» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022

Автор: Светлана Павловна Прилуцкая, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Реализация воспитательного компонента в работе воспитателя общежития

Статья просмотрена: 172 раз
Дата публикации: 12.02.2022

УДК 377

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ОБЩЕЖИТИЯ

Прилуцкая Светлана Павловна

воспитатель 1 квалификационной категории

ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж», г. Архангельск

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема подготовки обучающихся в учреждениях СПОв рамках реализации ФГОС нового поколения, включающих в себя обязательный воспитательный компонент; представлен опыт работы по данному направлению.

Ключевые слова: воспитательная компонента, среднее профессиональное образование, обучающийся, общежитие, воспитатель.

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» основные профессиональные образовательные программы, в том числе образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (далее – образовательные программы СПО), с 1 сентября 2021 года должны включать в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые разрабатываются на основе примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы (далее – ПРПВ, ПКПВР).

Подготовка обучающихся в учреждениях СПО в современных условиях должна отвечать актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС, которые включают в себя воспитательный компонент: примерную программу воспитания, социализации и духовно-нравственного развития, в которой охарактеризованы воспитательные ценности, цели и задачи воспитания, его примерное содержание, механизмы, формы и методы, подходы к оценке результативности воспитательного процесса [1].

Воспитательная компонента – это направление педагогического процесса, отвечающее за формирование: воспитательной системы; воспитывающей среды; воспитательного потенциала обучения; воспитательной деятельности 

Главной целью воспитательной работы, осуществляемой в нашем образовательном учреждении является подготовка квалифицированных, грамотных, конкурентоспособных специалистов, способных к дальнейшему развитию и совершенствованию, в т. ч. к профессиональному росту; являющихся полноценными членами общества, активными и законопослушными гражданами своей страны; а также оказание помощи обучающимся в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении и самореализации.

Воспитательные задачи в ОО реализуются по следующим направлениям:

·                 Духовно - нравственное

·                 Гражданско-патриотическое

·                 Правовое

·                 Воспитание потребности в здоровом образе жизни

·                 Экологическое

·                 Культурно -  эстетическое

·                 Студенческое самоуправление

·                 Профориентационная работа,

·                 Работа с родителями (законными представителями)

Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения.

Для того чтобы реализация воспитательного компонента осуществлялась в полной мере,  и чтобы эта работа была наиболее эффективной, необходимо взаимодействие всех участников педагогического процесса, к которым  в данном случае относятся: администрация, заведующий общежитием, воспитатели, совет общежития, руководители учебных групп, преподаватели, библиотекарь.

Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс.

Важно изучить особенности проживающих в общежитии студентов. Это процесс долговременный и охватывает весь период проживания обучающихся в общежитии. Контингент общежития в значительной степени формируется из сельской молодежи. И резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Сельская молодежь, попадая в город, стремится как можно скорее усвоить особенности городской жизни. Город создает у ребят иллюзию взрослости[3],[4].

Воспитание сознательной дисциплины.

 Поэтому с  первых дней воспитатель совместно с администрацией устанавливает твердый режим и четкий внутренний распорядок проживания, которые неукоснительно должны выполняться студентами, приучают их заботиться о чистоте и порядке в помещении. Воспитатель не только поощряет дисциплинированное поведение, но и в случае нарушений, применяет и меры наказания.

Организация быта  обучающихся

Для успешного решения учебно-воспитательных задач большое значение имеет культура быта, четкая упорядоченность всех его элементов.

Задача воспитателей – создать четкую систему трудового воспитания в общежитии. Для ее успешного функционирования необходим ряд условий: доброжелательное отношение к проживающим; воспитание у обучающих готовности воспринимать воздействия педагога и правильно реагировать на них; всеобщность и обязательность труда, разнообразие видов, методов и форм организации труда; понимание конечной цели каждого трудового задания и заинтересованность в его выполнении.

Основной вид деятельности обучающихся – самообслуживание.

Дежурство должно быть организовано с первого дня заселения в общежитие. Специально оформленные листки с перечнем прав и обязанностей дежурных вывешиваются на каждом этаже, на видном месте. Результаты труда дежурных зависят от единства требований и контроля. По линии самоуправления организация дежурства является задачей совета общежития.

Организуя работу по самообслуживанию, воспитатель должен принимать во внимание не только конечный результат труда, но и отношения, которые сложились в коллективе в процессе этой деятельности.

Один из элементов самообразовательной деятельности – самоподготовка студентов в общежитии.

 Это специфический режимный момент, в котором сочетаются как учебные, так и воспитательные задачи. Необходимо  разъяснять обучающимся важность соблюдения режима самоподготовки.  Если самоподготовка правильно организована, то у проживающих в общежитии формируются навыки самостоятельного труда, умения самим добывать новые знания, работать с учебной книгой, справочной литературой.

Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований в учебной работе (соблюдение правил личной гигиены, регулярное проветривание, чистота окон и т.д.).

В общежитии важно развитие  самоуправления.

Совет общежития, в состав которого входят представители этажей, проживающие  в общежитии, следует с первых дней после избрания привлекать к принятию самостоятельных решений, управлению коллективом, контролю за поведением проживающих.  На своих заседаниях, совет рассматривает различные вопросы организации быта и досуга, выполнения проживающими  режима.

Вовлечение молодежи в полезную для личности и общества жизнь: это культурный досуг.

Организация воспитывающего познавательного досуга молодёжи в общежитии, который будет ей интересен, возможна, если знать их потребности. А потребности их довольно многообразны. Они зависят от возраста и общего развития. В нашем общежитии проживают в основном обучающиеся от 17 до 23 лет ребят этого возраста преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях.Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. Однако ориентироваться только на эти потребности нельзя, т.к. это приведёт к односторонности в развитии молодёжи.
В нашем общежитии воспитательная работа ведётся  по направлениям, описанным выше.

Примеры мероприятий, проводимых в рамках реализации воспитательных задач по направлениям в нашем образовательном учреждении представлены в таблице 1.

Таблица 1. Примеры мероприятий по направлениям

Направления

Мероприятия

Духовно- нравственное

участие в акции «Помоги нуждающимся», уборка памятников и мемориалов

Гражданско-патриотическое

 

оформление информационных стендов  на тему: «Терроризм – угроза обществу!»,  участие в фестивале «Помнимордимся.Верим», участие в мероприятиях к 1 и 9 мая, участие в городских, всероссийских  конкурсах, викторинах на данную  тематику

Правовое

беседы, информационные стенды на тему вреда алкоголизма, табакокурения,  профилактические беседы с сотрудниками УМВД России

Воспитание потребности в здоровом образе жизни 

оформление информационных стендов  на тему;  турниры по настольному теннису, шахматам, шашкам;  участие в городских спортивных мероприятиях «Битва общежитий», День ходьбы

Экологическое

участие в акции по сбору макулатуры, участие в акции «Крышечки на благо», участие в субботниках, общегородских субботниках, всероссийской акции «Зеленая Россия»

Культурно-  эстетическое

участие в творческих мастер-классах, участие студентов  в традиционных городских конкурсах: «Виват, студент!», «Студент года », «Битва общежитий», участие студентов во всероссийской акции «Ночь искусств », 8 марта, Новый год

Студенческое самоуправление

заседания  совета общежития, организация дежурства, деятельность клуба «Поколение NEXT»

Работа с родителями (законными представителями)

встречи, беседы, консультирование

 

Неизменное правило к любому воспитательному мероприятию - его познавательный уровень, нравственный смысл, эмоциональное исполнение, системность. Несомненно, выявление, развитие и формирование широких и устойчивых интересов обучающихся [2].

Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам студентов.

Итак, обобщая выше сказанное, реализация воспитательного компонента в работе воспитателя общежития, да и в учебном заведении в целом, направлена на формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики. Воспитательная работа проводиться с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и, прежде всего с учётом того, что студенты, в дальнейшем, становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

Воспитателю необходимо владеть методами индивидуального подхода к студентам, уметь убеждать. Весь образ жизни и поведения воспитателя должны быть для его воспитанников примером высокой нравственности. Человек, работающий с детьми, должен обладать широким кругозором, чтобы суметь оказать помощь в развитии их творческих способностей, удовлетворении растущих интересов и потребностей в разумной организации свободного времени.



Список литературы:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/
  2. Бовкун В.В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии// Воспитательная работа с учащимися в РУДН в современных условиях: концепция, проблемы. Организация. – М. –1997. – С. 112–114.
  3. Козлов А.А. Формирование гражданского сознания молодых россиян / НИИВО.– М.: 1997. – 40 с.
  4. Философия воспитания: специальный курс / Б.Т. Лихачев. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 334 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: