но при этом без должного внимания остаётся реализация задач, связанных с формированием долговременного, устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в последующие периоды жизни. Важным условием воспитания интереса к физической культуре является разнообразие, постоянное изменение и совершенствование форм и методов работы с целью усиления творческой деятельности учащихся [3].

Когда школьник видит свой рост, имеет основания поверить в свои силы, пережить радость успеха, его интерес к занятиям заметно возрастает, и он охотно занимается физическими упражнениями дома, а при соответствующих условиях посещает секцию. Внеклассная работа идёт в тесном контакте с уроками, обеспечивая «живой интерес» учащихся к физической культуре и к своему физическому совершенствованию.

Улучшение физической подготовленности общества, особенно детей, возможно только при условии, что физическая культура и спорт прочно войдут в повседневную жизнь всех слоёв населения. Одним из путей такого улучшения - формирование у занимающихся постоянного положительного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, насколько занимающиеся будут заинтересованы и удовлетворены этими занятиями. Известно, что интерес есть частное проявление мотива. Успех любой человеческой деятельности во многом зависит от желания, стремления, интереса и потребности в деятельности, т. е. от наличия положительных мотивов.

Поэтому изучение мотивации к занятиям физкультурой и спортом – это не только социальная и психологическая проблема, но и педагогическая, проблема теории и практики физического воспитания, имеющая прямое отношение к реализации в процессе обучения принципов сознательности и активности. Изучение закономерностей возникновения у занимающихся мотивации к занятиям физической культурой и спортом, знание факторов, способствующих повышению мотивации, не только помогает создать у занимающихся сознательное отношение к самим занятиям, но и увеличивает их активность во время занятий физическими упражнениями. Занятия физкультурой и спортом должны способствовать воспитанию и развитию специальных физических качеств человека, являться необходимым средством активного отдыха, способствовать повышению, в дальнейшем, производительности труда [1].

Доказано, что школьники проявляют большую двигательную активность в играх. Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Всё это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.       В процессе игры применяются физические нагрузки, имеющие серьезное тренирующее значение.

Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

А. С. Макаренко показал, что игра должна пронизывать жизнь детей даже в старшем возрасте: игры спортивные, подвижные игры, обычно проводимые в виде соревнований. К таким играм  относятся: волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол, хоккей и т. д. Игры спортивные преимущественно являются играми командными, личные соревнования бывают только в теннисе и городках. Характеризуются большим разнообразием движений, выполняемых в различных сочетаниях, высокой  интенсивностью мышечной деятельности непрерывно меняющимися условиями игры, требующими от участников инициативы и находчивости в решении возникающих в игре задач, коллективными действиями, подчиненными общим интересам команды, высокой эмоциональностью.

Социологи считают, что спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Экран телевизора всё чаще дарит нам фрагменты ребячьих сражений, где главное оружие – подвижные игры. Соревнуются школы, спортивные семьи, пионерские лагеря и дворовые команды. По накалу борьбы на площадках, всплескам эмоций на трибунах, духу честного соперничества эти маленькие поединки едва ли уступают масштабным соревнованиям взрослых.

     Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки, техники, спорта ставит перед учителями задачу еще более активно использовать игру для воспитания коллективных начал, физических и нравственных качеств подрастающего поколения [4].

 Педагогический опыт свидетельствует, что при работе с классом в условиях урока необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью использовать реальные возможности  фронтальных методов воздействия на учащихся для целенаправленного воспитания у них внутренних положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начинать можно с применения игровых комплексов, которые каждый учитель может составить самостоятельно. Игровые комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в парах. Игровые комплексы могут составить содержание целого урока. Можно применить их только в конкретной части урока в зависимости от поставленных задач, например, в разминке «Пятнашки», «У медведя во бору» или упражнения соревновательного характера в парах «Тяни – толкай», «Фламинго». При правильной  организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной  активности и инициативы [2].

Таким образом, благодаря высокой эмоциональности, спортивные и подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания школьников, формируют положительную мотивацию и творчество у детей, а также служат воспитанию у детей честности, чувства товарищества, умению поступиться личными стремлениями для общей пользы коллектива.



Список литературы:

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности - М.: Просвещение ,2016- 375с.
  2. Коротко И.М. Подвижные игры во дворе. - М.,2017.
  3. Лопуга Е.В. Сопряжённое психофизическое развитие школьников средствами физической культуре: учебно - методическое пособие.- Барнаул: АКИПКРО, 2017.-80с
  4. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2019-256с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: