» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (60) 2022

Автор: Булавкина Елена Леонидовна, заведующий
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Взаимодействие с родителями. Сотрудничество ради детей

Статья просмотрена: 146 раз
Дата публикации: 27.02.2022

УДК 373:24

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. СОТРУДНИЧЕСТВО РАДИ ДЕТЕЙ

Булавкина Елена Леонидовна

заведующий

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье представлен практический опыт взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Изложены разные варианты сотрудничества как традиционные, так и инновационные формы и методы, которые помогут добиться полного понимания и общего подхода в воспитательной и образовательной деятельности с детьми.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, семья, традиционные и нетрадиционные методы взаимодействия.

 

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [3].

Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом, подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Я считаю, что в основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Работая в педагогической сфере много лет, я пришла к выводу, что сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений, что в конечном результате приводит к созданию благоприятной атмосферы в ДОУ.

В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и с образовательным учреждением, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности [5].

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие — предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей [1].

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи [2].

С каждым годом актуальность проблемы взаимодействия ДОУ и семьи возрастает. В связи с карантинными мерами в период пандемии возникли сложности во взаимодействии, которые нам пришлось решать по-новому. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от образовательного процесса. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решаем через проект «Я с семьей, она со мной, а вместе мы с детским садом».

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. В этой связи, необходима разработка и внедрение новой системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных [4].

 Таким образом, следуя из вышеизложенного, мы определили цель взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО: формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации. Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

  1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
  2. Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников;
  3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
  4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях;
  5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектив;
  6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия;
  7. Создать условия для творческой самореализации родителей и детей;
  8. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.

Для решения поставленных задач, мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны, потребностей, интересов и запросов самих родителей. Планируя ту или иную форму взаимодействия, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность. В качестве обязательного направления взаимодействия можно выделить педагогическое партнерство. Реализация педагогического партнерства осуществляется с помощью:

-          разработки и проведение социально - значимых акций;

-          привлечения родителей к планированию и организации совместных проектов;

-          организации дней самоуправления;

-          проведения родительских конференций;

-          организации «Творческих мастерских» совместно с родителями.

В условиях современной реальности нам приходится активно использовать цифровые технологии для организации совместно деятельности с семьями воспитанников, так например активно стали использовать онлайн-детский сайт на официальной странице детского сада, где для родителей представлены различные виды занятий с детьми в домашних условиях, так же в помощь родителям педагоги и специалисты готовят различные консультации. Создана группа для обмена полезной информацией в Viber, здесь родители могут задать вопросы, поделится друг с другом интересными идеями или успехами. Для проведения встреч с родителями в режиме online мы стали использовать интернет платформу Zoom, это стало хорошей возможностью контактировать с родителями. Цифровизация образовательного процесса дает большие возможности для взаимодействия с семьями воспитанников и ДОУ, необходимо лишь принять современные условия и действовать в этих рамках.

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что одним из условий, для создания социальной ситуации развития, является: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Сегодня наш детский сад ориентирован на поиск таких форм и методов взаимодействия и сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности родителей и будут способствовать активизации родительской позиции [6].

Таким образом, нетрадиционные, креативные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья – ребенок – детский сад», являясь эффективным механизмом реализации ФГОС дошкольного образования. Представленные формы взаимодействия с родителями, наработанные эффективной практикой, представляют возможность любому детскому саду составить свой вариант сотрудничества с семьей

Работа ведется в трех направлениях: 1)    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2)    Повышением педагогической культуры родителей. 3)    Вовлечение родителей в деятельность  ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Решаются основные задачи: 1)    Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; 2)    Объединить усилия для развития и воспитания детей; 3)    Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 4)    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; 5)    Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В рамках реализации данного проекта в ДОУ организована работа родительских клубов:

Родительский клуб «Первые шаги».    Цель — содействовать укреплению связей ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, в том числе и в вопросах здоровья и ЗОЖ Родительский клуб «Скоро в школу».    Цель — повышение педагогической культуры родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
Родительский клуб «Умники и умницы».    Цель — повышение педагогической культуры родителей в вопросах интеллектуального, физического и психического развития детей на этапе дошкольного детства.

Данная работа в ДОУ ведется второй год, клубы успешно функционируют и вызывают интерес у родителей. Они активно принимают участие в проведении мероприятий в рамках клуба. Одной из полюбившихся форм работы с родителями стали «День самоуправления». В эти дни родители смогли погрузиться в атмосферу дошкольного учреждения и попробовать свои силы в проведении занятий, прогулок, режимных моментов. Также в рамках проекта мы используем и другие формы работ: участие в конкурсах образовательного учреждения, муниципальных, областных, всероссийских, международных; проведение родительских собраний в разных формах и по запросу родителей; тематические акции; организация сообществ родителей ДОУ в социальной сети «Вконтакте»; организация работы сайта; организация Дней открытых дверей; организация работы родителей со спонсорами; совместные праздники и развлечения с детьми и родителями; организация рейдов безопасности; организация ремонта помещений учреждения и благоустройство территории; встречи с интересными людьми.

Мы находимся постоянно в поиск эффективных формы вовлечения родителей в деятельность дошкольного учреждения.  Продуктом реализации проекта станет программа по взаимодействию с родителями «Сотрудничество ради детей» Цель программы: создание единого образовательного пространства «Детский сад-семья».   Семья и д/сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.



Список литературы:

  1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 66 - 70.
  2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
  3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. – 100 с.
  4. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения: 25.02.2022)
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ciur.ru) (дата обращения: 25.02.2022)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: