» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022
Автор: Светлана Павловна Прилуцкая, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Реализация воспитательного компонента в работе воспитателя общежития
Дата публикации: 12.02.2022
УДК 377
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В
РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ОБЩЕЖИТИЯ
Прилуцкая Светлана Павловна
воспитатель
1 квалификационной категории
ГБПОУ
АО «Архангельский финансово-промышленный колледж», г. Архангельск
Аннотация. В
статье рассмотрена проблема подготовки обучающихся в учреждениях СПОв рамках реализации ФГОС нового поколения, включающих в
себя обязательный воспитательный компонент; представлен опыт работы по данному
направлению.
Ключевые слова:
воспитательная компонента, среднее профессиональное образование, обучающийся,
общежитие, воспитатель.
В
соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» основные профессиональные образовательные
программы, в том числе образовательные программы среднего профессионального
образования – программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (далее –
образовательные программы СПО), с 1 сентября 2021 года должны включать в себя
рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые
разрабатываются на основе примерной рабочей программы воспитания и примерного
календарного плана воспитательной работы (далее – ПРПВ, ПКПВР).
Подготовка обучающихся в учреждениях СПО в
современных условиях должна отвечать актуальным задачам реализации нового
поколения ФГОС, которые включают в себя воспитательный компонент: примерную
программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития, в которой
охарактеризованы воспитательные ценности, цели и задачи воспитания, его
примерное содержание, механизмы, формы и методы, подходы к оценке результативности
воспитательного процесса [1].
Воспитательная
компонента – это направление педагогического процесса, отвечающее за
формирование: воспитательной системы; воспитывающей среды; воспитательного
потенциала обучения; воспитательной деятельности
Главной целью воспитательной работы,
осуществляемой в нашем образовательном учреждении является подготовка
квалифицированных, грамотных, конкурентоспособных специалистов, способных к
дальнейшему развитию и совершенствованию, в т. ч. к профессиональному росту;
являющихся полноценными членами общества, активными и законопослушными
гражданами своей страны; а также оказание помощи обучающимся в жизненном
самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении и
самореализации.
Воспитательные
задачи в ОО реализуются по следующим направлениям:
·
Духовно - нравственное
·
Гражданско-патриотическое
·
Правовое
·
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
·
Экологическое
·
Культурно -
эстетическое
·
Студенческое самоуправление
·
Профориентационная работа,
·
Работа с родителями (законными представителями)
Организация
воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания
профессионального учебного заведения.
Для
того чтобы реализация воспитательного компонента осуществлялась в полной
мере, и чтобы эта работа была наиболее
эффективной, необходимо взаимодействие всех участников педагогического
процесса, к которым в данном случае
относятся: администрация, заведующий общежитием, воспитатели, совет общежития,
руководители учебных групп, преподаватели, библиотекарь.
Воспитание
студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс.
Важно
изучить особенности проживающих в общежитии студентов. Это процесс
долговременный и охватывает весь период проживания обучающихся
в общежитии. Контингент общежития в значительной степени формируется из
сельской молодежи. И резкая смена условий жизни, социальной среды нередко
оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Сельская молодежь,
попадая в город, стремится как можно скорее усвоить
особенности городской жизни. Город создает у ребят иллюзию взрослости[3],[4].
Воспитание
сознательной дисциплины.
Поэтому с
первых дней воспитатель совместно с администрацией устанавливает твердый
режим и четкий внутренний распорядок проживания, которые неукоснительно должны
выполняться студентами, приучают их заботиться о чистоте и порядке в помещении.
Воспитатель не только поощряет дисциплинированное поведение, но и в случае
нарушений, применяет и меры наказания.
Организация
быта обучающихся
Для
успешного решения учебно-воспитательных задач большое значение имеет культура
быта, четкая упорядоченность всех его элементов.
Задача
воспитателей – создать четкую систему трудового воспитания в общежитии. Для ее успешного функционирования необходим ряд условий:
доброжелательное отношение к проживающим; воспитание у обучающих готовности
воспринимать воздействия педагога и правильно реагировать на них; всеобщность и
обязательность труда, разнообразие видов, методов и форм организации труда;
понимание конечной цели каждого трудового задания и заинтересованность в его
выполнении.
Основной
вид деятельности обучающихся – самообслуживание.
Дежурство
должно быть организовано с первого дня заселения в общежитие. Специально
оформленные листки с перечнем прав и обязанностей дежурных вывешиваются на
каждом этаже, на видном месте. Результаты труда дежурных зависят от единства
требований и контроля. По линии самоуправления организация дежурства является
задачей совета общежития.
Организуя
работу по самообслуживанию, воспитатель должен принимать во внимание не только
конечный результат труда, но и отношения, которые сложились в коллективе в
процессе этой деятельности.
Один
из элементов самообразовательной деятельности – самоподготовка студентов в
общежитии.
Это специфический режимный момент, в котором
сочетаются как учебные, так и воспитательные задачи. Необходимо разъяснять обучающимся
важность соблюдения режима самоподготовки.
Если самоподготовка правильно организована, то у проживающих
в общежитии формируются навыки самостоятельного труда, умения самим добывать
новые знания, работать с учебной книгой, справочной литературой.
Эффективность
самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических
требований в учебной работе (соблюдение правил личной гигиены, регулярное
проветривание, чистота окон и т.д.).
В
общежитии важно развитие самоуправления.
Совет
общежития, в состав которого входят представители этажей, проживающие в общежитии, следует с первых дней после
избрания привлекать к принятию самостоятельных решений, управлению коллективом,
контролю за поведением проживающих. На своих заседаниях, совет рассматривает различные
вопросы организации быта и досуга, выполнения проживающими режима.
Вовлечение
молодежи в полезную для личности и общества жизнь: это культурный досуг.
Организация воспитывающего познавательного досуга
молодёжи в общежитии, который будет ей интересен, возможна, если знать их
потребности. А потребности их довольно многообразны. Они зависят от возраста и
общего развития. В нашем общежитии проживают в основном обучающиеся от 17 до 23
лет.У ребят этого возраста
преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях.Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки,
развлекательные вечера отдыха. Однако ориентироваться только на эти потребности
нельзя, т.к. это приведёт к односторонности в развитии молодёжи.
В нашем общежитии воспитательная работа ведётся
по направлениям, описанным выше.
Примеры мероприятий, проводимых в
рамках реализации воспитательных задач по направлениям в нашем образовательном
учреждении представлены в таблице 1.
Таблица 1. Примеры мероприятий по направлениям
Направления |
Мероприятия |
Духовно-
нравственное |
участие
в акции «Помоги нуждающимся», уборка памятников и
мемориалов |
Гражданско-патриотическое
|
оформление
информационных стендов на тему:
«Терроризм – угроза обществу!»,
участие в фестивале «Помним.Гордимся.Верим»,
участие в мероприятиях к 1 и 9 мая, участие в городских, всероссийских конкурсах, викторинах на данную тематику |
Правовое
|
беседы,
информационные стенды на тему вреда алкоголизма, табакокурения, профилактические беседы с сотрудниками УМВД
России |
Воспитание
потребности в здоровом образе жизни |
оформление
информационных стендов на тему; турниры по настольному теннису, шахматам,
шашкам; участие в городских спортивных
мероприятиях «Битва общежитий», День ходьбы |
Экологическое
|
участие
в акции по сбору макулатуры, участие в акции «Крышечки на благо», участие в
субботниках, общегородских субботниках, всероссийской акции «Зеленая Россия» |
Культурно- эстетическое |
участие
в творческих мастер-классах,
участие студентов в традиционных
городских конкурсах: «Виват, студент!», «Студент года », «Битва общежитий»,
участие студентов во всероссийской акции «Ночь искусств », 8 марта, Новый год |
Студенческое
самоуправление |
заседания совета общежития, организация дежурства,
деятельность клуба «Поколение NEXT» |
Работа
с родителями (законными представителями) |
встречи,
беседы, консультирование |
Неизменное правило к любому воспитательному
мероприятию - его познавательный уровень, нравственный смысл, эмоциональное
исполнение, системность. Несомненно, выявление, развитие и формирование
широких и устойчивых интересов обучающихся [2].
Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит
в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным
интересам студентов.
Итак,
обобщая выше сказанное, реализация воспитательного компонента в работе
воспитателя общежития, да и в учебном заведении в целом, направлена на
формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности,
порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики.
Воспитательная работа проводиться с учётом психолого-возрастных особенностей
молодых людей и, прежде всего с учётом того, что студенты, в дальнейшем,
становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются
гражданские качества, развивается чувство коллективизма.
Воспитателю
необходимо владеть методами индивидуального подхода к студентам, уметь
убеждать. Весь образ жизни и поведения воспитателя должны быть для его
воспитанников примером высокой нравственности. Человек, работающий с детьми,
должен обладать широким кругозором, чтобы суметь оказать помощь в развитии их
творческих способностей, удовлетворении растущих интересов и потребностей в
разумной организации свободного времени.
Список литературы:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/
- Бовкун В.В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии// Воспитательная работа с учащимися в РУДН в современных условиях: концепция, проблемы. Организация. – М. –1997. – С. 112–114.
- Козлов А.А. Формирование гражданского сознания молодых россиян / НИИВО.– М.: 1997. – 40 с.
- Философия воспитания: специальный курс / Б.Т. Лихачев. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 334 с.
Комментарии: