» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022

Автор: Школенко Александр Юрьевич, Студент 2 курса магистратуры
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: 14-й пятилетний план народно-экономического и социального развития Китайской Народной Республики и его особенности

Статья просмотрена: 242 раз
Дата публикации: 05.02.2022

УДК 338.26

14-Й ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН НАРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Школенко Александр Юрьевич

студент 2 курса магистратуры

кафедра электромеханики, факультет авионики, энергетики и инфокоммуникаций,

Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье кратко рассмотрен принцип построения
14-го пятилетнего плана народно-экономического и социального развития
(далее – План) Китайской Народной Республики (КНР), его особенности и отличия от предыдущих выпущенных аналогичных планов развития. Также описана новая концепция построения пятилетних планов, её влияние на экономическую трансформацию КНР.

Ключевые слова: Китай; пятилетний план; плановые параметры; экономика; инновации; двойная циркуляция; новая концепция.

 

Пятилетний план народно-экономического и социального
развития КНР

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является высшим законодательным органом (парламентом) КНР, согласно Конституции
КНР. В состав ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.

Состав ВСНП голосует за политический документ под названием «Резюме», или «Основное содержание» плана предстоящих пяти лет (2021–2025 гг.), а также долгосрочных перспектив до 2035 года.

Полные версии пятилетних планов становятся доступными спустя некоторое время после завершения соответствующей сессии ВСНП, однако, как правило, для оценки внешнеэкономического курса КНР используются их сокращенные версии, публикуемые во время сессии. Именно за них голосуют депутаты ВСНП.

Пятилетние планы представляют собой серию инициатив в области социального и экономического развития, выдвинутых Коммунистической партией Китая (КПК), начиная с 1953 года в КНР. Данные документы, посвященные предыдущим пятилеткам, были больше по объему и детализации плановых показателей, что будет показано на примерах ниже.

Представление данных о достигнутых параметрах и плановых параметрах 13-го и 14-го пятилетних планов развития КНР, их отличия

Рассмотрим 13-й пятилетний план (2016–2020 гг.) народно-экономического и социального развития КНР [3].

По умолчанию, каждый пятилетний план содержит 2 основных таблицы с параметрами. Первая таблица имеет название «Достижение основных показателей 12-й пятилетки», то есть она носит характер достигнутых показателей за прошлый пятилетний план. Она представлена на рисунке 1, взятом из 1 главы 13 пятилетнего плана.

Рисунок 1 – Достижение основных показателей 12-й пятилетки

В отчетной таблице рисунка 1 представлены 24 основных параметра, значения которых были достигнуты в ходе выполнения 12-го пятилетнего плана. Данная таблица указывается в начале 13-го пятилетнего плана. Также стоит отметить, что некоторые параметры имеют и вспомогательные параметры. Перечислим основные параметры данной таблицы, выделенные жирным шрифтом, в левой части рисунка 1. Перечисление идет сверху вниз: экономическое развитие; научно-техническое образование; ресурсы и окружающая среда; жизнь населения.

Вторая таблица имеет название «Основные показатели экономического и социального развития за период 13-й пятилетки». Показатели данной таблицы достигали своих требуемых планок по мере прохождения 13-й пятилетки. Рисунок взят из 3 главы 13-го пятилетнего плана, представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Основные показатели экономического и социального развития за период 13-й пятилетки

В отчетном рисунке 2 представлены 25 основных параметров, значения которых планировалось достичь в ходе выполнения 13-го пятилетнего плана, ныне пройденного. Некоторые параметры также имеют и вспомогательные параметры. Перечислим основные параметры данного рисунка, выделенные жирным шрифтом, в левой части рисунка 2. Перечисление идет сверху вниз: экономическое развитие; инновационный подход; благосостояние населения; ресурсы и окружающая среда.

Для всех показателей даются начальные и конечные точки, а также среднегодовые темпы прироста.

Теперь рассмотрим, как вышеописанные параметры представлены в новом Плане. Представлены они одним рисунком, взятым из 2 раздела, главы 3 Плана, в количестве 20 параметров, но уже без подразделения на другие параметры. Данные представлены на рисунке 3 [4].

Рисунок 3 – Основные показатели планируемого экономического и социального развития за период 14-й пятилетки (2021–2025 гг.)

Переведенная версия данного рисунка представлена на рисунке 4 [1, с.7].

Рисунок 4 – Основные русскоязычные показатели планируемого социально-экономического развития КНР за период 14-й пятилетки (2021–2025 гг.)

Исходя из таблицы, видно, что некоторые строки, к примеру параметр ячейки «Инновации», столбца «Показатель»: «Рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы %» (НИОКР), выраженный в процентах, для 2020 и 2025 года не задан. Указана только конечная планка, которую требуется достигать каждый год, а именно более 7%. Указано и то, что этот рост должен стремиться к значению, больше, чем значение данного параметра в прошлую пятилетку. То есть, общедоступный План не берет на себя ответственность предположить, какой рост данного параметра и других параметров будет в будущем.

Но, с другой стороны, это не значит, что подобные показатели не рассчитываются. Возможно, китайское руководство избегает декларировать их на политическом уровне с учетом растущей неопределенности в мировой и китайской экономике [1, с.4]. Одной из очевидных причин является эпидемия COVID-19, которая показала большое влияние как на экономическую обстановку, так и на политическую.

Помимо параметров об экономическом развитии, инновациях и благосостоянии населения появляются отдельные параметры по экологии и безопасности. Безопасность, а также экология в нынешнем Плане теперь рассматриваются намного глубже.

Особенности нового Плана

·                 Просматривается существенное уменьшение плановых показателей;

·                 Общая детализация данных в плановых основных таблицах уменьшилась;

·                 Ключевые экономические показатели теперь будут утверждаться ежегодно;

·                 Сделан акцент на окружающей среде, инвестициях в НИОКР (задана стабильная планка, более 7% прироста в год), безопасности (производство зерна и энергии).

В Плане развития учтена международная обстановка, её повышающаяся напряженность. Нестабильность и неопределенность международной обстановки, по мнению КНР, значительно возросли к началу принятия нового пятилетнего плана на 2021–2025 гг. Так же сказано про спад развития мировой экономики из-за эпидемии COVID-19. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что совершился переход к новой концепции разработки нынешнего Плана и, возможно, последующих, о чем и сказано во 2 главе Плана.

Новая концепция развития 14-го пятилетнего плана

В основу концепции развития 14-й пятилетки легла стратегия «двойной циркуляции». Она подразумевает развитие с опорой на внутренние источники роста («внутренняя циркуляция») при вспомогательной, но все же существенной, роли международного сотрудничества («внешняя циркуляция»). Концепция впервые была озвучена 14 мая 2020 г. в ходе заседания Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК), на котором Си Цзиньпин заявил о «необходимости использовать пре­имущества огромного внутреннего рынка Китая и потенциала его внутреннего спроса для установления новых форматов развития — внутренней и международной двойной циркуляции, которые дополняли бы друг друга». Вкратце это означает, что новая модель экономического развития Китая будет фокусироваться на увеличении внутреннего потребления при одновременной ориентации на привлечение зарубежных инвестиций и стабилизацию международной торговли. В долгосрочной перспективе данная стратегия нацелена на устранение зависимости китайской экономики от зарубежных рынков и технологий [2, с.245].

Главной задачей ставится экономические развитие за счет стимулирования внутреннего спроса. Для выполнения этой задачи формулируются следующие цели:

·                 Выстраивание более эффективных связей между экономическими агентами внутри страны, в том числе связей добывающей и перерабатывающей отраслей, а также укрепление цепочек поставок;

·                 Максимальное использование внутренних сравнительных преимуществ для укрепления торговли с внешним миром, при условии поддержания выгодного Китаю торгового баланса;

·                 Усиление фундаментальной роли потребления, продвижение потребления высококачественных и экологически безопасных товаров и услуг, развитие новых технологий, способных снижать транзакционные издержки, в том числе с помощью повышения эффективности онлайн-торговли;

·                 Расширение инвестиционного пространства и реализация новых инфраструктурных проектов как с помощью привлечения иностранных инвестиций, так и с помощью максимально эффективного задействования стимулирующей роли внутренних государственных инвестиций [1, с.10].

Директор Института экономики Китайской академии общественных наук (КАОН) Хуан Цюньхуэй отметил, что особенно важным станет внутреннее производство и потребление в высокотехнологичных отраслях, которые способствуют повышению качества труда и капитала, как факторов производства, поэтому необходимо сосредоточиться на образовании в сфере высоких технологий [5].

Инновации нового Плана как один из главных источников занятия лидерства в мировой экономике

Китай близок к лидерству в различных секторах современных технологий, в том числе и в технологиях искусственного интеллекта (ИИ) – по заявлению Соединенных Штатов Америки (США) [6]. Китай опережает Европейский Союз в области искусственного интеллекта и, похоже, быстро сокращает разрыв между собой и США. У Китая на вооружении имеется огромный объем информации, протекающий как внутри страны, так и за рубежом. Он значительно больше, чем у Европейского Союза и США, что важно, потому что для многих современных систем ИИ, в качестве метода точного обучения, компании–разработчики используют большие наборы данных.

Основной список технологических приоритетов в нынешнем Плане сведен в единую таблицу, которая значительно превышает аналогичные таблицы в прошлых планах экономического и социального развития КНР. Данная таблица представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Решение ключевых проблем в передовых областях науки и техники в 14-м пятилетнем плане (2021–2025 гг.)

Перечислим по порядку представленные на рисунке 5 направления:

1.               ИИ нового поколения – традиционное, одно из самых важных прорывных направлений в КНР, бурно развивающееся за счет огромных объемов данных и централизованного управления отраслью на государственном уровне;

2.               Технологии «Big Data»;

3.               Интегральные микросхемы;

4.               Когнитивные технологии;

5.               Генетика и биотехнологии;

6.               Клиническая медицина и здоровье;

7.               Космические, глубоководные и полярные исследования.

Под каждым направлением есть перечисление, в какой именно области будут применяться инновационные технологии.

Рассмотрим аналогичную таблицу в 13-м пятилетнем плане. Она представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Основные проекты 13-го пятилетнего плана и инновации в науке и технике до 2030 года

Представленная таблица значительно уступает по своему объему таблице 14-го пятилетнего плана. Она содержит 2 основных раздела. Первый раздел носит название «Основные технологии». Перечислим направления исследований:

1.               Авиационный двигатель и газовая турбина;

2.               Глубоководная космическая станция;

3.               Квантовая связь и квантовый компьютер;

4.               Когнитивные технологии;

5.               Национальное киберпространство и его безопасность;

6.               Исследование дальнего космоса, обслуживание космических аппаратов на орбите и атомных реакторных систем.

Второй раздел именуется как «Крупные проекты»:

1.               Независимые инновации в семеноводческой отрасли;

2.               Чистое и эффективное использование угля;

3.               Интеллектуальная сеть;

4.               Интегрированная информационная сеть неба и земли;

5.               Технологии «Big Data»;

6.               Интеллектуальное производство и робототехника;

7.               Основные исследования, разработки и применение новых материалов;

8.               Комбинированная среда «Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй» (в 12-й пятилетке развитие этого объединённого региона стало государственной стратегией);

9.               Здравоохранение.

По анализу двух таблиц выше можно сделать вывод о том, что в новом Плане существенный акцент сделан на решении ключевых проблем в передовых областях науки и техники, с их точным и обширным описанием, в отличие от той же таблицы в плане 13-й пятилетки.

Роль инноваций в новом Плане стала одной из центральных. Инновации, с одной стороны, должны повысить конкурентоспособность страны, позволить КНР сохранить и укрепить свои позиции на международной арене и изменить модель роста, а с другой стороны повысить способности правительства по контролю над обществом по обеспечению безопасности.

Выводы по анализу 14-го пятилетнего плана

Структурированная экономическая трансформация, которую переживает Китай сейчас и будет переживать в ходе следующих планов народно-экономического и социального развития, имеет еще большее значение для будущего мира.

Китай готовится к фундаментальному смещению движущих сил своего экономического роста с традиционных методов производства на инновации и технологии. Рост его новых отраслей, новых видов бизнеса, новых бизнес-моделей — растет в геометрической прогрессии и оказывает влияние на экономику во всем мире.

Стратегические интересы Китая становятся более ясными. КНР обретает все большую уверенность в своей способности более активно участвовать в мировых делах.



Список литературы:

  1. Кашин В.Б., Пятачкова А.С., Смирнова В.А., Литвинов А.А., Поташев Н.А. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР // Аналитическая записка К6/03/2021. – М.: ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, 2021. – 25 с.
  2. Кулинцев Ю.В. Стратегия «Двойной циркуляции» и её влияние на российско-китайские отношения [Текст] // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2021. – № 26. – С. 242–255.
  3. 国民经济和社会发展第十三个五年规划纲要 2016–2020 年 [13-й пятилетний план народно-экономического и социального развития Китайской Народной Республики на 2016–2020 гг.] [Электронный ресурс]. – 2016. URL: http://www.12371.cn/special/sswgh/wen/#5
  4. 中华人民共和国国民经济和社会发展第十四个五年规划和 2035 年远景目标纲要 [14-й пятилетний план народно-экономического и социального развития Китайской Народной Республики и наброски перспектив до 2035 г.] [Электронный ресурс]. – 2020. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm
  5. 中国社科院专家解读“十四五”规划与中国发展 [Эксперты Китайской академии общественных наук интерпретируют «14-ю пятилетку» и развитие Китая]. [Электронный ресурс]. – 2020. URL: http://share.gmw.cn/news/2020-11/28/content_34410369.htm
  6. Who Is Winning the AI Race: China, the EU or the United? [Кто побеждает в гонке ИИ: Китай, Евросоюз или США?]. [Электронный ресурс]. – 2019. URL: https://datainnovation.org/2019/08/who-is-winning-the-ai-race-china-the-eu-or-the-united-states/#_edn7


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: